Задачи:
- Учиться внимательно слушать текст стихотворения, выделяя признаки зимы
- Учимся подбирать родственные слова
- Закрепляем умение употреблять антонимы
Ход занятия.
1. Организационный момент. Вводная беседа.
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц?
- А какие зимние месяцы вы знаете?
- Какой праздник скоро наступит?
- Чем зима отличается от других времен года?
2. Основная часть.
Развитие лексико – грамматических категорий
3. 1. Логопед предлагает детям послушать стихотворение и запомнить признаки зимы, описанные в стихотворении.
Зима
Отличается зима от весны и лета.
Очень снежная она, вся в снега одета.
Реки скованы все льдом, и в узорах стекла,
Иней на ветвях висит, вьюга дует в окна.
Небо серое с утра, падают снежинки,
Спят деревья и кусты, кормят птиц рябинки.
Звери в дуплах и норах спрятались от стужи.
А детишкам для забав снег пушистый нужен.
Слепят вмиг снеговика – и кататься с горки.
Шуба, шапка и штаны – все в ледовой корке!
Лишь зимою новый год с елкою приходит.
Новогодний хоровод весело заводит.
Далее логопед дополняет и обобщает ответы детей приметами:
- Земля покрыта снегом, а реки и озера скованы льдом
- Стало холодно и морозно
- Дуют сильные ветры, часто бывает метели, снегопады
- Ночи становятся длиннее, а дни – короче
- Люди надевают теплую одежду
- Дети катаются на санках, лыжах, лепят снеговиков, играют в снежки
Пальчиковая гимнастика
Мы погреемся немножко,
Мы потопаем в ладошки,
Ножками потопаем,
И себя похлопаем.
3. 2. Игра «Кто больше»
Логопед предлагает детям посоревноваться и придумать как можно больше прилагательных к словам:
- Снег … (какой?) белый, холодный, пушистый, легкий, мягкий, чистый.
- Лед … скользкий, гладкий, прозрачный, холодный, ровный, твердый.
- Зима … снежная, морозная, холодная, долгожданная, суровая, злая.
3. 3. Упражнение «Подбери родственное слово»
Логопед объясняет, почему говорят «родственное слово»
К слову зима:
- Каким словом можно назвать зиму? (зимушка)
- Как можно назвать день зимой? (зимний)
- Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (зимующие)
К слову снег:
- Кого лепят из снега? (снеговика)
- Как можно сказать о горке зимой из снега? (снежная)
- Как называют цветок, который появляется первым из-под снега весной? (подснежник)
3. 4. Игра «Посчитай – ка»
Со словами: снежинка, снеговик.
3. 5. Игра «Наоборот»
Длинный нос – короткий нос
Широкий шарф – узкий шарф
Большое ведро – маленькое ведро
Высокий снеговик – низкий снеговик
3. 6. Составь предложения из слов
Синички – ветка — мерзнуть – сало
Друзья – комки – снеговик – морковка
Собака – дрожать – скулить
Мама – звать – мальчик – обед
Дети- строить – снег-горка
Дворник – заливать – горка – шланг
4. Итог занятия:
- О каком времени года мы с вами говорили?
- Назовите признаки зимы, которые вы запомнили?
- Что значит «родственные слова»?
|