Раздел «Формирование элементарных математических представлений» (средняя группа)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 70»
Образовательная область. Познавательное развитие.
Подготовила и провела воспитатель гр. № 3: Горулева Е. Е. Ярославль, 2018 г.
Цель: выявить уровень знаний детей к концу года.
Задачи:
- Закреплять знания детей о временах года и времени суток.
- Закреплять знания величин (широкий-узкий, длинный-короткий, высокий-низкий, большой-маленький).
- Продолжать формировать знания детей о свойствах квадрата (4 стороны, все стороны равны, все углы равны).
- Совершенствовать навык ориентировки на листе бумаги.
- Упражнять в счете до 5 и обратно и соотнесение количественного счета.
- Закреплять у детей знания, полученные ранее.
- Учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя. Расширять словарный запас детей.
- Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Демонстрационный материал: мишка, конверт с заданиями, картинки со временами года и частями суток (в виде презентации), картинки на сравнение и ориентацию в пространстве (в виде презентации).
Материал: счетные палочки на каждого ребенка, карточки с цифрами от 1 до 5 на каждого ребенка, разрезные геометрические фигуры, корзинка с конфетами (для сюрпризного момента).
Ход занятия:
Ребята давайте поздороваемся:
Станем рядышком, по кругу, Скажем «Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!
Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (ответы детей) Тогда внимательно слушайте первую загадку:
* Он всю зиму в шубе спал Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь Это зверь лесной… (медведь)
Правильно, это медведь. Вот и к нам сегодня в гости пришёл Мишка. Он долго спал, а теперь проснулся и не может понять какое сейчас время года?
Мишка: Здравствуйте ребята! Подскажите, какое сейчас время года? Может мне не пора просыпаться? Что то я совсем запутался.
Воспитатель: Ну что ребята, поможем нашему мишке разобраться и доказать, что сейчас весна? (ответы детей) А чтобы Мишка лучше разобрался и запомнил, я буду задавать вопросы, а вы будете на них отвечать. И так: по каким признакам мы определим, что наступила весна? В какое время года спят Медведи? А в какое время года просыпаются? Что будет после весны? А после лета? Какие весенние месяцы вы знаете? Ну что Мишка, ребята помогли тебе разобраться со временем года?
Мишка: Конечно, спасибо вам ребята за вашу помощь. Я всю зиму так сладко спал и мне снились разные сны. И вот однажды мне приснился сон с загадками, играми и заданиями по математике. Я их запомнил и записал на листок бумаги, а потом спрятал в конверт, чтобы не потерять. Давайте откроем конверт и посмотрим, что там за задания. Вот листок, а на нем загадки. Слушайте внимательно!
* Спят медведи и слоны Заяц спит и ёжик, Все вокруг уснуть должны Наши дети тоже. Когда все спят? (ночью)
* Солнце яркое встает Петушок в саду поет, Наши дети просыпаются, В детский садик собираются. Когда это бывает? (утром)
* Солнце в небе ярко светит На прогулку пошли дети. Когда это бывает? (днем)
Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки Мишки разгадали. Наших ребят не так-то просто запутать. Но даже нашим всезнайкам нужен отдых, давайте и мы с вами немножечко отдохнем и проведем разминку. Ребята в какое время суток мы делаем зарядку? (ответы детей) И ты Мишка вставай вместе с нами на зарядку.
Физкультминутка.
Медвежата в чаще жили, (шагаем) Головой своей крутили. Вот так, вот так, (круговые движения головой) Головой своей крутили.
Медвежата мед искали, Дружно дерево качали (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево) Вот так, вот так, Дружно дерево качали.
А потом они ходили. (ходьба по медвежьи) И из речки воду пили. Вот так, вот так, И из речки воду пили (наклоны туловища вперед).
А потом они плясали (пружинки с поворотом туловища влево и вправо), Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху) Вот так, вот так, Лапы выше поднимали!
Воспитатель: Ну, Мишка, покажи нам, что еще интересного тебе приснилось?
Мишка: А мне приснилась игра «закончи предложение».
Воспитатель: Хорошо Миша давай я тебе помогу. Ребята я буду начинать предложение, а вы заканчивать. Я думаю, вы с легкостью справитесь и с этим заданием. (Презентация: по 2 картинки для сравнения)
- Арбуз по размерам какой? (большой). А яблоко? (маленькое);
- Шарф по ширине какой? (узкий). А полотенце? (широкое);
- Этот дом по высоте какой? (высокий). А этот дом? (низкий);
- Этот канат по толщине какой? (толстый). А этот? (тонкий);
- У девочки по длине волосы какие? (длинные). А у мальчика? (короткие).
- В какой стороне находится квадрат? (справа). А треугольник? (слева);
- Где находится прямоугольник? (вверху). А круг? (внизу).
Мишка: Какие вы все молодцы, ни в чем вас не запутаешь. А еще я очень люблю играть и принес игру «Собири фигуру». Внимательно слушайте задание: «Вам нужно разделиться на две команды (воспитатель поможет нам). Одна команда подходит к этому столу, другая команда к этому столу. На столах лежат разрезанные геометрические фигуры (давайте вспомним какие вы знаете геометрические фигуры? (ответы детей) ваша задача собрать геометические фигуры из разрезанных карточках). Раз, два три игру начни».
Мишка: Молодцы ребята! Здорово мы с вами поиграли.
Воспитатель: Да мишка, наши ребята много узнали за этот год и готовы перейти в старшую группу. Ребятки вы готовы перейти в старшую группу? (ответ детей)
Мишка: А это мы сейчас и проверим, у меня есть еще одно задание, самое сложное, для начала присаживайтесь за столы и слушайте внимательней: «Перед вами лежат счетные палочки, откройте их и отсчитайте четыре зеленных палочки. Посмотрите, одинаковой длины палочки? А какую геометрическую фигуру можно составить из четырех палочек одинаковой длины? (квадрат)
Составьте, пожалуйста, квадрат из счетных палочек. А теперь давайте посчитаем сколько у квадрата углов и поднимите соответствующую цифру? (ответы детей). Хорошо. А теперь положите палочки в ряд. Сколько надо добавить палочек, чтобы их стало пять? Давайте посчитаем палочки (от 1-го до 5-ти). А теперь посчитаем обратным счетом.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились со всеми Мишкиными заданиями. Похлопайте себе!!! Ну, Мишутка, понравилось тебе у нас в садике? Приходи еще к нам с новыми играми и заданиями!
Мишка: Обязательно приду, а за то, что вы отгадали все мои загадки и справились со всеми моими заданиями, я хочу подарить вам корзинку конфет. До свидания ребята! До новых встреч.
|