Глава 59. Дошкольное образование
Дети могут получить дошкольное образование:
-
в государственных дошкольных образовательных учреждениях;
-
в образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста;
-
в других образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы данного уровня;
-
в негосударственных образовательных организациях;
-
в семейных (домашних) условиях.
В государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях образование носит светский характер.
59.1 Дошкольные образовательные учреждения
Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
- детский сад;
- детский сад для детей раннего возраста - от 2 месяцев до 3 лет;
- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста - от 5 до 7 лет;
- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
- детский сад компенсирующего вида с коррекцией отклонений в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
- детский сад общеразвивающего вида с приоритетом одного из направлений развития (познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического, физического);
- центр развития ребенка - детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое.
Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.
Предельная наполняемость групп:
- в группах общеразвивающей направленности:
- от 2 месяцев до 1 года - 10 детей;
- от 1 года до 3 лет - 15 детей;
- от 3 лет до 7 лет - 20 детей;
- в разновозрастных группах общеразвивающей направленности:
- двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) - 8 детей;
- любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) - 10 детей;
- любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) - 15 детей;
- в группах компенсирующей направленности (по возрастам до 3 лет и старше 3 лет):
- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;
- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - 12 детей;
- для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
- для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;
- для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;
- для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;
- для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;
- для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;
- для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет - 8 детей;
- для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;
- для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;
- для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей;
- в группах оздоровительной направленности (до 3 лет и старше 3 лет):
- для детей с туберкулезной интоксикацией - 10 и 15 детей;
- для часто болеющих детей - 10 и 15 детей;
- для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, - 12 и 15 детей.
- в группах комбинированной направленности и категории детей с ограниченными возможностями здоровья:
- до 3 лет:
- 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
- старше 3 лет:
- 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;
- 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;
- 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.
Режим времени пребывания детей может быть:
- полного дня (12-часового пребывания);
- сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания);
- продленного дня (14-часового пребывания);
- кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день);
- круглосуточного пребывания.
Рабочая неделя может быть 5-дневной и 6-дневной. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
Питание детей организует дошкольное образовательное учреждение.
Медицинское обслуживание детей обеспечивают органы здравоохранения. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для медицинских работников, контролировать их работу. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания.
Взимание платы за содержание детей производится в соответствии с законодательством. Другие аспекты взаимоотношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором в соответствии с законодательством.
В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, плата не может превышать 20% затрат на содержание ребенка в учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих 3 и более несовершеннолетних детей, может взиматься не более 10%. За содержание детей с ограниченными возможностями здоровья, а также детей с туберкулезной интоксикацией в государственных и муниципальных образовательных учреждениях родительская плата не взимается.
Родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части платы:
- на первого ребенка в размере 20% размера внесенной ими родительской платы;
- на второго ребенка - в размере 50%;
- на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70%.
Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату.
В соответствии со своим уставом дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные платные образовательные услуги на основе договора с родителями. Такие услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.
59.2 Подготовка к школе
Подготовка детей 3-6 лет к школе проводится на базе дошкольных образовательных учреждений, а также образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста (для детей от 3 до 10 лет).
Работа по подготовке детей к школе может быть организована в различных режимах.
1. На базе общеобразовательных учреждений для детей 5-6 лет:
- в конце учебного года, с середины мая; весь июнь по два занятия в день, что составит примерно 60 занятий;
- один раз в неделю в течение всего учебного года по два занятия, что составит примерно 68 занятий;
- ежедневные (5 раз в неделю) занятия в течение всего учебного года по 2 занятия в день, что составит примерно 340 занятий, в том числе за счет работы групп продленного дня.
При этом продолжительность одного занятия не должна превышать 25-30 мин.
2. На базе дошкольного образовательного учреждения для детей, не воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении, организуются группы кратковременного пребывания детей.
Для детей 3-4 лет рекомендуется организовать по 2 занятия 2 раза в неделю: общее количество занятий в год составляет 120.
Для детей 5 лет - 3 раза в неделю по 2 занятия: число занятий в год - 180.
Для детей 6 лет - 5 раз в неделю по 2 занятия: число занятий в год - 300.
Занятия чередуются с организацией игры и другими нерегламентированными видами деятельности (рисованием, конструированием на свободную тему, подвижными играми и другими видами деятельности). Длительность одного занятия для детей младшего дошкольного возраста составляет 15 мин, среднего - 20 мин, старшего - 25-30 мин.
Работа с детьми должна быть дополнена работой с родителями (законными представителями).
Эффективной формой работы является также проведение совместных занятий для детей и родителей (законных представителей), что особенно актуально для детей, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи. При этом родителям (законным представителям) важно продолжать заниматься с детьми дома, опираясь на обучение, проводимое специалистами-дефектологами.
59.3 Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием обеспечивают образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Эти учреждения реализуют общеобразовательные программы дошкольного и начального общего образования.
Учреждение рассчитано на детей с 3-х до 10 лет, а в исключительных случаях - с более раннего возраста. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, учреждение получает с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
На основе реализуемых общеобразовательных программ в учреждении обеспечивается:
- формирование и развитие воспитанников и обучающихся;
- обучение грамоте, овладение навыками чтения, письма, счета;
- развитие познавательных и речевых способностей;
- формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения;
- формирование культуры, самостоятельности мышления и целостной картины мира, основ личной гигиены и здорового образа жизни.
Общеобразовательные программы реализуются через специфичные для каждого возраста воспитанников и обучающихся виды деятельности: игру, лепку, конструирование, рисование и др.
Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста раработано для следующих видов государственных и муниципальных учреждений:
- начальной школы - детского сада;
- начальной школы - детского сада компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции ограниченных возможностей здоровья воспитанников и обучающихся;
- прогимназии - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).
Для иных образовательных учреждений этого типа Типовое положение является примерным.
Образовательное учреждение разрабатывает свой устав на основе Типового положения.
Порядок приема определяется учредителем и закрепляется в уставе образовательного учреждения.
При приеме в учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении.
Взаимоотношения между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания и обучения.
В случаях нарушения договора, ущемления законных интересов и прав ребенка, родители могут обращаться в органы управления образованием, суд, прокуратуру.
Организация образовательного процесса в учреждении по программе начального общего образования регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми учреждением самостоятельно в соответствии с примерным учебным планом.
Язык (языки), на котором ведется воспитание и обучение в учреждении, определяется учредителем (учредителями) и (или) уставом учреждения.
Во всех имеющих государственную аккредитацию учреждениях изучение русского языка регламентируется государственным образовательным стандартом.
Учреждение самостоятельно в выборе форм, средств, методов воспитания и обучения, а также в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Педагогические работники учреждения имеют право свободно выбирать и использовать учебные пособия, материалы и учебники с учетом перечня учебников, рекомендованных и допущенных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе.
Учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус соответствующих образовательных программ. Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом учреждения.
Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем (учредителями).
Взимание платы с родителей (законных представителей) определяется исходя из общих затрат содержания воспитанников в учреждении с учетом длительности их пребывания, а также режима работы учреждения. В государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, плата не может превышать 20% затрат на содержание ребенка в учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих 3 и более несовершеннолетних детей, может взиматься не более 10%.
Родителям (законным представителям) выплачивается компенсация части этой платы:
- на первого ребенка в размере 20% размера внесенной ими родительской платы, фактически взимаемой за содержание ребенка в соответствующем образовательном учреждении,
- на второго ребенка - в размере 50%,
- на третьего ребенка и последующих детей - в размере 70%.
Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату.
Учреждение с учетом интересов родителей (законных представителей) и по согласованию с учредителем (учредителями) может открывать группы продленного дня, дошкольные группы компенсирующего вида, классы компенсирующего обучения, а также специальные (коррекционные) группы и классы для воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при наличии условий для коррекционной работы.
Образовательное учреждение организует питание и медицинское обслуживание детей.
Родители (законные представители) имеют право выбора дошкольного образовательного учреждения с учетом индивидуальных способностей детей, состояния их здоровья, уровня физического развития, возможностей семьи.
В тех случаях, когда родители считают, что детям требуется социально-психологическая поддержка и (или) коррекционно-педагогическая помощь, им следует обращаться в органы управления образованием. Органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие лечение, воспитание и обучение детей, их социальную адаптацию и интеграцию в обществе.
Образовательное учреждение обязано рассматривать предложения и жалобы родителей.
Диагностическую и консультативную помощь семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому, организуют и координируют органы местного самоуправления.
|