Автор:
- Мозолевская Янина Люциановна, Учитель-дефектолог высшей квалификационной категории, Государственное учреждение образования «Ясли-сад №6 г.Новогрудка», Гродненской области
Чтобы чисто говорить Надо много нам учить. Звуки, слоги и слова Будут литься, как вода.
В пункте коррекционно — педагогической помощи наиболее распространённой формой нарушения речи у детей 5-6 лет является дислалия, стёртая дизартрия, не резко выраженное общее недоразвитие речи 3-го уровня. Также в небольшом количестве присутствуют дети и с общим недоразвитием речи 3-его уровня. И у всех их нарушено звукопроизношение. Формирование фонетической стороны речи остаётся наиболее сложным направлением работы в системе коррекционно-педагогической помощи дошкольников.
Скачать конспект
Целью коррекционной работы в этом направлении является постановка и автоматизация звуков. И если постановка звуков занимает не так много времени, то на автоматизацию звуков в речи очень часто требуется более длительный период. Иногда поставленные звуки закрепляются в речи уже в условиях школьного коррекционно-педагогического пункта. Что в свою очередь влияет на процесс овладения чтением и письмом. Также отрицательно сказывается на коммуникативных возможностях ребёнка. Хотелось бы выпускать детей в школу с хорошей речью, чётко автоматизированными звуками. Но часто дети дошкольного возрастас речевыми нарушениями болеют, быстро утомляются, требуют смены деятельности. Некоторые дети редко посещают коррекционные занятия. А в последнее время у многих зачастую снижена познавательная активность, мотивация в процессе занятий.
Возникла необходимость разработать собственный речевой материал в сочетании с активными двигательными элементами. Что позволило повысить мотивацию детей, их заинтересованность. Сократить длительность работы над звуком.
С самого рождения дети в речевом развитии проходит несколько этапов. Ещё на первом, в 6 месяцев, они улавливают, перенимают и познают все элементы звучащей речи. И к ним относятся не только звуки, но и темп, ритм и мелодика.
О значении общепедагогического влияния ритма на различные болезненные отклонения в психофизической сфере человека писали В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Д.С. Озерецковский, Ю.А. Флоренская. Они также подчеркивали воздействие ритма на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание.
Психологи М.О. Гуревич, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия указывали на связь речи и выразительных движений. Двигательных и речевых анализаторов, на связь формы произношения с характером движений.
Основным принципом для достижения эффективности в работе на занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учётом его возрастных, речевых и психофизиологических возможностей. Также эффективно подбирать к речевому материалу ещё и картинки. Это позволяет активизировать деятельность детей, которым сложнее воспринимать материал на слух.
Используя различные методы: наглядный, словесный, игровой, в процессе систематических занятий подготавливается основа для развития и коррекции звуковой стороны речи и формируются предпосылки для овладения навыками устной и письменной речи.
Одним из основных негативных факторов, влияющих на закрепление звукопроизношения в речи детей, является неготовность некоторых родителей к сотрудничеству. Поэтому были проведены консультации и открытые занятия для родителей, где они совместно с детьми закрепляли звуки в чистоговорках.
Родителям было интересно наблюдать за своими детьми, а дети старались научить своих мам и пап не путать движения и успевать за проговариванием речевого материала. Родители были удивлены с каким восторгом их «ленивые» дети отхлопывают и прошагивают каждое слово, стараясь чётко проговаривать все звуки в словах.
Использование специально разработанного речевого материала с активными двигательными элементами по формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет в условиях ПКПП способствует повышению результативности, качества коррекционной работы по формированию звукопроизношения.
Хочу поделиться специально разработанным речевым материалом с активными двигательными элементами по формированию звукопроизношения у детей 5-6 лет с коллегами. Надеюсь, что использование его в коррекционной работе будет полезным и эффективным, а также многофункциональным. Его можно использовать и как чистоговорки, и как физкультминутки и считалки, что позволяет экономить время.
|