Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Выявить уровень знания, умения и навыка детей по разделу «обучение грамоте».
Образовательные:
- закреплять понятия «звук», «слог», «слово», «предложение», «буква».
- Закреплять умение определять количество слогов в словах.
- Закреплять умение определять первый и третий слоги в словах.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук.
- развивать слуховое и зрительное внимание, память.
- развивать навыки контроля и самоконтроля.
Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности, выдержку, умение слушать товарища.
- повышать речевую активность.
Материалы: письмо от королевы Знаний; лепестки ромашки со словами, начинающимися на твёрдый и мягкий согласные звуки; зеркальные буквы; массажные шарики Су — Джок; предметные картинки; фишки для звукового анализа слов; простые карандаши на каждого; волшебная музыка; медали на каждого ребенка.
Ход занятия
Организационный момент.
1. Вводная часть.
Дети входят в группу, встают в круг. Звучит спокойная музыка.
Педагог: Глаза закрываем и представляем…
Думаем только о том, что сейчас
Умный, красивый каждый из вас!
Вы – самое лучшее, что есть на свете!
Глаза открываем…
Здравствуйте, дети!
Эмоциональный настрой:
Педагог: Скажите мне какое у вас сегодня настроение?
Ответы детей.
Педагог: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Мы пожмём друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
2. Основная часть.
Педагог: Сегодня утром я пришла в садик и увидела письмо. Давайте, ребята, вскроем конверт, и узнаем от кого оно.
Педагог открывает конверт и читает письмо.
Сообщение темы занятия.
«Мои дорогие юные друзья! Скоро вы идете в школу, поэтому должны много знать и уметь. Сегодня, я вас приглашаю в гости, в мою Страну Знаний! Мне так хочется узнать, чему же вы научились на занятиях по Обучению грамоте. В Стране Знаний вас ожидают интересные задания, которые необходимо выполнить. Я желаю вам удачи! В добрый час!!!
Королева Знаний.
Педагог: Ну, что, ребята, вы готовы отправиться в Страну Знаний?
Ответы детей.
Утро настает,
Солнышко встает.
Мы собираемся,
В добрый путь отправляемся.
Педагог: У меня есть волшебный карандаш, который поможет нам оказаться в Стране Знаний. Закройте глаза.
Раз-два-три в Страну знаний нас веди!
Звучит волшебная музыка.
Педагог: Вот мы и в стране Знаний. И первым заданием, которое приготовила для вас Королева, будет игра «Ромашка».
Задание № 1 Игра «Ромашка»
(дети делятся в группы по 5 человек)
Педагог: Каждая из команд должна будет собрать из лепестков, лежащих на столе, ромашку. Первая команда собирает ромашку с серединкой синего цвета. Вам необходимо отобрать лепестки с картинками, названия которых начинаются на твёрдый согласный звук. Вторая команда собирает ромашку с серединкой зелёного цвета, отобрав лепестки с картинками, названия которых начинаются на мягкий согласный звук.
Дети подходят к столам и выбирают лепестки, в соответствии с инструкцией.
Педагог: Следующее задание. Необходимо из звуков собрать слова.
Слова: кот, мак, дом, кот, зима, школа.
Задание № 2. Игра «Звуки рассыпались».
Дети называют получившиеся слова.
Педагог: Третье задание от Королевы Знаний.
Мы попрыгаем немножко,
Пусть слова разделят ножки.
Слова: машина, вода, мяч, лимон, радуга, дом, звуки, буквы, помидор, велосипед, берёза, ручка, холодильник.
Задание № 3. Игра «Раздели слова на слоги»
Дети определяю количество слогов в словах.
Дети садятся за столы
Педагог: Следующее задание. У вас на столах лежат карточки с картинками. Назовите их, разделите слова на слоги и назовите первый и третий слоги.
Задание № 4. Игра «1 — ый, 3 – ий слоги»
Дети делят слова на слоги и называют первый и третий слоги.
Педагог: У Королевы Знаний есть любимый цветок. Это фикус. Выполним звуковой анализ этого слова.
Задание № 5.Звуко – слоговой анализ слова ФИКУС
Дети дают характеристику звукам
Дети выходят в круг
Педагог: Молодцы, ребята! И с этим задание мы с вами справились! Давайте немного отдохнем и опять пойдем путешествовать по Стране Знаний.
Физкультминутка.
А сейчас все по — порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны — согнули,
Вверх подняли — помахали.
Спрятали за спину их — оглянулись
Через правое плечо, через левое ещё.
Дружно присели, пяточки задели.
На носочки поднялись,
Руки опустили вниз.
Дети садятся за столы
Педагог: Шестое задание, которое приготовила для вас Королева Знаний, это подобрать родственные слова к слову «МАЛИНА»
Задание № 6. Игра «Родственные слова»
Дети называют родственные слова к слову МАЛИНА: малинка, малиновка, малиновое, малинник.
Гимнастика для глаз
В нашем садике, как в сказке Моргают глазками
Все ребята лечат глазки.
На носу очки сидят вовсе не простые, Посмотреть на носик
А волшебные очки – очень озорные!
Через них, смотря вокруг, Круговые движения
Узнаёшь, что это – жук!
А вот сороконожка, Посмотреть вдаль Гуляет по дорожке!
Там бабочка порхает, Посмотреть налево
Цветочек расцветает, Посмотреть направо
Плывут по небу облака, Посмотреть вверх
Листва колышется слегка. Посмотреть вниз
Педагог: А вот и следующее задание от Королевы Знаний.
Вы скоро пойдёте в школу и умеете составлять из слов предложения. Послушайте слова и составьте предложения.
Сидеть, на, дятел, дерево.
Куст, дрозд, под, спрятаться.
Сидеть, птенцы, гнездо, в.
Задание № 7. Игра «Деформированное предложение».
Из предложенного набора слов дети составляют предложения с предлогом и схем к ним.
Педагог: А сейчас немножко отдохнём сделаем массаж рук
Я мячом круги катаю,
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошки.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк –
Мяч летает между рук.
Педагог: Королева Знаний хочет проверить, хорошо ли вы знаете буквы, и отправила вам их зеркальные двойники. Найдите настоящие буквы и обведите их в круг.
Задание № 8. Игра «Зеркальные буквы».
Дети выбирают правильные буквы.
3 часть. Заключительная часть.
«Молодцы ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и за это Королева Знаний награждает вас медалями, и дарит вам прописи. Она прощается с вами и будет рада видеть вновь в Стране Знаний».
Педагог: Ребята, ну вот и закончилось наше увлекательное путешествие в Страну Знаний, пора возвращаться в нашу группу. Давайте опять закроем глазки!
Раз, два, три в группу нашу нас веди!
Звучит волшебная музыка
Рефлексия
Педагог: — Какое задание вам понравилось больше всего? Какое из заданий вам показалось трудным?
Ответы детей
|