Занятие разработали воспитатели:
- ГБОУ Школа 1905 Москва Карташова И. А.
- МДОУ д/с 83 г. Люберцы Королева М. Ю.
Цель:
- закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
- продолжать учить составлять число 6 из единиц.
- познакомить с цифрой 6.
- уточнить приемы деления круга на 2, 4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т.д.).
- уточнить артикуляцию звука [ы]
- упражнять детей в образовании существительных множественного числа
- познакомить детей с образом буквы ы
- упражнять в умении находить местоположение звука в слове
- упражнять в чтении буквенных сочетаний, развивать память, внимание.
Демонстрационный материал:
Скачать конспект
Карточки с точками от 1 до 7, бубен, корзина, муляж фруктов (яблоко, груша, апельсин, банан, ананас, слива) и овощей (капуста, морковь, огурец, помидор, лук, кукуруза), 2 тарелки, карточки, с цифрами от 1 до 5, круг, ножницы, изображение буквы Ы.
Раздаточный материал. математические наборы, вырезанные из бумаги круги, ножницы, карточки с цифрами от 1 до 6; цветные карандаши, простой карандаш, листы с буквой «ы» и заданиями на каждого ребенка
Ход НОД:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Воспитатель: Ребята, я вижу, что вы улыбаетесь, значит, настроение хорошее. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите им улыбку и поздоровайтесь. Молодцы!
Собрались все дети в круг, Я твой друг, и ты мой друг, Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: А, теперь, давайте, проведем разминку для ума.
Воспитатель: Ребята, для того, чтобы ответить правильно, нужно внимательно слушать. (Воспитатель передает детям мяч, у кого он оказался в руках, тот и отвечает на вопрос)
Игра «Круглый год».
- Какое сейчас время года? (Осень)
- Назови соседей осени. (Лето, зима)
- Назови осенние месяцы по порядку. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Назови соседей лета. (Весна, осень).
- Назови летние месяцы по порядку. (Июнь, июль, август).
- Сколько всего месяцев в году? (12)
- Перечисли все месяца.
- Сколько всего времён года? (4)
- Какой день недели сегодня?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Какой день недели между понедельником и средой? (вторник)
Дидактическая игра «Живая неделя»
У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под бубен выполняют различные движения. После остановки бубна выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
Дидактическая игра «Сбор урожая»
Дети раскладывают перед собой на столе карточки с цифрами от 1 до 5 и называют их по порядку.
Воспитатель показывает детям корзину и по очереди кладет в неё 5 овощей. Затем спрашивает: «Сколько овощей в корзине? Какой цифрой можно обозначить это число?» (Дети показывают цифру 5).
Воспитатель добавляет шестой овощ и предлагает сосчитать овощи в корзине. Затем спрашивает: «Какой цифрой можно обозначать число шесть? Правильно, цифрой 6 (Показывает карточку с цифрой 6, дети находят её у себя). На что похожа цифра шесть?»
Воспитатель читает стихотворение о цифре 6:
«Шесть» похожа на замок И крутой бараний рог, На прыжок гимнаста «сальто» И на завитушку альта. (А. Усачев)
Дети называют цифры по порядку и обводят цифру 6 пальчиком.
Дидактическая игра «Раскладываем урожай»
В корзине лежат фрукты (яблоко, груша, апельсин, банан, ананас, слива) и овощи (капуста, морковь, огурец, помидор, лук, кукуруза).
Воспитатель предлагает детям разложить фрукты и овощи на тарелках, затем сосчитать фрукты и обозначить их количество числом.
Далее воспитатель просит детей составить число 6 с помощью разных овощей и ответить на вопросы: «Сколько всего овощей? Сколько, каких овощей? Как составить число шесть?».
Игровое упражнение «Фруктовый пирог».
Воспитатель спрашивает у детей: «Что можно приготовить из фруктов?» (Испечь пирог.)
Воспитатель показывает детям круглый пирог и предлагает разделить его на две равные части. Затем спрашивает: «На сколько частей вы разделили круг? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна вторая? Что меньше: половина или целое?»
Воспитатель просит детей каждую часть разделить на две равные части: «Сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна четвертая? Что меньше: одна четвертая или целое?»
Воспитатель предлагает детям показать 2/4 круга и выясняет, как можно назвать 2/4 по-другому (Половина.) Затем просит найти и показать 3/4 круга (выложить перед собой) и спрашивает: «Что больше: целое или три четвертых? Сколько четвертых частей в целом?
А теперь разделите каждую четвертую часть пополам. (По показу воспитателя.) сколько всего частей получилось? Как можно назвать каждую часть? Что больше: целое или одна восьмая? Что меньше: одна восьмая или целое? Сколько восьмых частей в каждой четверти (половине, целом)? Сколько гостей можно угостить нашим пирогом?».
Игра «Найди ошибку и исправь»
На доске числовой ряд до 10. Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет местами 2 цифры. Дети открывают глаза, находят ошибку и исправляют ее. (игра повторяется 2-3 раза)
Задание с геометрическими фигурами.
Воспитатель: Я вам покажу карточки с геометрическими фигурами, а вы назовете лишнюю фигуру.
(Дети называют лишнюю фигуру и объясняют свой выбор)
Варианты:
- Лишний желтый прямоугольник, остальные фигуры красные.
- Лишний маленький треугольник, остальные фигуры большие
- Лишний тонкий круг, остальные фигуры толстые
Молодцы, ребята! Справились с заданием.
Физкультминутка «Дни недели»
В понедельник я купался (движения плавания), А во вторник рисовал (показ движения). В среду долго умывался (показ движения), А в четверг в футбол играл (бег на месте).
В пятницу я прыгал, бегал (показ движения). Очень долго танцевал (кружатся на месте). А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши). Целый день я отдыхал (сесть на место).
На доске буквы «А», «И», «О», «Ы» (перевернута, чтобы не было видно)
Воспитатель — Скажите, ребята, с какими буквами мы уже познакомились? ( «А», «О», «И»). Эти буквы гласные или согласные? (ответы детей)
- Мы сегодня с вами познакомимся еще с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?
- Я вам сейчас буду говорить слова, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, какой одинаковый звук есть в этих словах. (Дым, бык, сыр, рыба, лыжи)
Дети называют звук [ы].
Артикуляция звука
- Поднесите руку ко рту и произнесите [ы]. Как выходит воздух? (свободно)
- Какой это звук? (Гласный)
- Положите руку на горло и произнесите [ы]. (горло дрожит) Значит голос есть. Все гласные буквы произносятся голосом
Игровое упражнение на развитие фонематического слуха: дети встают со стульев.
- Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим [ы], на другие звуки – опускаем руки. Выделение звука [ы] из ряда гласных звуков: у, а, э, ы, о, у, и, ы.
– А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).
- Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].
- Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.
- У его соседей сад, а у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).
- У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.
- У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.
- И дома у звука [ы] не комната, а … (комнаты), не диван, а … (диваны).
- Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.
Воспитатель: смотрите, у нас на листах есть картинки (мышь, дыня, сыр). Давайте найдем звук [ы] в названии этих картинок и найдем место этого звука в слове. Дети с воспитателем выполняют это задание.
Знакомство с буквой.
- С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).
- Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).
Анализ образа буквы. Воспитатель с детьми рассматривают букву.
- Посмотрите все букву ы. Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг).
- А палочки одинаковые или разные?
Упражнение «Покатай карандаш», покатайте его в пальчиках и нарисуйте подружку для буквы ы.
Дети работают на листах.
Ребята, давайте прочитаем, что написано на доске: дети читают слоги: «АО», «ИА», «ОИ», «ОА», «АИ», «ИО», «АЫ», «ОЫ», «ЫО».
Подведение итога занятия.
- Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?
- Где вам это может пригодится?
|