Горбунова Тамара Викторовна. Рабочая программа по разделу: «Развитие речи» образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы компенсирующей направленности

Рабочая программа по разделу: «Развитие речи» образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы компенсирующей направленности

(для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Муниципальное образование город Ноябрьск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек»

1 раз в неделю (всего 37 часов непосредственной образовательной деятельности)

Составитель: воспитатель МБДОУ «Аленький цветочек» Горбунова Тамара Викторовна Ноябрьск 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Скачать конспект

МБДОУ "Аленький цветочек" является детским садом компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. В учреждении функционирует 16 разнопрофильных групп: для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, для частоболеющих детей, для детей с задержкой психического развития и детей имеющих сочетание 2-х и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии «Особый ребенок».

Старшую группу компенсирующей направленности № 8 посещают дети с нарушением опорно-двигательного аппарата с такими основными диагнозами: сколиоз, плосковальгусные стопы и др. Основное требование к организации и проведению непосредственно образовательной деятельности, предъявляемое воспитателю в этой группе — реализация в комплексе образовательных и коррекционных задач, которые сводятся к формированию навыков правильной осанки, укреплению мышечного корсета, развитию координации движений, компенсации деформаций и восстановление сводов стопы. Одним из основных условий при проведении непосредственно образовательной деятельности является смена статического положения, самомассаж, массаж стоп.

При составлении рабочей программы по разделу «Развитие речи» учитывалось обязательное условие: выполнение в полном объёме содержания психолого-педагогической работы образовательной области «Коммуникация» основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида «Аленький цветочек» муниципального образования города Ноябрьск.

Рабочая программа по разделу «Ребенок и окружающий мир» разработана на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Успех» / (Н. О. Березина, И.А. Бурлакова, Е.Н. Герасимова и др.; научный руководитель А.Г. Асмолов; руководитель авторского коллектива Н.В. Федина) — М.: Просвещение, 2011 г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. /под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой–М: МОЗАИКА-Синтез, 2005;
  • В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2006 (методические

рекомендации).

  • В. В. Гербова «Учусь говорить» М.: ВЛАДОС, 2003 (методические рекомендации).
  • А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2006

(методические рекомендации).

Программа рассчитана на 37 часов в год (1 раза в неделю), их длительность составляет 20 -25 минут.

Программой предусмотрено проведение: практических работ – 33; контрольно-диагностических – 4.

Содержание этой программы направленно на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

  • строить деловой диалог в процессе самостоятельной деятельности
  • проявлять интерес к социальным событиям, отражающимся в средствах массовой информации, разговаривать о них со взрослыми и сверстниками
  • активно использовать в процессе общения развёрнутые повествовательные высказывания, вводить элементы описания

-анализировать простые трёхзвуковые слова, определяя место звука в слове, гласные и

согласные звуки;

  • использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию
  • обогащать словарь, необходимый для освоения всех образовательных областей, в том числе за счёт: отражения в речи представлений о разнообразных свойствах и качествах предметов: форме, цвете (оттенках цвета), размере, пространственном расположении, способах использования и изменения предмета, родовидовых отношениях объектов и явлений с указанием характерных и существенных признаков; употребления названий обследовательских действий; рассказов об участии в экспериментировании; комментирования своих действий в процессе деятельности и их оценки; обобщающих слов, синонимов, антонимов, оттенков значений слов, многозначных слов; названий профессий, социальных учреждений, трудовых действий, качеств действий, отношения людей к профессиональной деятельности; названий страны, города (села), символов государства и др.
  • отгадывать и сочинять описательные загадки и загадки со сравнением
  • использовать форму прямой и косвенной речи в общении, при пересказе литературных текстов
  • правильно использовать сложные случаи грамматики
  • чисто произносить все звуки родного языка
  • оценивать литературного героя с точки зрения соответствия его поступков общепринятым моральным нормам и правилам
  • использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей, об их эмоциональных состояниях
  • использовать в речи средства интонационной выразительности: регулировать громкость голоса, темп речи, интонацию.

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что в ней представлены основные умения и навыки, подлежащие усвоению в процессе непосредственной образовательной деятельности по разделу «Ребенок и окружающий мир» и в которой определены наиболее оптимальные и эффективные для детей старшей группы компенсирующей направленности содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью формирования интегративных качеств, соответствующего федеральным государственным требованиям.

В программу включены следующие задачи национально-регионального компонента:

  • расширить знания детей об особенностях природы севера
  • наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о взаимосвязях и закономерностях
  • знать, что зимой самые длинные ночи, летом белые ночи
  • знать и различать явления природы: пурга, метель, северное сияние
  • узнавать и называть растения лесотундры: кустарники (карликовая береза, шиповник, смородина)
  • деревья (ель, сосна, береза, осина)
  • травянистые растения леса и болота (мох, ягель, кубышка, пушица)
  • ягоды (брусника, морошка, клюква, черника, голубика); грибы (боровик, подберезовик, мухомор). -узнавать и называть животных, обитающих на Ямале
  • 4-5 видов птиц (сорока, кукушка, сова, куропатка, синица
  • знать 5-6 видов животных (олень, лось, лиса, песец, белый и бурый медведи)
  • подбирать и группировать картинки с изображением разных экологических групп по месту и среде обитания (лесотундра, тундра, водоемы
  • знать животных и растения Ямала занесенных в Красную книгу
  • называть коренных народов Ямала (ненцы, ханты, селькупы
  • формировать представления о быте и труде людей: охота, оленеводство, рыбный промысле
  • знать природные богатства Севера: нефть, газ
  • иметь представление о труде людей нашего города.

Эти задачи включены в 6 часов непосредственно образовательной деятельности, как ее часть и 1 час как 100% их реализация.

В каждую форму непосредственно образовательной деятельности включен компонент дошкольного образовательного учреждения, направленный на реализацию коррекционно-развивающих следующих задач:

  • продолжать учить рассказывать последовательность выполнения физических упражнений, направленных на укрепление костно-мышечного аппарата
  • продолжать учить детей в процессе речевого общения передавать личный опыт о соблюдении правил по сохранению и укреплению собственного здоровья, в том числе костно-мышечного аппарата

Данные задачи реализуются в форме специальных коррекционных игр и игровых упражнений.

Рабочая программа включает принцип интеграции содержания образования по данному разделу, задачи которого решаются в ходе реализации других областей образовательной программы, а именно:

«Здоровье» (расширение кругозора детей в части представлений о ЗОЖ)

«Физическая культура» (формирование необходимых двигательных навыков, направленных на жизнеобеспечение, развитие и усовершенствование организма)

«Социализация» (развитие первоначальных представлений социального характера и включение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений; формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире).

«Труд» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о труде взрослых и собственных физических возможностей в процессе трудовой деятельности).

«Безопасность» (формирование целостной картины мира и расширении кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы).

«Коммуникация» (развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности в процессе свободного общения со сверстниками и взрослыми).

«Музыка» и «Художественное творчество» (расширение кругозора в части музыкального и изобразительного искусства)

Программа предполагает исключение из образовательного процесса воспитанников учебной деятельности как не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства, предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии, учитывает гендерную специфику развития детей дошкольного возраста.

При проведении непосредственно образовательной деятельности используются такие формы работы, как: рассматривание, показ настольного театра с игрушками, театрализованная игра, режиссерская игра, дидактическая игра, чтение, проективная деятельность, интегративная деятельность, коррекционное плавание, игра, игровое общение, наблюдение.

Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения содержания образовательной области «Коммуникация» основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата) по выявлению уровня сенсорного развития ребенка и уровня сформированности представлений об окружающей действительности с помощью следующих методов: наблюдение, беседа, диагностические задания, диагностическая игра и т.д.

Требования к результатам освоения ребенком раздела «Развитие речи» образовательной области «Коммуникация» представлены следующим образом, а именно:

- по определению уровня развития свободного общения со взрослыми и детьми: ребенок активно использует средства языковой среды для общения со взрослыми и сверстниками; проявляет интерес к социальным событиям, обсуждает их, знаком с правилами поведения в общественных местах, старается их выполнять; с желанием приглашает сверстников в игру, понятно ставит игровую задачу; самостоятельно проявляет гуманные чувства, замечает затруднения окружающих, старается помочь, умеет налаживать отношения с другими людьми, учитывает пожелания сверстников, может распределить работу.

Данные требования полностью соответствуют промежуточным и итоговым результатам освоения содержания раздела «Развитие речи» образовательной области «Коммуникация» общеобразовательной программы. Мониторинг проводится два раза в год (сентябрь, апрель), его результаты фиксируются в таблице.

Содержание программы носит практико-ориентированный характер.

Программа состоит из следующих разделов:

  • Пояснительная записка.
  • Тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности.
  • Календарно-тематическое планирование непосредственно-образовательной деятельности.
  • Список использованной литературы.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Основная литература:

  1. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. /под. ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой–-М: МОЗАИКА-Синтез, 2005
  2. В. В. Гербова «Развитие речи в детском саду» М.: Мозаика-Синтез, 2006 (методические рекомендации).
  3. В. В. Гербова «Учусь говорить» М.: ВЛАДОС, 2003 (методические рекомендации).
  4. А. И. Максаков «Правильно ли говорит ваш ребенок» М.: Мозаика-СИНТЕЗ, 2006 (методическое пособие).
  5. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина «Подготовка детей к школе с общим недоразвитием речи» М.: 1991 (программа и методические рекомендации).

Демонстрационный и раздаточный материл:

  1. В. В. Гербова «Набор демонстрационных картин. Развитие речи» М.: Мозаика – Синтез, 2006, 2005.
  2. В. В. Гербова. Картинный материал: «Детские забавы», «Виды спорта», «Труд взрослых», «Труд на селе», «Серия сюжетных картин».
  3. Учебно-игровое пособие «Найди по описанию», «На птичьем дворе», «Назови слово», «Кто что ест», «Цепочка слов», «Узнай сказку по картинке» ООО «Корвет» С.-Пт., 2005
  4. Т.Б. Филичева, А. Р. Соболева «Развитие речи дошкольника» (методическое пособие с иллюстрациям).
Просмотров: 611
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Нестеренко Галина Ивановна. Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы «Играем в прятки»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Бойко Ольга Марксовна, Гришина Елена Станиславовна. Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения для детей старшей группы
  • Корелина Наталья Сергеевна. Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности (занятия) по образовательной области 'Коммуникация' - речевое развитие детей 2 младшей группы «Угостим гостей чаем»
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Ирина Шотт. Рабочая образовательная программа непосредственной образовательной деятельности «Развитие речи»
  • Ломоносова Татьяна Николаевна. Методические рекомендации по реализации программы организации коррекционно-развивающей деятельности в старшей группе компенсирующей направленности
  • Солодянникова Ирина Владимировна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Формирование целостной картины мира» на тему: «Животные жарких стран».
  • Световая Марина Игоревна. Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи «Страна Изобразительного искусства»
  • Шишикина Надежда Петровна. Конспект образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы. Тема: «Секрет волшебных слов»
  • Колесникова Юлия Леонидовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 5-6 лет на тему «Идем в гости на новоселье».
  • Мозолевская Янина Люциановна. Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» для детей с ОНР 3уровня старшей группы 5-6 лет Тема. Употребление предложных конструкций.
  • Шаповалова Татьяна Анатольевна. Опыт работы воспитателя комбинированной группы ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
  • Мухтарулина Л. В. Конспект открытого занятия НОД, образовательной области «Познание»: развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшего возраста на тему: «Свойства бумаги»
  • Кукольщикова Валерия Дмитриевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группе «Звук и буква C»
  • Сафронова Ю. В. Конспект НОД «Художественно – эстетическое развитие» (раздел «Лепка») для детей подготовительной группы по теме: «Русская народная игрушка», «Дымковский конь».
  • Абрамовских Елена Викторовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности в форме «КВН» для детей подготовительных групп с ОВЗ (тяжелые нарушения речи)
  • Березина Алёна Викторовна. Сценарий содержания непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Домашние животные»
  • Капитанская Елена Александровна. Конспект образовательной деятельности по разделу развитие речи в подготовительной группе. Тема: «Наш город. Моя улица».
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Алексеева Наталия Виталиевна. Непосредственно-образовательная деятельность по образовательной области «Познавательное развитие» «Формирование математических представлений у детей с ТНР»
  • Анна Кучерова. Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие по Африке»
  • Оксана Алексеевна Белай. Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ИКТ в старшей группе в области «Познание» (формирование целостной картины мира) на тему «День Победы»
  • Минакова Елена Николаевна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей логопедической группы 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи (заикание и общее недоразвитие речи) Тема: «Что у Осени в лукошке?»
  • Бабкова Светлана Сергеевна. Методические рекомендации для воспитателей по развитию эмоциональной сферы детей младшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
  • Лынова Наталья Викторовна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Формирование целостной картины мира «Мы в стране сказок»
  • Карлсен Марианна Аксель-Владимировна. Конспект образовательной деятельности «Развитие речи» в старшей группе – 1 год обучения. Тема: «Зимние забавы». Звуки «В — ВЬ».
  • Васянка Тамара Александровна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира на тему: «Знакомство с профессией-швея» для детей средней группы.
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Грелова Ирина Макаровна. Обучение грамоте детей среднего дошкольного возраста с элементами коррекционных упражнений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь