Муниципального дошкольного образовательного казенного учреждения «Детский сад «Золотой ключик» села Троицкое Целинного района Республики Калмыкия
Содержание
Пояснительная записка.
- Цели и задачи программы работы с одаренными детьми.
- Принципы организации педагогического процесса.
- Методы диагностики в ходе реализации программы.
- Реализация направлений работы.
- Ожидаемые результаты выполнения работы.
- Планирование.
Пояснительная записка
В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Однако возможности дошкольного возраста, как показывает практика, реализуются слабо. Это обусловлено, с одной стороны, долго преобладавшей ориентацией на «среднего» ребенка, с другой стороны –отсутствием у работников системы дошкольного образования необходимых знаний о методах выявления и развития одаренности на этапе дошкольного детства. Поэтому в реальной практике дошкольных учреждений остро ощущается необходимость постановки целенаправленной, планомерной и систематической работы всего педагогического коллектива по выявлению, поддержанию и развитию одаренных дошкольников. В эту работу должны быть включены родители, социальные институты. Работа с одаренными и способными детьми, является одним из важнейших аспектов деятельности нашего детского сада. Направление деятельности нашего дошкольного образовательного учреждения осуществляется в рамках приоритетного национального проекта «Образование»: создание развивающей творческой среды, способствующей выявлению и развитию индивидуальных способностей в раннем возрасте; развитие системы поддержки и сопровождения детей, с целью формирования их социального опыта и развития жизненно необходимых умений и навыков для успешной адаптации к условиям изменяющейся действительности; повышение профессионального уровня педагогов; сохранение и укрепление здоровья дошкольников через создание интересной, насыщенной, и увлекательной дошкольной жизни; использование современных технологий.
Проблема организации педагогического процесса, развивающего одаренность, рассматривается в работах Ю.К. Кулюткина, М.И. Махмутова, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, А.В. Хуторского и др. Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда детского сада, в которой одаренность может актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:
- Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
- Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.
- Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.
- Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.
- Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.
Программа разработана в соответствии:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.
- Закон Республики Калмыкия от 15 декабря 2014 года № 94-V-3 "Об образовании в Республике Калмыкия". Принят постановлением Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия от 12 декабря 2014 года № 200-V
- Конвенция о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20. 11. 1989г.)
- Принципы развивающего обучения;
- Изменениями в содержании образования (Работа с талантливыми детьми.);
- Учет принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Спецификой и возможностями образовательных областей;
- Использование диагностических материалов.
Срок реализации плана программы сентябрь 2015 — август 2016 год.
I. Цели и задачи программы работы с одаренными детьми
Цель: Создание оптимальных условий для выявления, гармонического развития детей с высоким уровнем способностей в условиях детского сада и их самореализации при тесном взаимодействии с семьей и другими социальными институтами.
Задачи:
- Проанализировать основные направления работы с одаренными детьми в ДОУ
- Определить общие организационные методы и приемы «Одаренный ребенок в ДОУ»
- Повышение научно-теоретических и практических знаний педагогов по вопросам работы с одаренными детьми. Повышение качества методической работы с кадрами в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
- Интеграция основного и дополнительного образования на основе привлечения всех существующих и потенциальных ресурсов. Обеспечение преемственности в работе с одаренными детьми между ступенями обучения (дошкольное образование –начальное общее).
- Оказание консультативной помощи родителям детей с признаками одаренности.
Педагогические задачи:
- Осуществление индивидуализации обучения и воспитания;
- Реализация личностно-ориентированных технологий в практику обучения;
- Формирование системности в знаниях и умениях по разным предметам;
- Повышение качества обучения;
- Осуществление мероприятий по социальной адаптации одаренных воспитанников.
II. Принципы организации педагогического процесса.
Принцип индивидуализации – состоит в учете психологических индивидуальных различий воспитанников: их темперамента, типа мышления, динамики психических процессов и т.д. Индивидуализация одаренных воспитанников заключается в психолого — педагогической поддержке, разработке индивидуальных образовательных маршрутов, подборе педагогического инструментария для контроля и коррекции хода и результатов процесса обучения и воспитания.
Принцип дифференциации – это такой подход к обучению и воспитанию, который учитывает различие воспитанников. Для обучения одаренных воспитанников применяется как внутренняя, так и внешняя дифференциация. Используются адаптивные разноуровневые формы обучения и контроля.
Принцип гуманитаризации – заключается в преобладании наук, связанных с изучением общества, культуры, истории народа в учебных планах. В процесс обучения включены такие предметы, как «Музейная педагогика», «Краеведение» и др.
III. Методы диагностики в ходе реализации программы:
- Наблюдение и регистрация данных о продвижениях ребенка (дневниковые записи).
- Интервью и беседы. Помогают составить представления о том, как ребенок включается в ту или иную деятельность, чем он интересуется больше всего, какие у него предпочтения.
- Специальные методы (деятельность психолога: тестовые задания, проективные методы, анкетирование родителей, педагогов).
- Коллекции детских работ (достижения ребенка в проектной деятельности, практической деятельности).
- Регулярное отслеживание результатов деятельности педагогов (промежуточный, итоговый контроль).
- Творческие отчеты, презентации детско-родительских проектов.
- Конкурсы, фестивали, выставки.
IV. Реализация направлений работы.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей:
- создание банка данных индивидуально-психологических характеристик одаренных воспитанников;
- организация и проведение психолого-педагогического консультирования дошкольников, педагогов, родителей;
- разработка конкретных рекомендаций по работе с каждым из одаренных детей;
- оказание поддержки всем участникам программы «Одаренные дети»;
- организация консультаций для педагогов.
Организация работы с одаренными воспитанниками в рамках
образовательного процесса:
Эта работа будет осуществляться через исследовательско-образовательную комплексную деятельность в процессе разных форм работы, направленных на расширение потенциала творческих и интеллектуальных способностей детей через активизацию детской жизнедеятельности.
- Выбор педагогов для работы с одаренными воспитанниками.
- Формирование учебных групп из одаренных воспитанников (с разной целевой направленностью).
- Выбор стратегии обучения для каждого одаренного воспитанника.
- Разработка программ индивидуальной работы с одаренными воспитанниками.
Организация работы с одаренными воспитанниками во внеурочной
деятельности:
- Организация индивидуальной работы
- Организация проектной деятельности, проекты индивидуальные, групповые, семейные
- Организация опытно-исследовательской деятельности
- Организацию экскурсий, выходов в театр, музеи и т.д.
- Организация предметных (персональных) выставок.
- Организацию вечеров и праздников.
- Создание театральных уголков в каждой групповой комнате.
- Создание спортивных центров в группах.
- Организация конкурсов, викторин, интеллектуальных игр.
- Выпуск стенгазет.
- Организация кружков, секций, занятия в клубах, учреждениях дополнительного образования
Для успешной работы по реализации программы особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми в МДОКУ «Детский сад «Золотой ключик», но и внедрение новых. Одной из таких форм являются кружки:
- Кружок калмыцких национальных игр «Альвн харадас»
- Кружок изобразительного творчества «Волшебный мир фантазий» — художественное творчество. Ведущим свойством способности к изобразительной деятельности является воображение, без которого невозможно воплощение замысла. Свойством, обеспечивающим изобразительную деятельность и составляющим как бы фон этой деятельности, является определенный эмоциональный настрой. Эти особенности структуры изобразительных способностей следует учитывать, строя систему обучения изобразительной деятельности. Основная цель обучения изобразительной деятельности — развитие творческих способностей детей.
- Хореографическая студия «Тюльпанчик»
Немаловажное значение имеет применение интегративного метода работы с дошкольниками, предполагающего содержательное обогащение, дополнение к обязательному базовому стандарту дошкольных дисциплин. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми старшего возраста. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.
Организация взаимодействия с родителями одаренных детей:
- родительский клуб анкетирование, по результатам которого мы узнали об отношении родителей к данному развитию их детей;
- родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы "Одаренный ребенок" и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;
- подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;
- система работы с родителями по внедрению программы «Одаренный ребенок»
- детско-родительские проекты
Формы работы с педагогами:
- педагогическое проектирование
- открытые показы, семинары-практикумы, консультации.
Взаимодействие с организациями:
- ДШИ села Троицкое
- Детские сады Целинного района
- ОУ села Троицкое
V. Ожидаемые результаты:
В результате целенаправленной исследовательско — образовательной работы предполагаем выявить и проследить возможности психолого-педагогического сопровождения развития детей с высоким уровнем способностей на основе комплексной диагностики и дальнейшего маршрута индивидуального развития.
В процессе работы планируем значительно обогатить предметно-развивающую среду, приобрести современные диагностические материалы, которые позволят качественно проводить диагностику творческого и интеллектуального развития детей, а также диагностику готовности детей к обучению в школе. Планируем детально разработать и более качественно организовать систему дополнительного образования. В результате нашей совместной деятельности произойдет активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Повысится профессиональный уровень педагогов.
Воспитатели смогут вести целенаправленное наблюдение за каждым ребенком, вовремя выявлять признаки одаренности, и тем самым помогут родителям создать все необходимые условия для развития таких детей.
|