«Организация и содержание работы по адаптации детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями на логопункте в рамках введения ФГОС ДО»
Подготовила: учитель-логопед МБДОУ № 2 ЗАТО Видяево Криулина Тамара Максимовна
Под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Скачать: «Организация и содержание работы по адаптации детей старшего дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями на логопункте в рамках введения ФГОС ДО» (полный конспект)
С учетом введения Федерального государственного стандарта дошкольного образования (п. 2. 11. 2), коррекционная работа направлена на обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей, имеющих статус детей с ОВЗ. С целью осуществления коррекционной работы на базе нашей дошкольной образовательной организации функционирует логопедический пункт, который обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений.
На логопункт поступают дети из старших и подготовительных групп детского сада. Если даже ребенок ранее и посещал детский сад, он все равно проходит период адаптации к новым формам занятий на логопункте. Кроме того, дети с общим недоразвитием речи имеют свои психологические особенности, которые особенно ярко проявляются в период адаптации. Трудности социальной адаптации таких детей, сложности их взаимодействия с социальной средой отмечали знаменитые ученые психологи Л.С. Выготский, Ж.И. Шиф. Доказано, что «речевые нарушения сказываются на характере взаимоотношений ребенка с окружающими, на формировании его самосознания и самооценки. Отмечают снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации, неумение ориентироваться в ситуации общения» (Г. В. Чиркина, Л.Г. Соловьева). Исходя из этого, очень важна целенаправленно организованная работа по адаптации детей к коррекционному процессу на логопункте. От того, как пройдет адаптация, во многом зависит успех дальнейшей коррекционной работы.
На основе изученной литературы были выделены следующие условия, необходимые для успешной адаптации:
- наладить доверительные отношения с ребенком;
- педагогу включаться в игру, заряжая детей своим интересом. Использовать выразительные движения;
- обратить внимание на детей неуверенных в себе, с низкой самооценкой. Проявлять невербальную эмоциональную поддержку;
- использовать методики по развитию крупной и мелкой моторики, снятия психоэмоционального напряжения, зажимов, т.к. многие проблемы коренятся и проявляются в неловкости, мышечной зажатости, скованности.
В поиске путей реализации этих условий с первых же дней сентября включаем в планы работу по адаптации. Работа проходит по нескольким направлениям: работа с детьми, работа с родителями, совместная работа другими специалистами детского сада. Совместная деятельность воспитателя, учителя-логопеда, педагога — психолога осуществляется в разных видах деятельности: повседневном общении, специально организованных психолого-коррекционных занятиях, в различной игровой деятельности, в обучении родителей способам общения с ребенком.
Работу с родителями начинаем со знакомства с семьей, с особенностями ребенка. Родителей мы знакомим с особенностями логопедической работы, даем советы по лучшей адаптации ребенка, информируем об успехах ребенка, трудностях, как с ними справиться, как выполнять домашние задания. Для родителей мы проводим собрания, дни открытых дверей, консультации, оформляем информационные стенды, страничку сайта ДОУ: www/видяеводоу2. рф. ru «Советы учителя-логопеда».
Такая работа помогает детям и родителям быстрее адаптироваться к условиям и требованиям логопункта, снять тревогу у детей и тем самым быстрее перейти к этапу коррекции речи.
Большую роль мы отводим созданию благоприятной атмосферы на логопункте. Очень важно встретить ребенка ласковым словом, дать почувствовать, что его любят и ждут, провести экскурсию по логопедическому кабинету, заинтересовать играми, вовлечь ребенка в диалог. Наш логопункт называется «Кабинет волшебных звуков», где дети как учатся правильно произносить звуки. В «Кабинете волшебных звуков» создана привлекательная атмосфера для поддержания интереса к занятиям, много разнообразных красочных пособий. Сегодня предметно-развивающей среде образовательного учреждения (группы) уделяется большое внимание в рамках введения ФГОС ДО. В связи с этим в пространстве логопедического кабинета выделено несколько основных зон:
- учебная зона;
- звукокоррекционная зона;
- зона развития мелкой моторики;
- рабочая зона учителя-логопеда;
- методическая зона;
- информационная зона;
В этом учебном году у нас появилась возможность расширить предметно-пространственную среду логопедического пункта при помощи современных информационных средств, это программно-дидактический комплекс «ЛОГОМЕР 2» — современный универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета. Следует отметить, что Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» прошел сертификацию и получил сертификат соответствия ФГОС ДО.
База интерактивных игр позволяет решить задачи образовательной области «Речевое развитие» наиболее эффективным для ребенка способом – в игре. ФГОС подчеркивает статус ребенка как «человека играющего», то есть акцентирует наше внимание на необходимости больше уделять времени — процессу игры. Все шестьдесят игр комплекса «Логомер» обеспечивают возможность большого выбора: применять игры на этапе знакомства с ребенком, в процессе диагностики или использовать их на индивидуальных, фронтальных занятиях, повышая мотивацию детей к учебно-игровой деятельности. Его содержание полностью отвечает требованиям времени, условиям, в которых работают современные логопеды.
Многие дети не осознают дефектов своей речи и не понимают, зачем нужны занятия в кабинете логопеда. Здесь очень важна роль логопеда, его умение войти в доверие к ребенку, заинтересовать его, сделать так, что бы ребенок понял важность и необходимость логопедических занятий.
Что бы вызвать интерес детей к логопедическим занятиям и подготовить артикуляционный аппарат и мелкую моторику детей к проведению занятий основного этапа (постановка, автоматизация и дифференциация звуков), в этом нам помогает цикл подготовительных логопедических занятий логотренинг «Мой веселый язычок». Логотренинг «Мой веселый язычок» описан в учебно-методическом пособии Ивановой Ю.В., двенадцать занятий логотренинга проводятся на подготовительном этапе коррекционной работы с детьми 5-6 лет, зачисленными на логопункт.
Планируя расписание, делаем так, чтобы дни и время занятий были постоянными. Занятия подгрупповые, проводятся в форме знакомства с язычком, его домом, друзьями, с семейкой свистящих и шипящих, братьями Л, Ль, Р, Рь. Эмоциональный подъём, доброжелательную, радостную атмосферу на занятиях логотренинга, гарантирует хоровое чтение стишков, пение песенок с движениями. Ритмически организованные звуки речи создают особые условия для восприятия и рождают чувство безопасности и комфорта. Чувство радости у детей усиливает совместное действие.
Во время занятий логотренинга для снятия напряжения и концентрации внимания детей проводятся динамические паузы и психогимнастические упражнения. Большой эмоциональный отклик у детей вызывают приёмы биоэнергопластики, это соединение движений артикуляционного аппарата с движением кисти рук. Вот некоторые из упражнений:
- «Лошадка» — цокать, руки поднять вверх, кулаки сжимать и разжимать
- «Качели» — кончиком языка ритмично задевать то верхние, то нижние зубы, вытянутые руки держать перед собой, выполняя кистями движения вверх-вниз, можно добавить закрывание и открывание глаз.
А также с удовольствием дети выполняют массаж пальцев и мимических мышц лица, пальчиковую гимнастику. Еще Сухомлинский В.А. сказал, что «чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребенка».
Упражнения на развитие межполушарных связей «Ладонь, кулак, ребро», «слива, яблоко, банан», «Ухо – нос», повышают эффективность коррекционной работы и всегда вызывают у детей положительные эмоции.
Заботясь об эмоциональном комфорте воспитанников, мы не только добиваемся повышения эффективности своих занятий, но и оберегаем и укрепляем физическое и психическое здоровье детей с нарушениями речи, а также делаем ученье радостным. Следует подчеркнуть, что логотренинг заинтересовал детей и вызвал у них желание заниматься.
Таким образом, используя предметно-развивающую среду, работу с детьми, работу с родителями, совместную работу с другими специалистами детского сада, мы добиваемся успешной адаптации детей на логопункте.
Список использованных источников
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. Изд-е 3-е. СПб: Союз, 2006.
- Психологические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе [Текст] / Под ред. Ж.И. Шиф. — М., 1972.
- Коммуникативно-речевая деятельность детей с отклонениями в развитии: диагностика и коррекция: монография/ под ред. Г.В. Чиркиной, Л.Г. Соловьевой. – Архангельск: Поморский университет, 2009. — 403.
- Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008.
- .Ватутина Н. Д. Ребенок поступает в детский сал. – М.: Просвещение, 2003.
- Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г. Из детства – в отрочество: программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет – М.: Просвещение, 2007. – 303с.
- Доронова Т. Н., Соловьева Е. В. и др. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития. – М.: Линка-Пресс, 2001.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304с.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М., Издательство: Айрис-Пресс, 2005.
- Чурсина Е. Адаптация детей с нарушениями речи к условиям логопедической группы (из опыта работы) — [электронный ресурс].
|