Жанна Викторовна Павлова. Стратегия работы МАДОУ №356 с одаренными детьми

 Стратегия работы МАДОУ №356 с одаренными детьмиМАДОУ «Детский сад №356 комбинированного вида» Кировского района г. Казань
Педагог- психолог:  Филиппова Эльмира Равелевна
Старший воспитатель: Павлова Жанна Викторовна

В каждом человеке есть
своя душевная нота.
И велика ценность тех, кто способен услышать ее
звучание, помочь обрести ей нужную тональность.
Л.Н.Толстой

Стратегия  работы МАДОУ №356 с одаренными детьми

1.    Понятие одаренности.
Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Скачать полную версию конспекта

2.    Актуальность.
Проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени.
В современной системе образования она становится тем более актуальной в связи с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и практики. Так исследования, выполненные в разных странах, убедительно показали, что около 20-30% детей могут достигать высоких уровней интеллектуального и творческого развития. Очень многое зависит и от учреждения образования. Задача которого — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому раннее выявление, обучение, воспитание и сопровождение одаренных и талантливых детей одна из главных проблем совершенствования системы образования.
Каждый человек талантлив. Добьется ли человек успеха, во многом зависит от того, будет ли выявлен его талант, получит ли он шанс использовать свою одаренность.
Наши наблюдения за детьми заставили задуматься педагогический коллектив над вопросом  построения целенаправленной работы с одаренными и высокомотивиро-ванными детьми  и разработать  стратегический план мероприятий, направленный на выявление и продуктивное психическое, интеллектуальное и творческое развитие детей, проявляющих свои способности в том или ином виде деятельности, а также  на  реализацию и совершенствование их способностей и талантов.
Также разработать проект «Одаренные дети - будущее России», который  включает основные стратегические направления деятельности педагогического коллектива.

Задачи работы:
1.    Создать постоянно действующую систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
2.    Составить план работы учреждения по сопровождению детей, имеющих ярко выраженные способности.
3.    Собрать кейс диагностических методик для выявления способностей и одаренности у детей.
4.    Составить индивидуальные планы, программы развития для детей с предпосылками одаренности.
5.    Определить стратегию педагогического взаимодействия с одаренными и высокомотивированными детьми.
6.    Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
7.    Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.
8.    Активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.
9.    Создать единый банк данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников.
Работа по проекту будет начата с изучения передовых педагогических технологий и  нормативно – правовых документов  для организации работы с одарёнными детьми.
?    Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ас-самблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
?    Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
?    Закон Российской Федерации “Об образовании”;
?    Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
?    Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках Президентской Программы “Дети России”, утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г.
Работа по реализации выше перечисленных  задач будет  организована  по нескольким направлениям, которые позволят решить еще ряд задач:
?    Создать  педагогически эффективные условий, обеспечивающие высокие до-стижения воспитанников;
?    Создать возможность самореализации личности в разных видах деятельности.
?    Удовлетворить потребность детей в занятиях по интересам;
?    Организовать конструктивное сотрудничество  с семьями воспитанников.
?    Создать банк методических материалов по выявлению и поддержке  одаренных  детей.
?    Начать создание банка данных  «Одаренных детей».

Основной целью стратегического плана является: создание благоприятных условий для оптимального развития одаренных детей, чья одарённость на данный момент может быть ещё не проявившейся, а также просто одарённых детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.

Стратегический план предусматривает 6 направлений работы
1-ое направление.
•    Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса  по особенностям  организации   работы с одаренными детьми.
•    Формирование у педагогов способности и готовности использовать совре-менные образовательные, информационные, коммуникативные технологии в работе с одаренными детьми.

Решение этих задач осуществляется  через систему мероприятий с педагогами и всеми участниками педагогического процесса:
Изучение психолого – педагогической литературы, программ, методических разработок по выявлению и сопровождению одаренных детей.
Накопление научной литературы для организации самообразования педагогов; систематический обзор новинок методической литературы и публикаций.
Проведение педагогических советов, семинаров, консультаций и т.д.
Знакомство с имеющимся практическим опытом по данному направлению.

Формы работы с педагогами
1.    Консультации: «Особен¬ности современной образовательной ситуации», «Запросы роди¬телей и педагогов на развитие способностей детей дошкольно¬го возраста».
2.    Дискуссионные качели: «Роль взрослого и сверстников в развитии разных спо-собно¬стей».
3.    Практическая лаборатория по решению проблемных ситуаций.
4.    Анализ видеофрагментов занятий с детьми и их обсуждение.
5.    Творческие задания для педагогов по созданию условий для развития способностей детей:
- подготовить рекламу методических пособий;
- составить конспект занятия по развитию способностей;
- предметной деятельности детей и разыграть его.
6.    Игровые тренинги с участием педагога-психолога детского сада.
7.    Анализ детской продукции на предмет выявления признаков творческого мышления и воображения у ребенка (обучающий тренинг педагога-психолога детского сада).
8.    Творческая мастерская музыкальных руководителей на тему «Методы и приемы развития музыкальных способно¬стей».
9.    Использование метода проектов,  как средства развития способностей

Чтобы определить, насколько педагоги готовы к работе с одаренными  детьми, провести анкетирование на начальном этапе работы, выявить их знания об одаренных детях, чтобы правильно построить методическую работу с ними и на конечном этапе  провести анкетирование на готовность педагогов работать с одаренными детьми.

Критериями повышения профессиональной компетентности воспитателей и спе-циалистов является:
- Понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития  креативности  воспитанников;
- знание  классификации способностей, значение интереса и эмоций к деятельности в развитии способностей детей;
- умение организовать предметно-развивающую среду и ис¬пользовать разные методы и приемы для развития способ¬ностей детей;
- овладение методами определения склонностей и способностей детей; оценивания развития общей одаренности ребенка; оценивания специфичной одаренности;
- Овладение  навыками организации эффективного общения с ребенком по поводу развития его активности, деятельнос¬ти и способностей.
- обеспечение  мотивационной  готовности педагогов к  работе с одаренными детьми

2-ое направление стратегического плана.
•    Создание системы выявления, поддержки и психолого-методического со-провождения одаренных детей.
•    Вооружение педагогов эффективными  методиками выявления и поддержки одаренных  и высокомотивированных детей

Для более эффективной работы по созданию системы выявления и поддержки  ода-ренных детей создать творческую группу, разработать положение о работе группы, наметить основные направления ее деятельности. В творческую группу должны войти педагоги, которые глубоко изучают определенный вид одаренности ребенка, методики выявления и сопровождения ОД, апробируют новые вариативные формы работы с детьми: психолог, музыкальный руководитель, учитель-логопед, инструктор по физкультуре, воспитатели, организующие работу кружков по интересам.

Содержание деятельности творческой группы.
Творческой  группе предстоит:
Разработать карты с критериями оценки, позволяющими педагогам и родителям на основе наблюдений за деятельность ребенка, выявлять склонности детей к определенным видам  деятельности и области, в которых они показывают высокую результативность.
Отобрать  специальные методики, тесты и анкеты, позволяющие определить наличие одаренности у детей.
Изучить  и отобрать приемы целенаправленного педагогического воздействия для развития детской одаренности в различных областях.
Создать банк методических материалов для работы с одаренными детьми.
Разработать  программу сопровождения одаренных детей.

Работа творческой группы  начинается с проведения ряда  семинарских занятий, на которых будут рассматриваться:
•    Научно-методологические основы изучения детской одаренности;
•    Существующие программы и опыт работы других учреждений;
•    Психологические и педагогические методы диагностики различных видов одаренности;
•    Нормативно-правовая база.
Изучить  известные психолого-педагогические диагностики, частично апробированы и на их основе,  разработать систему диагностики выявления одаренных и высокомотивированных детей наиболее приемлемых в нашем дошкольном учреждении.

В результате деятельности творческой группы создать систему выявления одарен-ных детей, которая  включает в себя:

наблюдение за детьми (прежде всего, в детских видах деятельности);
анкетирование взрослых (родителей и воспитателей);
групповое обследование детей с помощью стандартизованных на отечественной выборке методик;
индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленное на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности дошкольников.
Создание условий для проявления детской одаренности: организация конкурсов, выставок, интеллектуальных игр, творческих шоу.

Для оказания помощи педагогам в работе с детьми  составить методические реко-мендации о психолого-педагогических особенностях одаренных и способных детей, а также о методах и приемах их выявления.


3-ье направление стратегического плана.

Разработка системы мероприятий, направленных на выявление и стимулирование разных видов детской одаренности, т.е. создание условий для развития способностей каждого ребенка.
Ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности. Чтобы дети с желанием и охотой, без всякого принуждения творили, необходимо наполнить их жизнь яркими, красивыми, радостными, способными естественно активизировать их изнутри впечатлениями и помочь им разнообразно, в доступной им форме себя выразить, поэтому основными задачами работы педагогического коллектива детского сада являются:
Активизировать участие детей в конкурсах, выставках, фестивалях разного уровня.
Создать эффективные условия для проявления и развития детской одаренности.
Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.
Организация работы кружков по интересам   дарит  воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.
Кружки по интересам, так как они организуются с группой детей не более 10 человек, дают  возможность:
?    обеспечить  успешную и продуктивную работу с детьми.
?    поддержать детскую инициативу и любознательность,
?    осуществить  индивидуально - дифференцированный подход к каждому ребенку, т.к.  задания распределяются с учетом возможностей и интересов ребенка.

?       Необходимыми условиями для  проявления и развития детской одаренности,  помимо наличия специально подготовленных высококвалифицированных педагогов и воспитателей,
также являются:

•    наличие богатой предметно-пространственной среды, стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;

•    создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;

•    наличие личностно-ориентированной, воспитательно- образовательной системы.

Настоящее воспитание взращивает, вос-питывает, под-питывает,  то есть питает заложенные в человеке способности и таланты. Поэтому очень важно создать комфортную психологическую среду для маленького дарования, чтобы раскрылись его способности.
Для достижения результатов педагогами должны выдерживаться принципы со-здания комфортной среды:
•    развитие чувства защищенности у детей, отказ от высказываний оценок и кри-тики в адрес ребенка;
•    обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для ребенка всевозможными материалами и стимулами, представляемыми в полное  распоряжение ребенка, с целью развития его любознательности;
•    использование личного примера творческого подхода к решению проблем;
•    предоставление ребенку возможности активно задавать вопросы;
•    отмена своей функции общего контроля, и предоставление более частой само-стоятельности для выстраивания творческого процесса.

Стимулятором проявлений детских одаренностей служит также предметно - развивающая среда детского сада.  Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями.
Высокая степень неопределенности и потенциальной многовариативности (богатство возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.

Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.

Активизация трансформационных возможностей предметно- пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.

Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсут-ствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.

Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.

На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно выделить следующие рекомендации по выявлению и развитию одаренных детей дошкольного возраста:

1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;

2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;

3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)

4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;

5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;

6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;

7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т.ч. современные ИКТ-средства, возможность разнообразного их использования детьми);

8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;

9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;

10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.

Формы работы,
стимулирующие проявление детской одаренности

?    Конкурсы- выставки детского творчества разной тематики;
?    Выставки самостоятельных творческих работ детей;
?    Спортивные соревнования по разным видам спорта;
?    Поэтические и литературные гостиные,
?    Викторины;
?    Интеллектуальные игры (КВН, «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?»)
?    Турниры по шахматам и спортивным играм
?    Музыкальное шоу «Стань звездой», концерты

Итак, на основании вышесказанного можно сказать, что только при выполнении этих  рекомендаций  и целенаправленной работе по выявлению и поддержке  одаренных детей  со стороны окружающих их взрослых,  можно сыграть созидательную, а не разрушительную роль в развитии их способностей и таланта.

4-й направление стратегического плана.
Включение семьи в систему работы детского сада с одаренными детьми

Организация конструктивного сотрудничества  с семьями воспитанников;
привлечение родителей к участию в воспитательно- образовательном процессе;
повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одаренных детей;
осуществление общей стратегии воспитания и обучения детей в детском саду и семье;
дифференциация работы с родителями.

Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей. Разные родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, по¬требность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале ребенка, испытывают смущение и растерянность.
Другие родители, напротив, склонны скорее преувеличивать творческие и интеллектуальные возможности ребенка, тем самым, удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок «талант». Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим «выдающиеся способности» сына или дочери, а доказательством одаренности выступают: большое количество выученных ребенком стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т.п. Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного типа, негативно сказывается на одаренности ребенка.
Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.
И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.

Формы работы
с родителями
•    Анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
•    Родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
•    Совместное составление индивидуального плана или программы развития ре-бенка.
•    Памятки – рекомендации, папки передвижки, публикации.
•    Совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Факторы, способствующие развитию детей с предпосылками одаренности в се-мьях воспитанников.
1.    Пристальное внимание к особенностям развития ребенка.
2.    Создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление ис-кренней и разумной любви к ребенку.
3.    Содействие развитию личности ребенка и его таланта.
4.    Повышение уровня педагогической и психологической компетентности родителей в отношении одаренных детей.

5-й модуль.
Организация конструктивного сотрудничества  с социумом: с художественной   школой, Центром детского творчества, спортивной школой, музыкальной школой.


Работа организуется по нескольким направлениям:
Разработка совместного плана мероприятий с одаренными детьми.
Составление  индивидуальных планов, программ развития для  детей с предпосылками одаренности.
Кружковая работа на базе ДОУ
Организация совместных выставок, конкурсов, фестивалей.
Создание  единого  банка данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников.


6-й модуль.

Создание банка данных об одаренных детях.

Сбор сведений по детскому саду о наличии одаренных детей в группах.
Сбор сведений о бывших выпускниках детского сада, проявлявших одарен-ность в каких-либо областях.
Заполнение листов рейтинга.

Создание кейса методического обеспечения работы педагогов с одаренными детьми:
Нормативно – правовые документы по работе с одаренными детьми.
Возрастные особенности одаренных детей.
Подбор методик  и диагностик выявления одаренных детей.
Программа сопровождения одаренных детей по разным видам деятельности.
Подбор практических методических материалов.

ВЫВОДЫ: Эффективность работы по выявлению и сопровождению одаренного ребенка возможна, если система  тщательно выстроена, строго индивидуализирована.
Необходимо:
Создать условия для развития одаренного ребенка. Эта задача решается средствами исследовательской, развивающей, методической, организационной работы.
Создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка. Данная задача решается средствами взаимодействия в системе педагог - ребенок- родитель.
Отслеживать особенности развития одаренного ребенка на различных возрастных этапах дошкольного детства. Эта задача решается в основном средствами педагогической и психологической диагностики, развивающей педагогической деятельности.
Повысить психолого-педагогическую компетенцию воспитателей, родителей, других взрослых по вопросам сопровождения развития одаренного ребенка.


«Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Вера – двигает горы… вера в детей может  поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов».

Просмотров: 380
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Шабалина Нина Александровна. Инновационная практика выявления, сопровождения и развития способностей одаренных детей дошкольного возраста
  • Савельева Татьяна Геннадьевна. Реформы и их влияние на выявления развития одаренных детей.
  • Гурина Татьяна Федоровна, Фатыхова Марина Александровна, Тазетдинова Залифа Шарифьяновна. «Предметно-пространственная среда как фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Екатерина Комиссарова. Организация психолого-педагогической работы с одаренными детьми
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Апичина Елена Викторовна Дубина Елена Евгеньевна Федорова Наталья Михайловна. Взаимосвязь одаренности, креативности и способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Бородина Светлана Викторовна. Мастер — класс: «Технология развития творческих способностей детей старшего возраста по средствам работы с бросовым материалом «Волшебные бутылочки»
  • Воронина Светлана Николаевна. Консультация для родителей — Особенности педагогической деятельности с одаренными детьми в ДОУ
  • Варвенко Татьяна Геннадьевна, Маркова Ксения Викторовна. Проект по развитию социальной одаренности для детей старшего дошкольного возраста «Маленький оратор».
  • Кудрявцева Татьяна Михайловна. Организация предметно-пространственной среды, как возможность полноценного сенсорно-моторного развития детей раннего дошкольного возраста.
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Вечканова Татьяна Васильевна. «Развитие творческих способностей у детей через ознакомление с профессиональной деятельностью детей старшего дошкольного возраста» (из опыта работы)
  • Смолина Альбина Юрьевна. Театрализованная деятельность детей как средство гармоничного развития ребенка.
  • Демирова Эльмира Тажудиновна. Доклад на тему: «Психолого — педагогические условия развития ранних представлений ребенка о профессиях»
  • Старова К. В. Конспект НОД по музыкальной деятельности «Технология проектирования, как средство развития музыкально-творческих способностей детей старшего возраста «Так чудесно в космосе!»
  • Додонова Кристина Юрьевна. Роль предметно-пространственной развивающей среды в развитии ребенка в условиях введения ФГОС ДО 'Портрет выпускника детского сада'
  • Глухих Марина Николаевна. Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Филиппова Эльмира Равилевна. План программа работы с одаренными детьми
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Топильская Светлана Михайловна. Опыт работы «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников, создание мультипликационного мультфильма с детьми».
  • Соболева Ирина Викторовна. «Организация преемственности в профессиональной ориентации ребенка на этапах дошкольного и начального общего образования на основе создания в ДОУ психолого-педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь