Среднесрочный проект, в котором принимали участие дети в возрасте 3-4 лет. Проект проводился путем познавательно-практической и экспериментальной деятельности в условиях детского сада.
Актуальность: Первое вещество, с которым с удовольствием знакомится ребенок — это вода. Она даёт ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой — один из самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить порядок. Но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в присутствии взрослых. Во время игр обязательно нужно все действия комментировать словами, что делает и видит ребенок. Вода для детей — это полезное «лекарство».
Скачать конспект
Проблема: Всё началось с прогулки, когда дети увидели на улице лёд вместо лужи. Исходя из климатических особенностей нашего края, большинство детей редко видят снег, лёд. Дети просто не могут понять, что вода проявляет себя в разнообразных состояниях. А если учесть, что именно в дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе и окружающему миру, то вывод очевиден: ребёнку надо дать всё то, благодаря чему он будет гармонически развиваться.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому формирование у детей основы культуры рационального природопользования необходимо начинать с самого раннего возраста. С целью ознакомления и расширения знаний о различных состояниях воды, о таких явлениях природы, как снег, дождь, а также с целью формирования культуры природопользования, в частности, воспитания бережного отношения к воде и её обитателям, был разработан проект «Волшебная Капелька» для детей второй младшей группы.
Цель проекта:
- Развивать у детей представления о природном объекте — воде.
- Закладывать основы экологической культуры личности, воспитывать бережное отношение к воде.
- Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения
новых знаний.
Задачи проекта:
- Подвести детей к пониманию: вода может находиться в жидком, твердом состояниях: при замерзании вода превращается в лед, лед в тепле тает (превращается в воду), летом идет дождь, зимой — снег; вода окрашивается; вода прозрачная, без запаха, без вкуса; роли воды в жизни человека, растений, животных.
- Закрепить представления детей о том, что вода бывает холодная, теплая, горячая;
- Сформировать элементарные понятия о круговороте воды в природе.
- Учить детей выполнять простейшие опыты, последовательно выполняя указания педагога.
- Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
- Развивать способность практически применять полученные знания.
Тип проекта: групповой, среднесрочный, познавательно-исследовательский.
Участники проекта: воспитатель, дети второй младшей группы, музыкальный руководитель, родители
Необходимый результат: Расширить знания детей о воде и её состояниях в природе. Способствовать приобретению умений и навыков исследовательской деятельности через реализацию проекта. Научить детей делать простейшие выводы.
Предполагаемый результат: Повысился интерес к познанию окружающего мира. Появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения друг с другом и с взрослыми.
Взаимодействие со специалистами: разучивание песни «Капельки» с музыкальным руководителем, музыкальная игра «Дождик».
Взаимодействие с родителями: анкетирование «Экологическое образование в семье», наглядные консультации «Как играть с водой и льдом»; изготовление памятки «Отдых с ребенком на пляже»
Этапы реализации:
Подготовительный этап
- Выбор темы, постановка целей и задач.
- Написание перспективного плана.
- Знакомство родителей с содержанием проекта.
- Сбор иллюстраций с изображением водоёмов, круговорота воды в природе.
- Подбор материала для практических игр и занятий.
- Изготовление атрибутов к играм и занятиям; изготовление дидактической куклы-марионетки.
- Разработка серии иллюстраций по теме «Круговорот воды в природе» Основной этап
Поиск ответов на поставленные цели и задачи через реализацию разных форм и методов:
- Непосредственная образовательная деятельность и образовательные ситуации.
- Забавы и развлечения с водой, снегом, льдом. Криомассаж.
- Экологические рассказы и сказки.
- Беседы с детьми.
- Рассматривание картинок и иллюстраций по теме.
- Поисковая деятельность: исследования, опыты, эксперименты с водой.
- Наблюдения.
- Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и потешек.
- Творческая деятельность — рисование, аппликация, коллажирование, раскрашивание.
- Тестопластика.
- Совместная и самостоятельная деятельность детей.
- Проведение пальчиковой гимнастики.
- Динамические паузы, физкультминутки.
- Проигрывание этюдов (психогимнастики) на передачу различных эмоций и чувств.
- Слушание звуков воды и водоёмов.
- Просмотр тематических мультфильмов на мультимедийном проекторе.
- Музыкальные игры, разучивание песни «Дождик».
- Игры: подвижные, сенсорные, дидактические.
- Коллективная работа «Круговорот воды в природе»
Заключительный этап
- Оформление проектной деятельности.
- Подведение итогов по теме проектной деятельности.
- Презентация проекта.
Продукты проекта:
Рисунки, раскраски, коллаж «Круговорот воды в природе»;
Картотека опытов с водой, льдом и снегом; картотека сенсорных игр.
Презентация проекта.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
(февраль — апрель)
Результаты:
В результате работы над проектом дети расширили свои знания о воде и её состояниях в природе, узнали, что вода может быть не только жидкой, но и твёрдой и даже газообразной. Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать простейшие выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения друг с другом и со взрослыми. Повысился интерес к познанию окружающего мира. Всё это способствовало саморазвитию личности каждого ребёнка и воспитанию в нём целеустремлённости и самоуважения.
Итоги реализации проекта:
- У воспитанников сформированы знания о круговороте воды в природе;
- Повысился уровень знаний детей о свойствах воды.
- Дети понимают, что вода — это источник жизни;
- Повышен интерес у родителей по данной проблеме.
|