МБДОУ ЦРР - Детский сад № 5 «Сказка»
Подготовлен: Талалаевой Ольгой Викторовной воспитателем МБДОУ Озёры
Скачать проект О ПРОЕКТЕ Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы. Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и поэтому в нашем ДОУ для успешной работы с детьми созданы определенные условия. Внутренняя природная зона: уголок природы в каждой группе, "живой уголок", «Огород на окне», уголок экспериментирования. Внешняя природная зона: огород, цветник, фруктово-ягодный сад, экологическая тропа. На территории детского сада создана экологическая тропа. Её цель - просвещение, обучение и воспитание детей в духе нежного отношения к природе.
Есть на территории детского сада огород. Ухаживая за растениями, дети приобретают опыт ухода за растениями, наблюдают за их ростом и развитием. Большую роль в осуществлении экологического воспитания дошкольников играют специалисты детского сада. Воспитатель - главное действующее лицо в осуществлении экологического воспитания. Он является носителем экологической культуры и является образцом поведения в повседневном педагогическом процессе. Интересными формами работы являются составление экологических проектов для детей . Музыкальный работник подбирает песни, танцы, инструментальные произведения, связанные с природой, организует и проводит праздники, экологические развлечения: «Праздник русской березки». «Праздник зеленого листочка». Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных изменениях в природе имеет, на наш взгляд, работа с календарём природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных изменений в природе несут огромную смысловую нагрузку, учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину. Игра наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, она обучает и развивает личность. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, природных взаимосвязях. Это, например, дидактические игры «О чём говорят экологические знаки», «Что опасно для природы», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Угадай-ка?». В группах имеется достаточное количество настольно – печатных игр, в которые дети играют с удовольствием. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой по формированию социально – экологических представлений в семье. Проводятся родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе», консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!» и др. Эффективное средство работы с родителями - размещение информации в «Уголках для пап и мам» на тему: «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь». В детском саду проводятся конкурсы и выставки детских работ, в которых участвуют родители, дети и педагоги: «Осенние фантазии», «Пёстрый мир бабочек», «Они занесены в красную книгу», «Любимые животные». Большая работа проводиться по воспитанию любви к природе родного города. Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Не обязательно давать детям рецепты поведения в природе, необходимо посредством заданий и вопросов подводить ребёнка к собственным выводам. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром. АКТУАЛЬНОСТЬ Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время. Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания. Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу –значит творить добро. Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности. Проект открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность. При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы. К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера. Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства. 2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Создание системы экологического воспитания и образования дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Экологическое воспитание дошкольников, формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Создание системы экологического воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе; Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле; Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране; Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе; Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: • практические занятия на участке (уборка территории от снега, от опавших листьев, уход за цветниками, кормление птиц в зимний период); • наблюдения • работа на занятиях; • утренние беседы; • индивидуальная работа с детьми; • дни творчества; • рисование на природе (на песке, на снегу, рисование с натуры); • рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий, презентаций; • взаимодействие с семьей; • чтение художественной литературы о природе; • работа в книжном уголке.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
? Игровая деятельность: o Дидактические игры. o Сюжетно-ролевые игры. o Подвижные игры.
? Познавательная деятельность: o Формирование целостной картины мира. o ФЭМП.
? Беседы.
? Наблюдение .
? Труд.
? Коммуникация.
? Творческое рассказывание.
? Художественное творчество: o Рисование. o Лепка из пластилина. o Аппликация.
? Работа с родителями.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный (февраль 2014) 2 этап – деятельностный (февраль – май 2014) 3 этап – итоговый ( май 2014)
1-й этап Подготовительный 2-й этап Реализация проекта 3-й этап Итоговый Анкетирование родителей. Подготовила материал для изобразительной деятельности: Подготовила материал художественной литературы для чтения. Подготовила материал для НОД, бесед с детьми Подготовила иллюстрации, картинки, презентации НОД Беседы Чтение , заучивание; художественной литературы; песенки, потешки Загадки Рисование Лепка Подвижная игра Оформление фото - выставки и презентации по материалам проекта
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Кадровый потенциал: o Воспитатель o Родители o Дети
Материально-техническая база: - Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям; - уголок природы в группе; - экологическая тропа на участке детского сада; - огород на участке; - наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.); - библиотечка книг с экологическим содержанием Методическое: теоретическая и методическая литература, периодическая печать,
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой Цель диагностики: выявить уровень экологической воспитанности детей средней группы «Колосок» Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:
Познавательный интерес к природе и ее изучению; Знания об окружающей природе; Восприятие красоты природы и желание любоваться ею; Проявление бережного отношения к природе; Практические умения и навыки по охране природы.
Критерии наблюдений за детьми: Частота проявлений бережного отношения; В каких случаях проявляется и на что направлено.
Шкала оценок:
В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов С (средний) - 2.6 – 3,8 баллов Н (низкий) - ниже 2,6 баллов
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОДЫ:
Проведенная с детьми работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам: - дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных; - у детей сформировались первоначальные представления о самоценности природы, положительное отношение к ней, - у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой. То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру. При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь: - педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников; - родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края. Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Результаты диагностики по выявлению уровня экологической воспитанности детей на начальном этапе показали, что дети с низким уровнем развития показали незнание практических навыков и умений по охране природе, мало правильных ответов дали об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывали затруднения в ответах, чувствовали себя менее уверенно. Дети со средним уровнем развития вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечали односложно и не всегда верно, некоторые дети ждали наводящих вопросов или подсказки воспитателя. Дети с высоким уровнем развития показали неплохие знания об окружающей природе, практически все проявили познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствовали, были очень активны, использовали развернутые ответы. Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывали особых затруднений, речь у них развита хорошо. По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития. Практически все дети используют полученные ранее знания в практической деятельности. Дети показали средний уровень – 75% Дети с высоким уровнем – 8 % развития не испытывают затруднений и Дети с низким уровнем – 17 % развития выполняли задание по подсказке и с помощью взрослого. Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня экологической воспитанности детей через организацию экологизацию образовательного процесса и организацию предметно – развивающей среды, что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к объектам окружающей природы. После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы. Данные об уровне экологической воспитанности детей представлены в таблице 1.
|