Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 44 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 45 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 47 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/doshkolnikru/doshkolnikru_news.php on line 48 Талалаева Ольга Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Будь природе другом»



Талалаева Ольга Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Будь природе другом»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Будь природе другом»МБДОУ  ЦРР - Детский сад № 5 «Сказка»

Подготовлен: Талалаевой Ольгой Викторовной воспитателем  МБДОУ Озёры

Скачать проект                                       

О ПРОЕКТЕ
Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы. Мир, окружающий ребенка - это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума. Познание природы возможно только при непосредственном взаимодействии с ней и поэтому в нашем ДОУ для успешной работы с детьми созданы определенные условия. Внутренняя природная зона: уголок природы в каждой группе, "живой уголок", «Огород на окне», уголок экспериментирования. Внешняя природная зона: огород, цветник, фруктово-ягодный сад, экологическая тропа. На территории детского сада создана экологическая тропа. Её цель - просвещение, обучение и воспитание детей в духе нежного отношения к природе.
Есть на территории детского сада огород. Ухаживая за растениями, дети приобретают опыт ухода за растениями, наблюдают за их ростом и развитием.   Большую роль в осуществлении экологического воспитания дошкольников играют специалисты детского сада. Воспитатель - главное действующее лицо в осуществлении экологического воспитания. Он является носителем экологической культуры и является образцом поведения в повседневном педагогическом процессе. Интересными формами работы являются составление экологических проектов для детей . Музыкальный работник подбирает песни, танцы, инструментальные произведения, связанные с природой, организует и проводит праздники, экологические развлечения: «Праздник русской березки». «Праздник зеленого листочка».     Огромную роль в экологическом воспитании детей и формировании представлений о временах года, о сезонных изменениях в природе имеет, на наш взгляд, работа с календарём природы. Регулярные наблюдения детьми сезонных изменений в природе несут огромную смысловую нагрузку, учат сравнивать, сопоставлять различные природные явления, устанавливать их причину. Игра наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, она обучает и развивает личность. В дидактических играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения в ней, природных взаимосвязях. Это, например, дидактические игры «О чём говорят экологические знаки», «Что опасно для природы», «Кто кем будет», «Кто кем был», «Угадай-ка?». В группах имеется достаточное количество настольно – печатных игр, в которые дети играют с удовольствием. Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с работой по формированию социально – экологических представлений в семье. Проводятся родительские собрания на темы: «Природа и мы», «Мы твои друзья природа», «Не просто сказка», «Добро пожаловать в экологию», «Воспитание у детей интереса к окружающему, любви к природе», консультации: «Экология здоровья», «Не рвите цветы, не рвите!» и др. Эффективное средство работы с родителями - размещение информации в «Уголках для пап и мам» на тему: «Не навреди мне, я есть природа, я есть жизнь».
В детском саду проводятся конкурсы и выставки детских работ, в которых участвуют родители, дети и педагоги: «Осенние фантазии», «Пёстрый мир бабочек», «Они занесены в красную книгу», «Любимые животные». Большая работа проводиться по воспитанию любви к природе родного города. Педагоги стремятся воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки.
Не обязательно давать детям рецепты поведения в природе, необходимо посредством заданий и вопросов подводить ребёнка к собственным выводам. Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах наших воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
АКТУАЛЬНОСТЬ   
Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время.  Городской ребенок все реже общается с природой, наблюдается процесс его отчуждения от природы, которая подчас становится чужой, неведомой и незнакомой для ребенка. А природа, как известно, один из основных источников формирования детских ощущений, восприятий, представлений.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.
Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете. Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста.       Ребёнку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу –значит творить добро.   Достичь это можно в том случае, если знакомить ребёнка с тайнами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахом цветущих трав, пейзажами родных мест.

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Основными задачами, при работе с детьми дошкольного возраста являются – уточнение, систематизация и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды, формировании знаний о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы; воспитание гуманного отношения ко всему живому, чувство милосердия; путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
Проект открывает возможность формирования собственного жизненного опыта ребенка и, исходя из детских потребностей и интересов, развивает его как личность.
При организации процесса экологического образования детей дошкольного возраста необходимо учитывать, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для экологического развития детей, это обусловлено особенностями этого возраста: психологической включенностью в мир природы, восприятие природных объектов в качестве полноправных субъектов, стремление к непрагматическому взаимодействию с миром природы.
К работе по проекту привлечены родители, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.
Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь.
Привлекая внимание детей к изменениям, происходящим в природе в разные временные отрезки, важно научить детей не только любоваться увиденным, но и наблюдать, понимать некоторые явления природы, заботиться о ней, охранять и преумножать ее богатства.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Создание системы экологического воспитания и образования дошкольников, направленной на становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения как основы сохранения его здоровья
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Экологическое   воспитание дошкольников, формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Создание системы экологического воспитания  в дошкольном образовательном учреждении.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей. 
Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
•    практические занятия на участке (уборка территории от снега, от опавших листьев, уход за цветниками, кормление птиц в зимний период);
•    наблюдения
•    работа на занятиях;
•    утренние беседы;
•    индивидуальная работа с детьми;
•    дни творчества;
•    рисование на природе (на песке, на снегу, рисование с натуры);
•    рассматривание тематических альбомов, репродукций картин, иллюстраций, фотографий, презентаций;
•    взаимодействие с семьей;
•    чтение художественной литературы о природе;
•    работа в книжном уголке.


СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.


?    Игровая деятельность:
o    Дидактические игры.
o    Сюжетно-ролевые игры.
o    Подвижные игры.

?    Познавательная деятельность:
o    Формирование целостной картины мира.
o    ФЭМП.


?    Беседы.

?    Наблюдение .

?    Труд.

?    Коммуникация.

?    Творческое рассказывание.

?    Художественное творчество:
o    Рисование.
o    Лепка из пластилина.
o    Аппликация.

?    Работа с родителями.


ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1 этап – подготовительный (февраль 2014)
2 этап – деятельностный (февраль – май 2014)
3 этап – итоговый ( май 2014)


1-й этап
Подготовительный    2-й этап
Реализация проекта    3-й этап
Итоговый
Анкетирование родителей.
Подготовила материал для изобразительной деятельности:
Подготовила материал художественной литературы для чтения.
Подготовила материал для НОД, бесед с детьми
Подготовила иллюстрации, картинки, презентации    НОД
Беседы
Чтение , заучивание; художественной литературы; песенки, потешки
Загадки
Рисование
Лепка
Подвижная игра    Оформление фото - выставки и презентации по материалам проекта


РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Кадровый потенциал:
o    Воспитатель
o    Родители
o    Дети

Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголок природы в группе;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на  участке;
-  наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием
Методическое:
теоретическая и методическая литература,
периодическая печать,

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой
Цель диагностики:
выявить уровень экологической воспитанности детей средней группы «Колосок»
Критерии сформированности
экологической воспитанности у детей:

Познавательный интерес к природе и ее изучению;
Знания об окружающей природе;
Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
Проявление бережного отношения к природе;
Практические умения и навыки по охране природы.

Критерии наблюдений за детьми:
Частота проявлений бережного отношения;
В каких случаях проявляется и на что направлено.

Шкала оценок:

В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов
С (средний)                 - 2.6 – 3,8 баллов
Н (низкий)                   - ниже 2,6 баллов

3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

ВЫВОДЫ:

Проведенная с  детьми  работа   по экологическому воспитанию  позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали  больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались  первоначальные представления о самоценности природы, положительное отношение к ней, 
- у детей выработались  первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования   экологической культуры, которая проявляется  в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного  процесса по экологическому воспитанию по проекту было  обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:
-  педагогам  повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
-  родителям  понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту,  приобретению их детьми  умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Результаты диагностики по выявлению уровня экологической воспитанности детей на начальном этапе показали, что дети с низким уровнем развития показали незнание практических навыков и умений по охране природе, мало правильных ответов дали об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная  деятельность менее развита. Испытывали затруднения в ответах, чувствовали себя менее уверенно.
Дети со средним уровнем развития вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечали односложно и не всегда верно, некоторые дети ждали наводящих вопросов или подсказки воспитателя.
Дети с высоким уровнем развития показали неплохие знания об окружающей природе, практически все проявили познавательный интерес к природе.   Эти дети уверенно себя чувствовали, были очень активны, использовали развернутые ответы.
Следует отменить, что  ребята с высоким уровнем развития не испытывали особых затруднений,   речь у них      развита хорошо.
По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития. Практически все дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.
Дети показали средний уровень –  75%
Дети с высоким уровнем –    8 %  развития не испытывают затруднений и Дети с низким уровнем –  17  % развития выполняли    задание по подсказке и с помощью взрослого.
Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня экологической воспитанности детей через организацию экологизацию образовательного  процесса и организацию предметно – развивающей среды, что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к   объектам окружающей природы.
После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы.
Данные об уровне экологической воспитанности детей представлены в таблице 1.

Просмотров: 520
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Консультация для воспитателей на тему: «Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников»
  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Мубаракшина Эльвира Мехаматхарисовна. Экологическое воспитание дошкольников через наблюдения в природе
  • Ольга Жиркова. Игра - как средство воспитания интереса детей к природе.
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Наталья Гурцева. Исследование уровня сформированности знаний о живой природе у дошкольников с задержкой психического развития
  • Корчевная Юлия Вячеславовна. Экологическое воспитание. Трудовая деятельность в уголке природы. Конспект занятия с детьми первой младшей группы. Тема: «У меня есть огород — витамины круглый год». Доклад по всем возрастным группам.
  • Жмурина Марина. Воспитательная работа с детьми, в процессе организации трудовых поручений, в уголке природы (из опыта работы средней группы).
  • Юрьева Елена Михайловна. Наблюдения в природе-как средство воспитания дошкольников
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Моргунова Валентина Владимировна. Наблюдение как средство формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе
  • Капустина Наталья Ивановна. «Развитие познавательного интереса детей 5–6 лет к неживой природе посредством экспериментирования»
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Гилязутдинова Ильсияр Василовна. Методическая разработка 'Перспективный план работы с родителями по обучению детей правилам безопасности в природе' (Старшая группа)
  • Трошина Светлана Николаевна. Экологический проект для родителей детей старшего дошкольного возраста «Природе нужна наша помощь!»
  • Булатова Эльвира Юрьевна. Условия формирования у дошкольников с ОВЗ знаний о предметах и явлениях живой природы.
  • Исаева Светлана Викторовна. Итоговая работа на тему: «СИСТЕМА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЕДПОСЫЛОК ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПОНИМАНИЯ МИРА ПРИРОДЫ»
  • Зеленова Елена Павловна. Опыт работы по реализации проекта по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Вторая жизнь упаковки»
  • Рудакова Марина Юрьевна. Формирование положительного отношения к объектам живой природы
  • Шевченко Елена Викторовна. Рабочая программа по экологическому воспитанию для детей раннего возраста «Мир природы»
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Ольга Капитанская. Система работы в ДОУ по охране природы
  • Закутняя Т.Н., Шаболдина Н. А.. «Организация практической деятельности дошкольников в природе»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь