Конспект ООД для детей средней группы по образовательной области "Познавательное развитие" на тему "Воздухоискатели"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии на тему: «Воздухоискатели»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29»
Подготовила и провела: воспитатель средней гр. № 6 Михайлова О.А. Октябрь 2016 г.
Цели: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познание», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Обучающие задачи:
- Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.
- Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
- Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.
- Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
- Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой
Методологические приемы
беседа-диалог, игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); фартуки (по количеству детей); тазик с водой 1 шт.; сундучок; игрушки и другие мелкие предметы плотные и полые; гуашь; кисточки; стаканчики и трубочки.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте ребята, вот и настал новый день. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и ласковы.
Придумано кем – то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро»! Доброе утро солнцу и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть каждое утро длится до вечера!
Ребята, к нам на занятие пришли сегодня гости давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо от Чебурашки. (читаю письмо). Чебурашка пишет, что хочет стать великим экспериментатором, но опыты делать не умеет. Поможем ему?
Дети: Да!
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:
Через нос проходит в грудь, И обратный держит путь. Он невидимый, но все же, Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый!
Воспитатель: А чтобы найти воздух мы отправляемся в нашу лабораторию (дети проходят к столам). Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Дети: Да.
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: Он пуст.
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Дети: Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким.
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (ответы детей). Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке».
Воспитатель: Перед вами стаканчики с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки. Пузырьки воздуха!
Воспитатель: Молодцы! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. А как вы думаете, в других предметах есть воздух? (ответы детей).
Дидактическая игра: «Тонет — не тонет» (дети поочередно достают из сундучка камень, деревянный брусок, др. мелкие предметы и кладут в тазик).
Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело, (показ — переливаем воду из одного кулачка в другой) Рукава засучим смело. (засучиваем рукава) Пролил воду — не беда (руки на пояс, покачать головой) Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Фартук — друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен) И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны) Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте). Воспитатель: Ребята, пожалуйста рассаживайтесь за столы.
Опыт 3. «Раздуй каплю» (рисование воздухом).
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр кляксы, а затем с усилием дуем в трубочку от себя и раздуваем кляксу от центра в разные стороны Посмотрите, как у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Ребята, на что это похоже? Отдельные детали мы можем дорисовать обычной кистью или с помощью фломастеров. Вам нравится?
Дети: Здорово!
Воспитатель: Ребята, Вы отличные воздухоискатели! Я думаю, Чебурашка обязательно научится делать опыты с воздухом и станет экспериментатором.
А теперь давайте подведем итог занятия.
Итог занятия.
Что мы узнали на занятии про воздух?
- что воздух постоянно нас окружает
- что способ обнаружения воздуха — «запереть» воздух, «поймать» в оболочку
- что воздух легче воды
- что воздух есть внутри предметов
- что воздух есть внутри людей.
Вам понравилось занятие?
Давайте попрощаемся с гостями, нам пора возвращаться в группу.
Дети: До свидания!
|