Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 79 «Мальчиш-Кибальчиш» комбинированного вида» Богдановская Любовь Алексеевна, высшая квалификационная категория г. Северодвинск
Цель: Воспитывать чувство патриотизма, гордости, любови к родному городу, уважение к строителям города Северодвинска.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с улицами нашего города, знать, в честь кого названы улицы: Бульвар строителей, Трухинова, Арктическая.
- Различать герб, гимн города Северодвинска
- Формировать интерес к совместным словесным играм. Находить в тексте и называть однокоренные слова.
- Развивать воображение, память, творчество, речевую выразительность.
- Осуществлять воспитание на основе создания благоприятных эмоциональных условий.
Скачать конспект
Словарная работа: Северодвинск, Арктика, герб, гимн, шиповник, набережная, ледокол, полярники.
Материал: фотографии города, гимн, песни о городе, герб, фотография К. Трухинова, иллюстрации об Арктике, музыкальная игрушка «солнце», заготовки гербов для детских работ.
Предварительная работа: пешеходные прогулки по городу, посещение краеведческого музея, тематические занятия в библиотеке «Ковчег», беседы об Арктике, героях войны, первостроителях города, чтение стихов, слушание песен о родном городе, рассматривание книг, журналов, буклетов.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сейчас вы услышите стихотворение, которое прочитает Артем. Когда вы будете слушать стихотворение, постарайтесь догадаться, о чём мы сегодня будем говорить на занятии.
«Люблю свой город ранним утром я, Когда все улицы его пустынны. И наполняется душа моя, Спокойствием горюющей картины.
Люблю я город свой и ясным днем, И в холод, и в жару, и в непогоду. Люблю в нем каждый уголок и дом, Люблю неповторимую природу.
Люблю свой город с детства всей душой Не требуя взамен любви взаимной За что? Зато, что это город мой. И для меня он в жизни самый главный».
Чему посвящено это стихотворение? О чём мы сегодня будем говорить на занятии? Как называется наш город? Как называют жителей Северодвинска?
У каждого города есть герб и гимн. Что такое герб? (герб – это символ города).
Давайте рассмотрим герб Северодвинска. Что он означает? (волна – город морской, находится на побережье Белого моря; цветок шиповника изображен виде гребного винта, так как на заводах города строят, ремонтируют корабли, подводные лодки).
У Северодвинска есть свой гимн. Гимн – это торжественная песня. Когда звучит гимн, все люди встают. Мы с вами сейчас тоже прослушаем гимн города (авторы М. Приходько, А. Ипатов) Звучит один куплет, дети и взрослые слушают стоя.
Дети, мы сегодня совершим экскурсию на автобусе по улицам города (игра-путешествие).
Какой номер автобуса подошел к остановке? (№3). Спокойно занимаем свои места (пока едем, запеваем песню «Любопытный горожанин» на мелодию песни «Голубой вагон» муз.
В. Шаинского).
1. Если настроения почему-то нет, Если загрустилось мне опять. Я беру с собой друзей и горсть конфет, И иду по городу гулять.
Припев: В городе, в городе Жизнь всегда бьет ключом. Некогда скучать. Здорово, здорово
И тоска нипочем. Все мне о городе Хочется узнать.
2. Почему назвали улицу Лесной? И проспект Морской почему? Льются почемучки из меня рекой, Может, разберусь я что к чему.
Припев:
Первая остановка – Бульвар Строителей.
Как вы считаете, в честь кого названа улица бульвар Строителей?
Что построили в нашем городе строители? (ответы детей с рассматриванием фотографий: драматический театр, кинотеатр «Россия», ЦУМ, ТЦ Сити, дома – старые и современные, железнодорожный вокзал)
Кто из вас был в театре? Какие спектакли вы смотрели? Каких знаете актеров?
Кто вместе с родителями ходит на фильмы в кинотеатр? Какие фильмы смотрели? Что понравилось в кинотеатре?
Как называется главный торговый центр в нашем городе? Что есть в ЦУМе? В ТЦ Сити?
Рассмотреть с детьми дома (старые деревянные и современные. Сравнить их внешний вид и выяснить с детьми в каких домах сейчас комфортнее жить и почему?).
Кто из вас живет на бульваре Строителей? Назовите свои адреса.
На этой улице строители возвели набережную. Около набережной разбит Приморский парк, туда мы сейчас и отправимся (звучит музыка – шум моря, пение птиц). Строители оформили детскую площадку, поставили тренажёры, люди посадили цветы, деревья. Мы должны всё это беречь.
Дети, вместе мы нарисуем плакат на тему: «Сохраним Приморский парк».
Послушайте, как поют птицы, шумит море, светит солнце. (Звучит аудиозапись).
А мы с вами поиграем в игру «Назови соседа ласково». Будем передавать солнышко (поющая мягкая игрушка) из рук в руки и ласково по имени называть друг друга.
Молодцы, очень ласково называли друг друга. Я спрошу у солнышка, порадовали его дети или нет? (солнышко смеется и благодарит детей).
Ребята, если строители так хорошо работают, возводят много красивых домов, можно назвать в их честь улицу?
Отправляемся дальше. Пройдемся пешком (звучит негромкая музыка военных лет).
Чей это портрет? (Константин Матвеевич Трухинов). Одна из улиц нашего города названа в честь героя войны Константина Трухинова.
Кто из вас живет на улице Трухинова? Назовите свой адрес.
Послушайте пожалуйста рассказ о боевых буднях солдата. (рассказ воспитателя).
В 1942 году К. Трухинов ушел на фронт, стал сапером. Строил мосты, дороги, переправы, делал проходы на минных полях. В одном из боев Трухинов провел бойцов через минное поле, подкравшись к пулемету противника, он мешком с песком закрыл амбразуру и пулемет перестал стрелять. Это решило успех операции. Наши войска перешли в наступление.
Константин Матвеевич Трухинов погиб при переправе через реку Днестр. Ему присвоено звание – герой Советского Союза. В нашем городе МБОУ СОШ №3 носит имя Героя Советского Союза К.М. Трухинова.
Константин Трухинов погиб, чтобы мы с вами могли жить счастливо в своем городе.
«Солнцем новой жизни озаренный, Ты наряден город мой родной. Скверы, парки, улицы прямые, Хороши вы летом и зимой.
Строили с любовью вас руки золотые Потому прекрасен ты, Северодвинск родной!»
Садимся в автобус и отправляемся дальше. Наш автобус подъехал к улице Арктической. Эта улица названа в честь Арктики.
Посмотрите на картину (мультимедийное изображение природы Арктики).
Что вы видите?
«И только здесь на Севере моем Такие дали и такие зори. Дрейфующие льдины в Белом море Игра сполохов на небе ночном».
Арктика – это одно из холодных и суровых мест на земном шаре. Находится она на севере. Там постоянные снега, морозы, ледяная зона. Зимой в Арктике полярная ночь. Солнце не показывается – темнота, в небе светит луна, мерцают звезды.
Летом в Арктике полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло, но холодно. Люди в Арктике постоянно не живут, а только работают, их называют полярниками.
К трудным условиям ледяной зоны приспособились немногие живые существа.
Кто знает животных и птиц, обитающих в Арктике? (белый медведь, морж, нерпа, тюлень, белуха, гагары, гайки, песец, полярная сова).
Я вам прочитаю небольшой рассказ «В Северных морях» (автор Потапов В.А.), слушайте внимательно и найдите в рассказе однокоренные слова – слова похожие по звучанию друг на друга.
«Большая часть северных морей всегда покрыта льдами. Целые ледяные поля под действием ветра и течений движутся, дрейфуют. В арктических морях проходит Северный морской путь. Суда движутся караванами – впереди идет ледокол, ломая лед и прокладывая путь кораблям» (дети находят однокоренные слова).
Теперь пора возвращаться в наш детский сад.
Как называется наш детский сад?
На носочки становись, вокруг себя повернись и в детском саду окажись.
Сейчас каждый из вас сделает герб города. (Дети делают аппликацию)
Белые ночи – Северодвинск! Город рабочий – Северодвинск! Разум и сила – Северодвинск! Гордость России – Северодвинск.
(Александр Ширшиков)
Дети, любите свой город, гордитесь им!
Литература.
- С высоты птичьего полёта…стихи и песни с видеоприложением. А. Ипатов. Северодвинск. Архангельская область: Северная неделя. 2008. — 42с.
- Детские праздники. Мирошниченко И.В. изд. «Феникс» Харьков 2006г.
- Беседы о Севере. Шорыгина Т.А. изд. Москва 2014г.
|