Исследовательская деятельность в детском саду
Автор:
Шаяхметова Роза Ишмурзовна, воспитатель высшей категории, Детский сад «Тополёк» с. Нугуш Мелеузовского района Республики Башкортостан
Я хочу видеть своих воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы. А это во многом зависит от воспитателя.
Ребёнок – дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности, к экспериментированию.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и всё делает сам. Исследования предоставляют возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. Непосредственный контакт ребёнка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытнической деятельности нужно учить детей наблюдать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.
Осуществление поисково-исследовательской деятельности в группе напрямую зависит от интереса детей, актуальности в выборе проблемы, от системы планирования педагогического процесса, от создания условий в группе, от качества организации исследовательской деятельности.
Вся воспитательно-образовательная деятельность в нашей группе построена на применении наиболее эффективных методов, активизирующих исследовательскую деятельность детей. Для успешного проведения исследований со старшими дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром я разработала перспективный план «Использование экспериментально — исследовательской деятельности в старшей группе».
Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому в группе создали развивающую среду так, чтобы она направляла на развитие познавательных способностей, на развитие поисково-исследовательской деятельности детей.
Создала необходимую для проведения исследований «мини-лабораторию», оснащённую специальным оборудованием, разнообразными материалами.
Оборудование для исследовательской деятельности.
- Прозрачные и непрозрачные ёмкости.
- Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки, резиновые перчатки.
- Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
- Резиновые груши разного размера.
- Пластиковые, резиновые трубочки.
- Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
- Пластиковые контейнеры.
- Рулетка, линейка.
- Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи.
- Фартуки клеёнчатые, щётки, совки.
- Цветные прозрачные стеклышки.
- Лупы, зеркала, магниты.
- Лопатки, грабли, лейки.
- Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
Материалы, подлежащие исследованию.
- Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
- Растворимые ароматические вещества: детские шампуни, пенка для ванн.
- Йод, зелёнка бриллиантовая, гуашь, акварель.
- Природные материалы: камешки, жёлуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
- Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
Для детей старшей группы обучающие задачи игр усложняются. Мы с детьми учимся узнавать не только из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины), но и их разновидности: бумаги (салфеточная, обёрточная и т.д.), тканей (капрон, хлопок, шерсть и т.д.)
Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей).
Моделируем три состояния воды:
- взявшись крепко за руки, прижались друг к другу – «Твёрдое вещество»
- легко взявшись за руки встали на небольшом расстоянии друг от друга – «Жидкость»
- свободно разошлись по группе – «Газ»
Составили вместе с детьми коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Фантики».
Предметно — развивающую среду, обогащаю и систематизирую в соответствии с погружением детей в ту или иную тему. Например, знакомя детей со свойствами песка, устанавливаю в группе мини — песочницу. Мини — песочница – идеальная развивающая среда, где можно в течение года творить, без страха что-либо испортить или сломать. Она позволила нам обогатить образовательную среду и пополнить свой методический багаж новыми приёмами. Песочные занятия способствуют развитию речи, мелкой моторики, памяти, воображения. С чего я начала?
Приготовила водонепроницаемую ёмкость, установила в уголке группы (желательно, чтобы песочница имела крышку и закрывалась на ночь).
Чистый просеянный песок прокварцевали, заполнили им ящик на 1/3. В зависимости от задач, песок может быть сухим или влажным.
Подобрали формочки, совочки.
Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.
Сравнивая отпечатки взрослой и детской руки, внутренней и внешней стороны кисти, дети одновременно делают массаж кисти.
Игра «Следопыты» на распознавание отпечатков на влажном песке развивает пространственное воображение. Игра «Узоры на песке» развивает фантазию, воображение.
Организуя работу, я поощряю инициативу детей. Помогаю детям организовать условия для её решения, и дети вовлекаются в работу. В процессе исследований дети убеждаются в необходимости принимать проблему, ставить цель, выдвигать гипотезу, анализировать, делать выводы и умозаключения. Хорошим заданием являются экспериментирование с реальными предметами и их свойствами. Например: особенность магнита притягивать разные предметы; способность лупы увеличивать предметы; сухая и влажная почва; определение плавучести предметов; При этом дети активно включаются в исследование, не отвлекаются, развивается наблюдательность, смекалка.
Эксперименты проводим не только кратковременные, но и длительные. Длительные эксперименты в основном проводим при знакомстве с жизнью растений, с условиями необходимыми для жизни и роста растений; при знакомстве с почвой, с понятием перегной.
Во время исследований использую театрализованную деятельность. Используемые игровые приёмы, позволяют более доступно объяснить детям тот или иной материал, привлекают своей ненавязчивостью, излишней сухости в изложении материала. Для поддержания интереса к экспериментированию практикую задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя. Эти герои «участвуют» в опытах и экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные предметы юным исследователям. Например, в уголке природы «живет» Лесовичок. От его имени предлагаются записки, посылки. Обнаружили посылку с семенами фасоли и гороха. Задание: «Что появится в начале – корешок или стебелёк?» В результате сделали вывод о технологии проращивания семян.
Для того, ребёнок имел возможность самостоятельно получить сенсорную информацию об объекте исследования, я изготовила «Ящик ощущений». В результате повысилась познавательная активность детей при работе с природным объектом, появилась «точка удивления».
Сказку» Колобок» использовали для того, чтобы познакомить детей с движением по наклонной и прямой. Чтобы ознакомить со свойствами воды использовали сказку «Заюшкина избушка». Сказка «Дюймовочка» помогла понять детям способы проращивания семян. При знакомстве со свойствами камней силой ветра пришла на помощь сказка «Три поросёнка».
В феврале сажаем лук на зелень и ведем наблюдение. Перед посадкой проводим исследование луковиц (ощупываем, рассматриваем через лупу, разрезаем луковицу пополам и обнаруживаем зелененький росток). Помещая луковицы в разные условия, ограничивая опытные образцы в свете, тепле, воде, дети наблюдали за их развитием, зарисовывали этапы роста, скорость выбрасывания перьев лука, их окраску. В конце исследования делаем выводы. Таким образом, дети на своем опыте узнают, что значит для растений солнечный свет, вода и тепло, понимают, как важен уход за ними.
В процессе экспериментальной деятельности формируются интеллектуальные впечатления. Обращаю внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребёнка, а не только слух и зрение. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы: с песком, с водой, глиной, воздухом, камнями, снегом, во время которых представляется возможность потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус.
Интересной работой стала работа над проектом «Здравствуй, дерево!» В начале проводила беседы о деревьях, растениях, заинтересовала их проблемой. Затем был выбран объект исследования – липа на участке детского сада, с которой дети подружились. Они собрали стихи, загадки, рассказы о пользе липы. В итоге Федоренковская Есения вместе со своей бабушкой выполнили исследовательскую работу на тему: «Липа».
На вопрос: «Откуда хлеб на столе?» дети отвечают: «Из магазина». Проследить долгий путь хлеба от поля до стола, было поручено Анисимову Арсению. Арсений вместе со своей мамой изучили весь процесс и оформили исследовательскую работу на тему: «Вот он хлебушек душистый». С целью закрепления материала прочитали с детьми белорусскую народную сказку «Лёгкий хлеб». Провели опыты с мукой, наблюдали за процессом замешивания теста.
Исследовательская деятельность детей осуществляется не только на организованных занятиях по ознакомлению с окружающим, но и во время прогулок и экскурсий. На прогулках наблюдаем за состоянием погоды, за живой и неживой природой, за сезонными изменениями, проводим эксперименты с почвой, с водой, со снегом, со льдом
Согласитесь, каждый ребёнок с первой минуты жизни стремиться к открытиям, и нам, взрослым, необходимо помочь ему в этом, организовав сопровождение исследовательской деятельности. Этому подчинен и стандарт второго поколения в начальной школе. Поэтому исследовательская деятельность в детском саду станет очень важной ступенькой при подготовке ребёнка к обучению в школе.
Цель исследовательской деятельности в детском саду – сформировать у дошкольников ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Формируя у детей представления об исследовательской деятельности и окружающем мире, о себе, о людях, животных, растений, о правилах поведения в природе и во время исследований я сделала выводы:
- дети проявляют интерес к явлениям природы и экспериментированию
- развивается творческая активность, мышление, самостоятельность, инициативность
- быстро осмысливают задание
- ухаживают за растениями и животными
В ходе работы мною были выделены несколько правил:
- меньше учите, больше делитесь
- поощряйте поисковую деятельность детей
- учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе
- знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным, радостным
Таким образом, исследовательская деятельность детей, помогла углубить представления детей о живой и неживой природе. Дети научились самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение.
Вся работа с детьми в этом направлении приобрела перспективу, систему, определённую последовательность.
Работа с родителями оказалась не напрасна. Большинство родителей поняли, что исследовательская деятельность влияет на всестороннее развитие ребёнка. Они стали союзниками, помощниками, всегда отзывчивы на просьбы и предложения.
|