Опыт работы воспитателя Зябловой Анны Леонидовны
по теме: Театрализованная деятельность в развитии диалогической речи. Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дошкольники очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу образно-конкретного мышления малышей театрализованная деятельность помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание художественных произведений, неоценимую услугу оказывает в развитии речи. В детском саду я работаю с 1996 года, в 2005 году закончила курсы повышения квалификации по теме «Технология непрерывного образования». Работая с детьми, я заметила, что не все ребята свободно и открыто могут выразить свои мысли, эмоции. Были дети, которые смущались говорить на занятиях, робели при ответах или давали неполные свернутые ответы. Думала, чем помочь ребятам преодолеть свою скованность, нерешительность; как развить их речь, сделать ее богатой, эмоционально окрашенной. Ничто не дало такого эффекта, как театр, театрализованная деятельность. Увиденное и пережитое в настоящем театре, и в наших самодеятельных театрализованных представлениях на занятиях, расширяло кругозор детей, создавало обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствовало развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме. Существуют разнообразные виды детского театра. Но самый распространенный - это театр кукол. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков, разыгрывались спектакли - миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» куклы. Интерес к такому театру у детей огромен. Куклы в этом театре производят на детей сильное и глубокое впечатление, малыши сопереживают все события вместе с героями спектакля: они разговаривают с куклами, дают им советы, предостерегают одних и гневно обличают других. Даже малообщительные дети не остаются равнодушными. Таким образом, я добилась самого главного: театрализованная деятельность помогла мне эмоционально раскрепостить детей, снять у детей скованность - поверить в себя. Театр помогает мне на занятиях, в общении с детьми, и самим ребятам общаться друг с другом. Помимо главной задачи, которую я ставила перед собой, обнаружилось, что театр сплотил ребят нашей группы, дети стали дружелюбнее относиться друг к другу. Итак, используя театрализованную деятельность, я ставила перед собой задачи: - Помочь ребятам открыть свой внутренний мир и посильно овладеть своими эмоциями и чувствами.
- Помочь детям снять скованность - поверить в себя.
- Создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей. Поощрять желание малышей быть непохожими на других.
- Расширить сферу эмоциональной и мыслительной возможностей. Разбудить фантазию детей.
- Развить у детей способности обнаруживать в жизни, во взаимоотношениях с взрослыми и детьми ситуации, аналогичные литературным по своей нравственной сути. Научить детей видеть различные эмоциональные состояния.
- Помочь детям в развитии речи: сделать ее намного богаче, разнообразнее, эмоционально окрашенной.
- Обучить детей правильному произношению звуков, распознаванию интонаций и интонированной речи.
Цель использования театрализованной деятельности на занятиях развития речи я сформулировала бы так: театр надо делать не для того, чтобы в результате получилось некое зрелище, которое не стыдно и показать, а для того, чтобы у детей была естественная среда для развития фантазии и воображения, обработки речевых и поведенческих навыков. Мне кажется, что театром с малышами нужно заниматься не как некой эстетической деятельностью, а как конструированием жизни. Театр - это проверка мышления, памяти, внимания, коммуникативных навыков. И действительно, театр - это не только зрелище, эстетический результат, но и, в первую очередь, различные техники работы над собой: над своей речью, артикуляцией, слышать себя и других и т.п. Понятно, что театр, театрализованная деятельность полезна детям как некая тренировочная среда для многих навыков, умений и способностей. Таким образом, на основе личных наблюдений, а также в результате тестирования, поняла и сделала вывод, что знания детей гораздо глубже, дети успешнее и быстрее осваивают материал, если к работе привлечено то, что непосредственно является детям понятным и близким, т.е. игра в театр.
|