Часть 6. Особенности травмированной матери как родителя

Непроработанная психическая травма определяет путь развития психической жизни человека, и, как правило, оказывает сильнейшее воздействие на родительскую функцию.

«Достаточно хорошая мать» - термин, введенный психоаналитиком Д. Винникотом, обозначает базовые способности женщины, необходимые для гармоничного развития ее ребенка:

- Способность понимать и справляться со своими чувствами и эмоциями. Если мама разгневана – она объяснит, в чем причина ее гнева и выпустит его в безопасном для близких месте, а не наорет на ребенка за то, что тот разбросал игрушки, не осознавая истинной причины своего гнева.

- Способность распознавать у ребенка его эмоции, помогать их называть и перерабатывать. Если ребенок чем-то расстроен – «достаточно хорошая мать» обозначает это чувство и помогает с ним справиться, а не игнорирует эмоцию ребенка или гневается на ее проявление.

- Способность оставлять себе право на ошибку. «Достаточно хорошая мать» знает и понимает, что она не идеальна и может ошибаться, не ощущая при этом чувства вины за то, что она «плохая мать». В небольших количествах фрустрирующие состояния полезны ребенку для того, чтобы он научился с ними справляться.

Достаточно хорошая мать формирует у ребенка базовое доверие к миру, ощущение дружелюбности окружающей среды, помощи и поддержки. Учит распознавать свои чувства и эмоции, справляться со страхами и тревогами. Получивший такой опыт от матери, ребенок в дальнейшем становится способен распознавать и регулировать свои психо-эмоциональные состояния самостоятельно.

У женщин, имеющих непроработанную психическую травму, дестабилизируется психический аппарат, который позволяет перерабатывать и переживать тревоги. Оказываясь переполненными внутренними страхами (хотя внешне это может никак не проявляться), бессознательно они могут передавать ребенку свои страхи и боль. Тот оказывается переполнен непонятными ему аффектами, испытывая постоянную тревогу.

Не имея возможности распознавать свои чувства и эмоциональные потребности, такие женщины оказываются не в состоянии увидеть и потребности ребенка, зачастую игнорируя их или отвечая агрессией на проявление эмоций. Ребенок оказывается один на один с непонятными ему переживаниями и постепенно учится диссоциировать свои ощущения, «отбрасывая» негативные.

В некоторых случаях ребенок становится «родителем» для своей травмированной матери вследствие того, что она ищет утешение и поддержку у своих детей, неосознанно переворачивая роли родитель - ребенок. Ребенок бессознательно стремится избавить мать от ее тяжелой ноши, залечить душевные раны и взять на себя ее переживания. Такой ребенок не живет по-настоящему своей жизнью, т.к. он связан с прошлым травматичным опытом своих родителей.

Особенности вербальной коммуникации, которые могут быть присущи травмированным женщинам (рассмотрены в предыдущей части) вызывают у ребенка постоянное чувство неясной тревоги. Постоянная критика при отсутствии похвалы, ощущение неуважения со стороны родителя, отсутствие обратной связи и неясность подаваемой информации, завернутые в обертку «заботы» о нем, составляют постоянный фон давления на психику. Ребенок остается с базовым непониманием «какова же его мать на самом деле» («каков мир на самом деле»), невозможностью понять «что такое хорошо, а что такое плохо», постоянно чувствует что «что-то не так» и ощущает чувство вины. Эти чувства в семейной системе игнорируются и заполняют собой бессознательное, взращивая внутренние конфликты.

Женщина, в силу своих особенностей из-за пережитой травмы, может осознанно или неосознанно, иногда «из лучших побуждений», создавать для своего ребенка непосильное нервно-психическое напряжение:

  • Создавая для ребенка ситуации психологического давления, трудного или безвыходного положения с целью научить его быть сильным и отстаивать себя во «враждебном мире» без посторонней помощи. Ребенок либо испытывает сильный страх и дискомфорт и становится неспособным к действию, что приводит к новому недовольству матери, усиливающему негативное состояние ребенка; либо включает механизм «замораживания» чувства страха и выполняет задание, в то же время, теряя контакт со своими эмоциями.
  • Препятствуя или запрещая ребенку проявление своих чувств и эмоций. Непосредственное выражение эмоций затрагивает хранящиеся у матери непереработанные чувства, что вызывает дискомфорт и потребность дистанцироваться или запретить проявления чувств у ребенка в дальнейшем.
  • Бессознательно создавая или поддерживая внутренний конфликт у ребенка. Это формируется постановкой перед ребенком противоречивых требований и возложением на него непомерной ответственности за их разрешение.

В результате такого взаимодействия с матерью, у ребенка возрастает вероятность формирования кумулятивной детской травмы. В идеальном варианте последствия сглаживаются другими значимыми членами семьи, исправляются под воздействием влияния внешней социальной среды. Незначительные повреждения из-за промахов и ошибок матери, конечно, не ведут линейно к травматизации. Но если они слишком сильны для данного ребенка с его личностными особенностями, происходят периодически и на протяжении длительного времени, то, накапливаясь, могут трансформироваться в кумулятивную психическую травму.

У каждого человека, пережившего травматичный опыт, есть выбор – оставить всё как есть, или залечить душевные раны, остановив новый виток передачи психической травмы. Важно помнить, что выход есть всегда, какой бы сложной и запутанной не казалась ситуация, травму можно проработать в психотерапии.

Часть 6 Особенности травмированной матери как родителя
Проработка последствий травмы происходит через восстановление способности к распознаванию своих чувств, накапливание ресурса для выплескивания агрессии из контейнера, обозначение словами того опыта, который происходил, его осознания и способности «рассказывать свою историю, называя вещи своими именами», восстановление доверия к миру и многое другое.

Процесс может быть долгим и трудным, происходить он будет постепенно, с той скоростью, с которой психика будет готова к восстановлению. Каждый может сделать выбор, стоит ли это пройти ради того, чтобы ощутить свою целостность, увидеть себя настоящего, гармонизировать близкие отношения и не допустить передачу травму своим детям.

Цикл статей о психической травме:

  1. Понятие психической травмы. Обзор (часть 1)
  2. Внутренняя работа психики после травмирующего события (часть 2)
  3. Психологические последствия психической травмы и передача травмы следующим поколениям (часть 3)
  4. Кумулятивная (длительная) детская травма и ее последствия во взрослой жизни (часть 4)
  5. Психологический портрет травмированной личности (часть 5)
  6. Особенности травмированной матери как родителя (часть 6)


Просмотров: 413
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Часть 3. Психологические последствия психической травмы и передача травмы следующим поколениям
  • Как мама может избавить своего ребенка от психологической травмы?
  • Мать психотика: варианты поведения матери, ведущие к тяжелой патологии ребенка
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Влияние травмы родителя на ребенка.
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Недоношенные дети – психологические потребности ребенка и матери
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Особенности развития и адаптации ребенка претерпевшего травму.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Агрессия матери на своего ребенка
  • Есть ли корреляция поведения матери с характером взрослого ребенка?
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Мать-основа развития ребенка
  • Нарциссическая патология матери отвергающей своего ребенка.
  • Достаточно хорошая мать – от тревоги совершенства/несовершенства к реальным отношениям
  • Привязанность в жизни матери и ребенка
  • Переживания матери взрослеющего ребенка
  • Найти себя настоящего. «Раненый внутренний ребенок» или психологические травмы детства.
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Дочки-матери: как мама влияет на ребенка
  • Мать и мачеха. Как научить ребенка преодолевать трудности?
  • Отец и мать для ребенка после развода
  • Ребенок упал, стоит ли жалеть ребенка ?
  • Внутренняя позиция матери ребенка раннего возраста с синдромом Дауна.
  • Лечит не время, лечат люди (последствия психической травмы)
  • Отношения матери и ребенка. «Правильная» родительская любовь.
  • Чувства и эмоции ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь