|
Часть 6. Особенности травмированной матери как родителяАвтор статьи: Павловская Екатерина Ивановна
Непроработанная психическая травма определяет путь развития психической жизни человека, и, как правило, оказывает сильнейшее воздействие на родительскую функцию. «Достаточно хорошая мать» - термин, введенный психоаналитиком Д. Винникотом, обозначает базовые способности женщины, необходимые для гармоничного развития ее ребенка: - Способность понимать и справляться со своими чувствами и эмоциями. Если мама разгневана – она объяснит, в чем причина ее гнева и выпустит его в безопасном для близких месте, а не наорет на ребенка за то, что тот разбросал игрушки, не осознавая истинной причины своего гнева. - Способность распознавать у ребенка его эмоции, помогать их называть и перерабатывать. Если ребенок чем-то расстроен – «достаточно хорошая мать» обозначает это чувство и помогает с ним справиться, а не игнорирует эмоцию ребенка или гневается на ее проявление. - Способность оставлять себе право на ошибку. «Достаточно хорошая мать» знает и понимает, что она не идеальна и может ошибаться, не ощущая при этом чувства вины за то, что она «плохая мать». В небольших количествах фрустрирующие состояния полезны ребенку для того, чтобы он научился с ними справляться. Достаточно хорошая мать формирует у ребенка базовое доверие к миру, ощущение дружелюбности окружающей среды, помощи и поддержки. Учит распознавать свои чувства и эмоции, справляться со страхами и тревогами. Получивший такой опыт от матери, ребенок в дальнейшем становится способен распознавать и регулировать свои психо-эмоциональные состояния самостоятельно. У женщин, имеющих непроработанную психическую травму, дестабилизируется психический аппарат, который позволяет перерабатывать и переживать тревоги. Оказываясь переполненными внутренними страхами (хотя внешне это может никак не проявляться), бессознательно они могут передавать ребенку свои страхи и боль. Тот оказывается переполнен непонятными ему аффектами, испытывая постоянную тревогу. Не имея возможности распознавать свои чувства и эмоциональные потребности, такие женщины оказываются не в состоянии увидеть и потребности ребенка, зачастую игнорируя их или отвечая агрессией на проявление эмоций. Ребенок оказывается один на один с непонятными ему переживаниями и постепенно учится диссоциировать свои ощущения, «отбрасывая» негативные. В некоторых случаях ребенок становится «родителем» для своей травмированной матери вследствие того, что она ищет утешение и поддержку у своих детей, неосознанно переворачивая роли родитель - ребенок. Ребенок бессознательно стремится избавить мать от ее тяжелой ноши, залечить душевные раны и взять на себя ее переживания. Такой ребенок не живет по-настоящему своей жизнью, т.к. он связан с прошлым травматичным опытом своих родителей. Особенности вербальной коммуникации, которые могут быть присущи травмированным женщинам (рассмотрены в предыдущей части) вызывают у ребенка постоянное чувство неясной тревоги. Постоянная критика при отсутствии похвалы, ощущение неуважения со стороны родителя, отсутствие обратной связи и неясность подаваемой информации, завернутые в обертку «заботы» о нем, составляют постоянный фон давления на психику. Ребенок остается с базовым непониманием «какова же его мать на самом деле» («каков мир на самом деле»), невозможностью понять «что такое хорошо, а что такое плохо», постоянно чувствует что «что-то не так» и ощущает чувство вины. Эти чувства в семейной системе игнорируются и заполняют собой бессознательное, взращивая внутренние конфликты. Женщина, в силу своих особенностей из-за пережитой травмы, может осознанно или неосознанно, иногда «из лучших побуждений», создавать для своего ребенка непосильное нервно-психическое напряжение:
В результате такого взаимодействия с матерью, у ребенка возрастает вероятность формирования кумулятивной детской травмы. В идеальном варианте последствия сглаживаются другими значимыми членами семьи, исправляются под воздействием влияния внешней социальной среды. Незначительные повреждения из-за промахов и ошибок матери, конечно, не ведут линейно к травматизации. Но если они слишком сильны для данного ребенка с его личностными особенностями, происходят периодически и на протяжении длительного времени, то, накапливаясь, могут трансформироваться в кумулятивную психическую травму. У каждого человека, пережившего травматичный опыт, есть выбор – оставить всё как есть, или залечить душевные раны, остановив новый виток передачи психической травмы. Важно помнить, что выход есть всегда, какой бы сложной и запутанной не казалась ситуация, травму можно проработать в психотерапии.
Процесс может быть долгим и трудным, происходить он будет постепенно, с той скоростью, с которой психика будет готова к восстановлению. Каждый может сделать выбор, стоит ли это пройти ради того, чтобы ощутить свою целостность, увидеть себя настоящего, гармонизировать близкие отношения и не допустить передачу травму своим детям. Цикл статей о психической травме:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|