|
Гештальт подход в консультировании организацийАвтор статьи: Городничий Олег Валериевич
Организация, рассматриваемая в гештальт-подходе как живая социальная система, может быть представлена гештальт - консультанту через различные свои проявления (феномены): Например: При знакомстве с работой отдела продаж одной из компании специализирующейся на розничном рынке мобильных телефонов, было обнаружено, что продавцы не интерсуются потребностями людей, которые заходят в магазин, а ждут пока покупатели сами сделают выбор. Этот факт можно классифицировать как ретрофлексия продавца на границе контакта с покупатетелем. Постепенное обучение продавцов общения с посетителями магазина, позволило изменить ассортимент магазина, ценовой сегмент и увеличть продажи на 15% в течении трех месяцев. 3. Уникальным предложением для руководителей и собственников компании от консультанта работающего в гештальт подходе можно рассматривать: 3.1. Изучение Поля компании, его витальности (жизненности) 3.2. Изучение феноменов на границе контакта системы с партнерами: компаниями, потребителями. 3.3. Совместное использование классического аналитического подхода и гештальт подхода. Например: При знакомстве с учредителями компании был обнаружен длительный между личностный конфликт генерального директора с одним учредителей, в результате которого было велико внутреннее сопротивление и снижена эффективность работы в целом. В результате длительных переговоров конфликт был разрешен, что привело к увеличению производительности к запланированным мощностям и 100% загрузке производства. Витальное Поле. 4. Инструменты работы гешталь-консультанта. 4.1. Работа «сидя» - групповая работа: совещания компании, фокус группы, где гештальт-консульстант собирает фон и наблюдает за фигурой группы, выступая в роли наблюдателя или фасилитатора. 4.2. Работа “стоя” - консультирование, коучинг – обучение теории цикла контакта, теории SELF. 4.3. Индивидуальная работа с топ-менеджементом и учредителями. 4.4. Стиль «Шерлок Холмс» - аналитическая работа – сбор информации (фона), систематизация, анализ причинно-следственных действий, метод дедукции. 4.5. Стиль «Коломбо» - осознанное слияние с компанией, наблюдение за феноменологией, чувствование ситуации, интуиция. 5. Основные положения теории гештальта при работе с организациями. 5.1. Люди, сотрудники компании, совместно или порознь – осознают то, что происходит в данный момент. Они мобилизуют энергию с целью предпринять некое действие, которое позволило бы им конструктивным образом использовать новые знания и возможности. 5.2. Предполагается, что при осозновании дисбаланса в сфере личностного бытия естественным человеческим стремлением будет желание сделать что-то для поддержания равновесия. 5.3. Цикл контакта (кривая контакта) Ощущение – Осознование – Действие – Контакт – Разрешение Свертывание – Отвлечение внимания, потеря энергии (интерес – желание – действие – получение) 5.4. У разных людей – разная кривая контакта, требуется время и со-настройка для объединения людей вокруг общей фигуры (потребности) группы. 5.5. Сформировать фигуру означает заинтересоваться чем-то или проявить неравнодушие и попытаться обозначит свой опыт. Поддержание контакта с фигурой в процессе ее формирования и есть «осознование». Пример – дерево состоит из бесчисленного количества листьев, веток, ствола, корней, это фон. Общая фигура – целостное дерево. 5.6. Для того, чтобы какой-то объект вызвал интерес, необходимо обладать способностью видеть, слышать, обонять, чувствовать вкус или осязать. 5.7. Объединение ощущений+чувств+мыслей = контакт с реальностью и дает энергию на получение требуемого. 5.8. Закон прегнантности – или закон равновесия. Гештальт всегда завершается самым простым способом. Люди стремятся завершить восприятие или действие и не успокаиваются, пока его не завершат. 5.9. Теория СЕЛФ плюс творческое приспособление. Работа с полярностями. 5.10. Наблюдение – обратная связь 5.11. Объединение рациоанальности (информации, данных) и иррационального ( мечты, чувства, образы, фантазии) 5.12. Любая работа гешталь-консультатнта это акт вмешательства – нарушение границы системы. Понятие сопротивления и работа с ним. 6. Как себя продать ? Что ценного для организации может быть в консультировании гештальт подходе? 6.1. Уникальность гешталь-консультанта это возможность работы с полем компании и совмещение аналитического и феноменологического метода: «Шерлок» + «Коломбо» 6.2. Привлекательность того или иного консультанта до определенной степени зависит от его умений и позиционирования. Эти навыки не кажутся потенциальному клиенту необходимыми, если они только дублируют или отражают навыки и позиции, существующие в самой организации. С другой стороны, если ценности и подходы, составляющие репутацию консультанта, слишком далеко отстоят от границ возможного клиента, клиент вряд ли выберет такого консультанта или выработает сопротивление. 6.3. Правильное позиционирование, продуманный перечень услуг, терпение, компетентность , выгода для заказчика – залог успеха консультанта. 7. РОЛЬ консультанта для социальной системы. 7.1. Обучение систему-клиента навыкам, необходимым для понимания цикла контакта и для улучшения функционирования при проведении процессов осознавания, контакта и т.д. функционировать более эффективно. 7.2. Улучшить функционирование, обеспечить присутствие. 8. Памятка гештальт-консультанту по использованию цикла контакта. 8.1. Обращать внимание на свои внешние чувства, выборочно делиться наблюдениями и тем самым утверждать свое присутствие. 8.2. Прислушиваться к внутренним переживаниям – чувствам, мыслям, ощущениям, и выборочно ими делиться, тем самым также утверждая свое присутствие. 8.3. Сосредоточить внимание на энергии системы-клиента и на появлении или отсутствии тем или проблем (коллективных фигур), для работы с которыми имеется энергия. Действовать с целью поддержки процесса мобилизации (объединения_ энергии клиента с тем, что получилось в результате. 8.4. Облегчать возникновение беспрепятственных, содержательных контактов на высоком уровне между членами системы-клиента, включая и контакт с вами – консультантом 8.5. Помогать группе достичь высокого уровня осознавания происходящих ней общих процессов путем завершения «единиц работы» и учиться завершать «единицы работы» так, чтобы добиться «замыкания границ» вокруг проблемных зон, содержащих незаконченные дела.
Литература
Эдвин Невис «Организационное консультирование». Лебедева Н.М. Лебедева А.А. «Организационное консультирование: гештальт подход».. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|