|
Работа с тревогой с позиции гештальт-подходаАвтор статьи: Иванченко Татьяна Петровна
Тревога является наиболее часто предъявляемым переживанием клиента, с которым встречается психолог в консультационном процессе. Термин «тревога» используется для описания эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями беспокойства, мрачных предчувствий, связанных с неопределенной, неизвестной опасностью. На психологическом уровне тревога может проявляться как ощущение беспомощности, неуверенности в себе, бессилия перед внешними факторами (Прихожан А.М., 2009). На физиологическом уровне тревога проявляется в изменении дыхания, в повышении артериального давления, в возрастании общей возбудимости, в специфических ощущениях в грудной клетке, в потливости, в учащенном сердцебиении. Внешними признаками тревоги являются суетливость, двигательное беспокойство, напряженная мимика. Различают тревогу ситуативную, характеризующую состояние индивида в данный момент, и тревогу как черту личности (тревожность) - повышенную склонность испытывать тревогу по поводу реальных или воображаемых опасностей (Ханин Ю.Л., 1980; Сарасон И.Г., 1972; Спилбергер Ч., 1966). В гештальт-подходе тревога тождественна «возбуждению» и включает как физиологическое возбуждение, так и недифференцированные эмоции. Основатель гештальт-терапии Ф. Перлз считает: «...формула тревоги очень проста: тревога это брешь между сейчас и тогда» (Перлз Ф., 1994). Вместе с тем, Ф. Перлз рассматривает тревожность и страх с точки зрения отношения к внешней и внутренней угрозе и рассматривает тревожность как исходно чисто физиологическую реакцию (Перлз Ф., 1995). С точки зрения гештальт-терапии, тревога возникает при нарушении сбалансированности в системе человек-среда. Постоянное состояние тревоги свидетельствует о заблокированности чувств и желаний, которые не допускаются к осознаванию. В гештальт-терапии тревога, прежде чем подвергаться «переделке», должна быть осознана и присвоена, а не «утешена» и тем самым изгнана из поля осознания. В реальности основной стратегией обращения с тревогой является ее «взращивание», чтобы ее осознать и вернуть в состояние возбуждения (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004). Этому могут помочь вопросы и предложения: «Кому адресована твоя тревога?», «Что делает твоя тревога с тобой?», «Стань своей тревогой и прояви себя». В терапевтической сессии тревога «сигнализирует» о незавершенных ситуациях. При этом она не обязательно осознается и выражается клиентом, она может скрываться за стереотипными формами поведения, способствующими избеганию осознавания. Задача терапевта – идентификация и мобилизация тревоги (Немиринский О.В., 1998). Появление тревоги у клиента является признаком невротического прерывания контакта. Понимание тревоги как прерванного возбуждения предполагает, что именно те пласты опыта, которые вызывают тревогу, должны быть в фокусе терапевтического взаимодействия. С точки зрения гештальт-терапии, человек может разными способами регулировать свое равновесие с окружающей средой, сталкиваясь с препятствиями на пути удовлетворения своих потребностей. Первый способ – творческое приспособление, позволяющее найти такой вариант контакта с внешним миром, который позволит удовлетворить свои потребности, а также сохранить гармонию как с внешним миром, так и с самим собой. Помимо этого гештальт-терапия выделяет следующие невротические механизмы, или виды сопротивлений (срывы цикла контакта), препятствующие достижению человеком психологического здоровья и зрелости: слияние (конфлюэнция), интроекция, проекция, ретрофлексия (Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Ф., 1951), эготизм (Гудмен П., 2001), дефлексия (Польстеры И. и М., 1997). Конфлюэнция (слияние) есть неразличение границы между двумя явлениями: восприятием и воспринимаемым объектом, двумя людьми, т.е. нет осознавания различия между ними. Интроекция есть процесс усвоения чуждых организму представлений или способов поведения под влиянием авторитетов, процесс принятия на веру понятий при слиянии с этими авторитетами. Ретрофлексия поведения – это делание себе того, что первоначально человек делал другим людям или объектам, пытался или хотел делать. Черта личности невротика или его чувство, поведение, не ощущаемое им как своё собственное, а приписываемое чему-либо или кому-либо во внешней среде, есть проекция. Дефлексия – это способ ухода организма от прямого контакта с окружающей средой путём постоянного изменения направления движения к объекту своей потребности до момента исчезновения энергии первоначального импульса. Тревога появляется именно там, где избегается контакт. Поэтому гештальт-терапевт по ходу сессии может идентифицировать, с какой стадией цикла контакта связано переживание тревоги (Захарова Т.А., 2008). Та фаза цикла контакта, в которой появляется тревога, свидетельствует о характерном для клиента механизме прерывания контакта. При каждом типе невротического контактирования наблюдается тревога, но она различается по причине своего возникновения и появляется тогда, когда клиент сталкивается с переживанием, блокированным защитой. Типы невротической саморегуляции личности имеют различия по проявлению феномена тревоги. Проведенное в реабилитационном центре социальной медицины экспериментальное исследование позволило выявить ряд взаимосвязей между проявлениями феномена тревоги и невротическими способами саморегуляции личности. Для большей части невротических типов защит удалось выявить наличие взаимосвязи между отдельными видами тревоги, предъявляемым и блокируемым (неосознаваемым) переживанием. Исследование динамики тревожного переживания показало, что типы невротического регулирования различаются между собой по параметрам силы, частоты возникновения и продолжительности удержания тревоги. Так, с конфлюэнтным типом контакта связаны немотивированная тревога и застревание в неотреагированных переживаниях. При слиянии тревогу вызывает всякое выделение фигуры потребности. Тревога возникает при встрече с собственной личностной границей. Блокируемыми переживаниями при конфлюэнции являются радость, интерес и удивление, а разрядка энергии тревоги происходит через предъявление невротических переживаний вины, презрения, отвращения и гнева. При интроекции тревога появляется тогда, когда мир вокруг начинает изменяться. Тревога заменяет собой переживание желания, при этом не наступает следующая фаза цикла контакта – фаза мобилизации. Блокируемыми переживаниями при интроекции является гнев, вина, отвращение, стыд. При проекции тревогу вызывает само переживание какого-либо чувства. Возникают затруднения по осознаванию, т.к. энергия тревоги сразу же разряжается агрессией. Блокируемым переживанием при проекции является презрение, а разрядка энергии тревоги происходит через гнев. При ретрофлексии тревогу вызывает действие, адресованное другому человеку как объекту потребности (например, требование или просьба). Блокируемым переживанием является интерес, разрядка энергии тревоги происходит через стыд и отвращение. При дефлексии человека тревожит прямой контакт с другими людьми, получение обратной связи, разделение с ними чувств. Тревога появляется при приближении к объекту, блокируемым переживанием является удивление, а разрядка энергии тревоги происходит через презрение, отвращение, гнев. Эготист переживает как тревогу утрату контроля. При эготизме тревогу вызывает ослабление произвольности, блокируемым переживанием является радость, а разрядка энергии тревоги происходит через вину и страх. В гештальт-терапии с ситуативной тревогой работают так, как этого требует фаза цикла контакта, где за тревогой следует срыв: фрустрируют сопротивление, мешая клиенту растрачивать возбуждение. Тревогу можно регистрировать в любой момент смены фигуры и фона в цикле контакта. Наблюдения за признаками тревоги и их редукцией делают восприятие сопротивления более ясным. Это помогает терапевту сориентироваться в происходящем, осуществить выбор, с чем в данный момент работать (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004). Стратегии работы гештальт-терапевта с тревогой основаны на понимании необходимости вернуть человеку целостность, то есть помочь объединить себя самого и свою энергию. Гештальт-терапевт проводит эксперименты, в рамках которых субъект может «соединиться» или вступить в отношения с собственной тревогой (Булюбаш И.Д., 2004). Например, клиенту может быть предложено идентифицироваться с тревогой, то есть изобразить трясущуюся фигуру, усилить тип движения, осознать, какие потребности и чувства стоят за этим движением (Петрова Е., Матков В., 2008). Человек может вступить в диалог с тревогой или символизирующей её фигурой, чтобы прояснить чувства и потребности текущего момента. Гештальт-терапевт может предложить клиенту описать свои ощущения, сконцентрировавшись на телесных переживаниях. Задача – помочь человеку понять, что больше подходит в данную минуту. Например, разозлиться на кого-то (испытать гнев) или выяснить, кого или чего клиент опасается (активизировать переживание чувства страха). В общем, все эти эксперименты направлены на увеличение внимания к себе и собственным потребностям в данный момент. В гештальт-терапии тревога рассматривается и как феномен терапевтических отношений. Психотерапевт может обратить внимание на контекст актуальных терапевтических отношений, в которых появляется тревога. Как личностная характеристика, тревожность является частью представления о себе. Изменение свойств характера в любом случае требует весьма длительной работы и возникает скорее непроизвольно, в контексте прочих изменений. Стратегически в гештальт-терапии предлагается экспериментировать с поведением, противоположным основной структуре защит (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004). Таким образом, сам факт наличия тревоги в гештальт-подходе понимается как феномен, свидетельствующий о наличии заблокированной энергии, которая может быть возвращена организму специальными методами. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|