|
Еще раз о подростковом суицидеАвтор статьи: Рассказова Елена Викторовна
Подростковый суицид По официальной статистике число самоубийств детей и подростков до 14 лет в России с 2000 года по 2010 год сократилось в два раза (с 500 до 240), и количество суицидов в зиму 2011-2012 не превышает норм последних лет, то есть всплеска подросткового суицида не наблюдается. С другой стороны, согласно данным ВОЗ, критическим уровнем считается 11 случаев суицида на 100 тысяч населения, высоким – более 20 суицидов на 100 тыс., а в России этот показатель превышен в четыре раза – до 40 случаев суицида на 100 тысяч населения. Отвлекаясь от темы суицида, вспомним, что только в 2011 году от рук близких родственников погиб 1761 ребенок Подростковый суицид не может не беспокоить сообщество психологов. Я знаю, что только в маленькой Алуште (Крым, Украина) осенью 2011 было несколько подростковых суицидов, и что реакция властей на эту трагедию оживила надежду специалистов на реанимацию службы телефона доверия на Украине. Случаи суицида подростков были в Сибири, в центральной России, в нашем регионе – в Тульской области и в Туле. В феврале 2012 в интернете был форум профессионалов «Я накажу вас своей смертью!», обсуждавший итоги московской пресс-конференции экспертов (представителей медицины и духовенства, ПСИХОЛОГОВ НЕ ПРИГЛАШАЛИ) от 14 февраля 2012 года на тему: «В России участились случаи подростковых самоубийств. Как удержать детей от трагического шага? Роль семьи, школы и церкви» Московские эксперты пришли к выводу, что «Самоубийства детей и подростков можно предотвратить проявлением любви и внимания в семье и реформированием системы психологической помощи несовершеннолетним на уровне государства». Корни проблемы суицида детей и подростков, по мнению экспертов, в однобокой ориентации государственной семейной политики только на материальную помощь и в отсутствии её духовной составляющей. У детей и подростков нет возможности получить необходимую помощь в шаговой доступности в нужный момент. Представители Русской православной церкви убеждены, что суицид – это нравственная государственная проблема, и что детей необходимо воспитывать в ориентирах ценности человеческой жизни. Главный детский психиатр Москвы Анна Портнова назвала самоубийство пассивным протестом, уходом ребенка от невыносимой ситуации и отметила, что на протяжении многих лет Россия делит первое место с Белоруссией и Литвой по числу самоубийств. Участники пресс-конференции отметили также негативное влияние на детей и подростков компьютерных игр, культивирующих жестокость, «бессмертность» героев и притупляющих чувство реальности. Масло в огонь подливают и средства массовой информации, особенно телевидение: смакование агрессии, жестокости, тематические телемосты и телешоу, новости, напоминающие сводки с поля боя, обесценивают человеческую жизнь и являются, как это ни цинично, своеобразной инструкцией, алгоритмом к действию. Результат - резонансные самоубийства, преступления, грабежи, аналогичные сюжетам, по каналам TV. Влияние Феномена Вертера на суицид подростков Подростковый суицид как «горяченькое» азартно муссируется СМИ, в то время как журналисты не могут не знать о Феномене Вертера. Социолог Дэвид Филипс из Калифорнийского университета в конце 70-х годов прошлого столетия опубликовал шокирующие результаты исследования: он установил, что после публикации СМИ сообщений о самоубийствах начинается полоса катастроф: падают самолёты, увеличивается число дорожных аварий, резко возрастает число жертв катастроф и количество самоубийств. Что может связывать единичные самоубийства и целый ряд несчастных случаев? СМИ сообщают не обо всех трагедиях, а о гибели известных людей, певцов, кинозвёзд, политиков. Можно предположить, что чувство утраты и горя заставляет человека ослаблять контроль за безопасность жизнедеятельности, что и приводит к трагедии. Но сообщения СМИ о самоубийстве или гибели одного человека порождают катастрофы, в которых гибнут одиночки, а сообщения о случаях коллективного суицида влекут трагедии с гибелью многих людей, что не похоже на боль утраты. Филипс назвал эту закономерность феноменом Вертера по имени героя гётевского романа «Страдания юного Вертера». Более двух столетий назад этот роман потряс всю Европу. Гёте признавал, что вынужден был закончить книгу самоубийством героя, чтобы самому спастись от влечения к самоубийству. Везде, где печатался роман, резко возрастало количество самоубийств, поэтому в некоторых странах роман был запрещён, а самого Гёте обвиняли в колдовстве. Филипс выяснил, что на людей оказывает влияние не столько сам факт самоубийства, сколько растиражированная о нём информация, а несчастные случаи можно считать неким видом самоуничтожения. В процессе исследований было установлено, что в гибели множества людей и разгуле преступности во многом виноваты СМИ, писатели и кинорежиссёры. Филипс подметил также странную закономерность, ритмичность негативного действия феномена Вертера: наибольшая опасность существует после трёх-четырёх дней с момента опубликования негатива. Приблизительно через неделю снова наступает пик несчастных случаев, а к одиннадцатому дню феномен Вертера прекращает своё губительное действие... В связи с феноменом Вертера эпидемия подростковых суицидов объясняется также влиянием на подростков ажиотажа в СМИ к этой проблеме. Прекрасная иллюстрация к феномену Вертера поступила от медика в интернете: в СМИ череда «пожаров… и ожогов»… И только за вчерашний день в ожоговое отделение поступило 7 человек. Обычно нет и одного-двух в день, у меня на участке за неделю до этого было только шесть мелких бытовых ожогов. Я накажу вас своей смертью Основными причинами повышенной смертности населения исследователи считают алкоголизм, психосоциальный стресс, депрессии и повышение уровня традиционных факторов риска. Суициды зависят от общей тревожности социума и неопределенности в обществе. В детских суицидах много экономических факторов, хотя суицид не относят к числу «болезней» низкого дохода или социального неблагопо-лучия. В войну суицид почти не виден, суицида меньше в неблагополучных семьях и в детских домах. В таких условиях детям некому что-то доказывать своей смертью, они более выносливы и быстрее взрослеют, суициды среди этой категории детей и подростков случаются в более «серьезных» случаях, как правило – от безысходности ситуации, от непереносимой обиды. В 60% детский и подростковый суицид является трагедией благополучных, чувствительных и умных детей. Люди забыли, что в природе закон естественного отбора пока ещё никто не отменял, рост суицидальных случаев у молодёжи - это результат психической изнеженности. Папа накричал на ребенка - и ребёнок не знает, как жить дальше! Существует механизм психологической защиты «Смерть понарошку». Когда родители обижают детей или бывают к ним несправедливы, некоторые дети прибегают к такому способу защиты: «Вот умру, тогда узнаете, тогда будете жалеть». Дети угрожают близким смертью и воображают картину своей смерти не от желания умереть - они хотят «умереть временно», чтобы увидеть горе родителей, их переживания из-за того, что обидели ребенка, наказать их своей смертью, а самое главное - убедиться, «как сильно они меня любят, простить обиду и воскреснуть». Детские самоубийства зачастую нагружены демонстративной попыткой привлечь к себе внимание. Уверенность в бессмертии, к которой дети приходят приблизительно в возрасте 4-5 лет, дает ребенку возможность жить без ежедневного страха перед смертью, но имеет и обратную сторону - пренебрежение смертью! Дети и подростки – бессмертные, они не осознают необратимость смерти, в подсознании смерть лично к себе для них вообще не приемлема – «другой да, а я нет!» Но, чем чаще у детей появляется повод для обиды на окружающих, и чем чаще они пользуются механизмом защиты «смерть понарошку», тем яснее и четче становится картина собственной смерти, обрастает деталями окончания жизни, картина яркая, порой фантастическая, потому что они уверены - это не навсегда, это нарочно. Известно, что мозг действует как биологический компьютер и работает по программе, заданной самим человеком или окружающими его людьми. Размышления на тему о собственной смерти, детализация этого процесса (как, когда и где это произойдет) создают определенную программу. Суицидальные мысли начинают доминировать. Может наступить такой момент, когда чувства будут непереносимо сильными, а спасительная осторожность перед непоправимым шагом ребенку неизвестна, и тогда может произойти реализация этой программы по типу «короткого замыкания». Ребенок даже не успевает осознать и понять, что он делает. В частности, две девочки-подружки от большой, неразделенной любви к однокласснику прыгнули с крыши высотного дома. Такое же пренебрежительно несерьезное отношение формируется у детей к смерти других и к своей смерти. Несерьезное отношение к смерти формируют и компьютерные игры (кстати, изначально они разрабатывались для подготовки военнослужащих, профессиональных убийц). Бонусы и возможность получить вторую-третью жизнь, начать игру сначала, с нового уровня, сами условия игры «убей, пока не убили тебя» нивелируют ценность человеческой жизни в сознании детей. Убедить ребенка в бессмертии легко, важнее говорить с ребенком о реальной возможности «никогда больше не быть», научить его дорожить своей и чужой жизнью. В этом случае нужно не убеждать, нужно просто активировать «инстинкт самосохранения», блокированный тем или иным приёмом «воспитания». Для детей и подростков крайне важно чувствовать себя безопасно в семье. Родители должны деликатно помогать ребенку, не терять с ним тесных эмоциональных отношений, не давать отчуждаться, объясняя это «подростковым возрастом». Установлено, что основными причинами детского и подросткового суицида являются «микросоциальные конфликты»:
Совсем недавние случаи самоубийства подростков: причиной одного из них оказался страх ЕГЭ по алгебре, п второго - компьютерный вирус: на мониторе появилась надпись о выключении программы и огромном долге за использование платных порносайтов. В нашем городе 12-летний парнишка выбросился с балкона - с бабушкой поссорился. Эмоции оказались сильнее инстинкта самосохранения, подростки даже не сопоставили несоизмеримость причины своих переживаний и последствий своему поступку. Добровольный уход из жизни детей и подростков является социальной проблемой, которую надо решать усилиями многих организаций, помощь должна быть в шаговой доступности от ребенка. Реальную помощь в кризисном состоянии способен оказать бесплатный анонимный звонок на телефон доверия, где, как обещано федеральной программой детского телефона доверия, работающего под единым общероссийским номером 88002000122, круглосуточно, 24 часа дежурят опытные консультанты-психологи. Именно так работает служба телефона доверия в Москве и Санкт-Петербурге. К большому сожалению, в регионах служба телефона доверия реализуется на голом энтузиазме специалистов. Нередко детский телефон доверия функционирует только в рабочие дни с 10 до 17.30, и задействован всего один специалист в регионе. Без комментариев. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|