|
Особенности преподавания арт-терапии на факультете психологииАвтор статьи: Новикова Ксения Владимировна
Представленная система обучения носит комплексный характер, обусловлена взаимозависимостью педагогической деятельности педагога и активности студента, это связано с тем, что читаемая дисциплина – «Методы арт-терапии» имеет специфику, отличающую её от других, арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве (в первую очередь изобразительном) и художественной деятельности, это лечение посредством искусства, поэтому постижение данного метода практической психологической работы мы видим только через активность самого студента, через работу над самим собой. Педагогический процесс в вузе направлен на подготовку специалиста, способного применять полученные знания на практике, поэтому студенту необходимо не только усвоить основные теоретические знания относительно дисциплины, но и прочувствовать все терапевтические эффекты арт-терапии, чтобы в дальнейшем использовать данный метод работы с клиентом. Комплексность нашей системы обучения проявляется также в направленности не только на сознание, но и на подсознание, на самосознание студента, на его волю и чувства. Учебная дисциплина «Методы арт-терапии» нацелена на углубление понимания сущности практической работы психолога, обучение методу арт-терапии. В процессе обучения студентов, мы преследуем следующие задачи: Технология проведения занятий представлена лекциями и практическими занятиями. На различных этапах учебного процесса нами используются следующие методы обучения: 1 этап – первичное овладение знаниями - проблемные лекции, лекции. Проблемные лекции используются нами с целью усвоения студентами теоретических знаний; формирования познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста. 2 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей - тематические семинары, игровые методы, а также специфические методы работы арт-терапии. Тематические семинары проводятся нами с целью акцентирования внимания студентов на актуальных темах второго раздела изучаемой дисциплины. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы. Игровые методы используются нами, так как они стимулируют познавательную активность, обеспечивают активное участие каждого студента, способствуют снятию эмоционального напряжения. Специфические методы работы арт-терапии такие как, куклотерапия, фототерапия, хромотерапия, песочная терапия, музыкальная и танцевальная терапия, игротерапия, драматерапия, изотерапия необходимы т.к. раскрывают суть метода, учат студентов применять полученный опыт в практической работе с клиентом. 3 этап – контроль знаний (закрепление) - тестирование, метод проектов. Структура практического занятия включает в себя: Средствами практической работы выступают следующие материалы – гуашь, краски, мелки, карандаши, глина, пластилин для создания изо-продукта; журналы для составления коллажей; ткань, шерсть, бумага, фольга для изготовления кукол; фотографии для создания коллажей и работы по фототерапии; музыкальные записи для работы по музыкальной и танцевальной форме арт-терапии; куклы для проигрывания различных ситуаций и мн.др. В качестве формы итогового контроля знаний студентов предусмотрен экзамен, который проводится в форме самостоятельной разработки и защиты арт-терапевтических программ (проектов) на занятии. Метод проектов используется нами с целью развития познавательных, творческих навыков студентом и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проект представляет собой разработку арт-терапевтической программы одного практического занятия по выбранной студентом теме. Программа содержит следующую структуру: актуальность, цели и задачи, теоретическое освещение проблемы и практическую часть, в которой студенты предлагают практические арт-терапевтические техники по представленной проблеме. Таким образом, на наш взгляд такое построение процесса обучения является эффективным в системе подготовки психологов, так как формирует у студентов необходимые знания, умения и навыки практической работы посредством интрапсихического осмысления, через работу над собой, своей личностью; способствует повышению мотивации к учебной и профессиональной деятельности за счёт практических элементов арт-терапевтической работы. Ссылка на источник: Краева К.В. Особенности преподавания дисциплин специализации на факультете психологии // Образование в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. С.54 – 57. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|