Особенности преподавания арт-терапии на факультете психологии

Особенности преподавания арт терапии на факультете психологии

Наша система обучения студентов в вузе основывается на антропологическом подходе, согласно которому обучение строится с учётом человеческой природы, с учётом законов его саморазвития. В нашем понимании человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития, способный к самоанализу, самонаблюдению, самооценке, самоконтролю, без чего невозможен образовательный процесс.

Представленная система обучения носит комплексный характер, обусловлена взаимозависимостью педагогической деятельности педагога и активности студента, это связано с тем, что читаемая дисциплина – «Методы арт-терапии» имеет специфику, отличающую её от других, арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве (в первую очередь изобразительном) и художественной деятельности, это лечение посредством искусства, поэтому постижение данного метода практической психологической работы мы видим только через активность самого студента, через работу над самим собой. Педагогический процесс в вузе направлен на подготовку специалиста, способного применять полученные знания на практике, поэтому студенту необходимо не только усвоить основные теоретические знания относительно дисциплины, но и прочувствовать все терапевтические эффекты арт-терапии, чтобы в дальнейшем использовать данный метод работы с клиентом. Комплексность нашей системы обучения проявляется  также в направленности не только на сознание, но и на подсознание, на самосознание студента, на его волю и чувства.

Учебная дисциплина «Методы арт-терапии» нацелена на углубление понимания сущности практической работы психолога, обучение методу арт-терапии. В процессе обучения студентов, мы преследуем следующие задачи:

  • формирование у студентов системного представления об арт-терапии как методе психологической работы;
  • усвоение студентами форм, методов, технологий арт-терапевтической работы, связанных с творческим самовыражением клиента;
  • развитие творчества и воображения студентов.
  • Технология проведения занятий представлена лекциями и практическими занятиями. На различных этапах учебного процесса нами используются следующие методы обучения:

    1 этап – первичное овладение знаниями - проблемные лекции, лекции. Проблемные лекции используются нами с целью усвоения студентами теоретических знаний; формирования познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

    2 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей - тематические семинары, игровые методы, а также специфические методы работы арт-терапии. Тематические семинары проводятся нами с целью акцентирования внимания студентов на актуальных темах второго раздела изучаемой дисциплины. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы. Игровые методы используются нами, так как они стимулируют познавательную активность, обеспечивают активное участие каждого студента, способствуют снятию эмоционального напряжения. Специфические методы работы арт-терапии такие как, куклотерапия, фототерапия, хромотерапия, песочная терапия, музыкальная и танцевальная терапия, игротерапия, драматерапия, изотерапия необходимы т.к. раскрывают суть метода, учат студентов применять полученный опыт в практической работе с клиентом.

    3 этап – контроль знаний (закрепление) - тестирование, метод проектов. Структура практического занятия включает в себя:

  • Вводная часть занятия – разъяснение содержания занятия;
  • Творческая часть – процесс создания изо-продукта, работа по теме.
  • Аналитическая часть - обсуждение и анализ графического материала;
  • Завершающая часть – обмен впечатлениями, эмоциями относительно проработанных техник.
  • Средствами практической работы выступают следующие материалы – гуашь, краски, мелки, карандаши, глина, пластилин для создания изо-продукта; журналы для составления коллажей; ткань, шерсть, бумага, фольга для изготовления кукол; фотографии для создания коллажей и работы по фототерапии; музыкальные записи для работы по музыкальной и танцевальной форме арт-терапии; куклы для проигрывания различных ситуаций и мн.др.

    В качестве формы итогового контроля знаний студентов предусмотрен экзамен, который проводится в форме самостоятельной разработки и защиты арт-терапевтических программ (проектов) на занятии. Метод проектов используется нами с целью развития познавательных, творческих навыков студентом и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проект представляет собой разработку арт-терапевтической программы одного практического занятия по выбранной студентом теме. Программа содержит следующую структуру: актуальность, цели и задачи, теоретическое освещение проблемы и практическую часть, в которой студенты предлагают практические арт-терапевтические техники по представленной проблеме.

    Таким образом, на наш взгляд такое построение процесса обучения является эффективным в системе подготовки психологов, так как формирует у студентов необходимые знания, умения и навыки практической работы посредством интрапсихического осмысления, через работу над собой, своей личностью; способствует повышению мотивации к учебной и профессиональной деятельности за счёт практических элементов арт-терапевтической работы.

    Ссылка на источник: Краева К.В. Особенности преподавания дисциплин специализации на факультете психологии // Образование в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. С.54 – 57.



    Просмотров: 359
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Я выбираю методы арт-терапии для работы с детьми
  • Современные методы арт – терапии в организации работы психолога по сплочению воинских коллективов
  • Опыт арт- и танц-терапии в профессиональном самоопределении студентов
  • Как работает арт-терапевт, и что представляет собой сеанс арт-терапии?
  • Работа с гневом через методы арт-терапии
  • Арт-терапия как метод работы с детьми
  • Техника работы с темой утраты (расставания) в арт-терапии.
  • Арт-терапия для работы с алекситимией
  • Методы арт-терапии в коррекции эмоционального состояния военнослужащих срочной службы
  • Методы ИРП и АРТ-терапии при сопровождения клиента в постстрессовый период.
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Арт-коучинг сочетание арт-терапии и достижение цели.
  • Методы арт-терапии при работе с детьми, переживающими последствия развода.
  • Эссе. Методы арт-терапии. Сказкотерапия в консультировании взрослых.
  • Что привлекает меня в профессии арт-терапевта? Или мой путь к арт-терапии…
  • «Я ничего не чувствую» как крик о помощи: пример арт-терапевтической работы с подростком
  • Логинова О.И. Материалы для Арт-терапии (Изотерапия - работа с рисунком)
  • Техника работы со страхом при помощи арт-терапии "Трансформация".
  • РАТ «Эффективность работы с разновозрастными смешанными группами в арт-терапевтической практике»
  • Арт-терапия, как способ работы с фрустрацией женщин, выходящих из декретного отпуска
  • Арт-альбом - только для арт-терапевта?
  • Арт-терапевтическая техника для работы с детьми «Улица моей мечты»
  • Терапия в арт-терапии (и не только), проработка травмы.
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Развитие женственности через ресурсы арт-терапии
  • Психоделические конструкты как метод арт-терапии.
  • Прозрачный мольберт как метод арт-терапии
  • Коллаж вашей жизни — упражнение для самостоятельной арт-терапии.
  • В арт-терапии продукт деятельности живой!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь