Особенности преподавания арт-терапии на факультете психологии

Особенности преподавания арт терапии на факультете психологии

Наша система обучения студентов в вузе основывается на антропологическом подходе, согласно которому обучение строится с учётом человеческой природы, с учётом законов его саморазвития. В нашем понимании человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие, он выступает как субъект своего собственного формирования и развития, способный к самоанализу, самонаблюдению, самооценке, самоконтролю, без чего невозможен образовательный процесс.

Представленная система обучения носит комплексный характер, обусловлена взаимозависимостью педагогической деятельности педагога и активности студента, это связано с тем, что читаемая дисциплина – «Методы арт-терапии» имеет специфику, отличающую её от других, арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве (в первую очередь изобразительном) и художественной деятельности, это лечение посредством искусства, поэтому постижение данного метода практической психологической работы мы видим только через активность самого студента, через работу над самим собой. Педагогический процесс в вузе направлен на подготовку специалиста, способного применять полученные знания на практике, поэтому студенту необходимо не только усвоить основные теоретические знания относительно дисциплины, но и прочувствовать все терапевтические эффекты арт-терапии, чтобы в дальнейшем использовать данный метод работы с клиентом. Комплексность нашей системы обучения проявляется  также в направленности не только на сознание, но и на подсознание, на самосознание студента, на его волю и чувства.

Учебная дисциплина «Методы арт-терапии» нацелена на углубление понимания сущности практической работы психолога, обучение методу арт-терапии. В процессе обучения студентов, мы преследуем следующие задачи:

  • формирование у студентов системного представления об арт-терапии как методе психологической работы;
  • усвоение студентами форм, методов, технологий арт-терапевтической работы, связанных с творческим самовыражением клиента;
  • развитие творчества и воображения студентов.
  • Технология проведения занятий представлена лекциями и практическими занятиями. На различных этапах учебного процесса нами используются следующие методы обучения:

    1 этап – первичное овладение знаниями - проблемные лекции, лекции. Проблемные лекции используются нами с целью усвоения студентами теоретических знаний; формирования познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

    2 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей - тематические семинары, игровые методы, а также специфические методы работы арт-терапии. Тематические семинары проводятся нами с целью акцентирования внимания студентов на актуальных темах второго раздела изучаемой дисциплины. Тематический семинар углубляет знания студентов, ориентирует их на активный поиск путей и способов решения затрагиваемой проблемы. Игровые методы используются нами, так как они стимулируют познавательную активность, обеспечивают активное участие каждого студента, способствуют снятию эмоционального напряжения. Специфические методы работы арт-терапии такие как, куклотерапия, фототерапия, хромотерапия, песочная терапия, музыкальная и танцевальная терапия, игротерапия, драматерапия, изотерапия необходимы т.к. раскрывают суть метода, учат студентов применять полученный опыт в практической работе с клиентом.

    3 этап – контроль знаний (закрепление) - тестирование, метод проектов. Структура практического занятия включает в себя:

  • Вводная часть занятия – разъяснение содержания занятия;
  • Творческая часть – процесс создания изо-продукта, работа по теме.
  • Аналитическая часть - обсуждение и анализ графического материала;
  • Завершающая часть – обмен впечатлениями, эмоциями относительно проработанных техник.
  • Средствами практической работы выступают следующие материалы – гуашь, краски, мелки, карандаши, глина, пластилин для создания изо-продукта; журналы для составления коллажей; ткань, шерсть, бумага, фольга для изготовления кукол; фотографии для создания коллажей и работы по фототерапии; музыкальные записи для работы по музыкальной и танцевальной форме арт-терапии; куклы для проигрывания различных ситуаций и мн.др.

    В качестве формы итогового контроля знаний студентов предусмотрен экзамен, который проводится в форме самостоятельной разработки и защиты арт-терапевтических программ (проектов) на занятии. Метод проектов используется нами с целью развития познавательных, творческих навыков студентом и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проект представляет собой разработку арт-терапевтической программы одного практического занятия по выбранной студентом теме. Программа содержит следующую структуру: актуальность, цели и задачи, теоретическое освещение проблемы и практическую часть, в которой студенты предлагают практические арт-терапевтические техники по представленной проблеме.

    Таким образом, на наш взгляд такое построение процесса обучения является эффективным в системе подготовки психологов, так как формирует у студентов необходимые знания, умения и навыки практической работы посредством интрапсихического осмысления, через работу над собой, своей личностью; способствует повышению мотивации к учебной и профессиональной деятельности за счёт практических элементов арт-терапевтической работы.

    Ссылка на источник: Краева К.В. Особенности преподавания дисциплин специализации на факультете психологии // Образование в XXI веке: проблемы и перспективы: сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010. С.54 – 57.



    Просмотров: 423
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Я выбираю методы арт-терапии для работы с детьми
  • Современные методы арт – терапии в организации работы психолога по сплочению воинских коллективов
  • Особенности мотивации учебной деятельности студентов-психологов разных курсов
  • Влияние различных музыкальных направлений на здоровых студентов и студентов с СВД
  • Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Опыт арт- и танц-терапии в профессиональном самоопределении студентов
  • Особенности работы с родителями в консультировании с использованием методов поведенческой терапии.
  • 4 фундаментальные мотивации в терапии депрессии. Стратегия работы.
  • Из чего состоит фобия ( страх )? Плюс Техники и методы работы.
  • Особенности создания Авторской программы для персональной работы с клиентом
  • Основные подходы и методы психотерапевтической работы
  • Работа с гневом через методы арт-терапии
  • ИНСТРУКЦИЯ групповой практической работы
  • Преодоление социофобии. Пример практической работы
  • Мои методы работы.
  • Методы работы психолога со страхами беременных женщин
  • Методы работы с мыслями
  • Мои методы работы «россыпью»
  • Основные направления работы и принципы телесно-ориентированной терапии
  • Методы работы с горем у детей
  • Техника проведения групповой работы методом семейной системной терапии по Берту Хеллингеру
  • Примеры практической работы с авторскими метафорическими ассоциативными картами «Руки»
  • SFT, новые методы работы в реабилитационных программах
  • Методы работы с горем у подростков и взрослого
  • Диагностические методы работы с кризисными состояниями
  • Сказкотерапия и другие методы работы с подсознанием
  • Детская психосоматика: методы работы с родителями



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь