Инклюзия. Несколько практических советов для педагогов и психологов дошкольников.

Инклюзия Несколько практических советов для педагогов и психологов дошкольников

 

Это статья несет в себе полезную информацию для занятий в группе, где наряду с норматипичными детьми присутствуют и дети с различного рода особенностями психического развития. Что необходимо сделать в первую очередь – это обеспечить равные условия для всех детей. А как это сделать?

 

1.Анкетирование родителей в присутствии ребенка и от имени самого ребенка по форме «обо мне». Например, «я боюсь того-то, меня можно успокоить так-то, я больше всего люблю то-то и т.д. Во-первых - это определенная психотерапия «Я здесь и Я важен», во-вторых, так вы соберете необходимую информацию о ребенке.

 

2.Создать возможность успеха у ребенка с ОВЗ в общем образовательном процессе.

Примеры занятий, обеспечивающих равные условия развития и при этом учитываются индивидуальные способности. Это игры и занятия, ориентированные на процесс, а не на результат. Без сравнивания детей кто лучше, кто победил, кто первый и т.д. Без критики и оценок. Например, вот такая игра:

 

Игра: «попал-не попал»

Дети ползут по полу с маленьким мячом в руках до линии, затем кидают мяч в разноцветные кегли и громко кричат «попал» или «не попал». Все бурно аплодируют независимо от результата. Смысл в произнесении этой фразы (работа с речью), отработка агрессии (кидать надо сильно, от души)

 

 3.Смочь обеспечить выполнения рекомендаций дефектологов и логопедов в проработке тех или иных навыков без отрыва от общего образовательного процесса. Вам в помощь методы сенсорной интеграции как мотивирующей формы проработки навыков и любого учебного материала. Создание чрезвычайных ситуаций как нестандартного способа привлечения внимая основываясь на зрении, слухе, обонянии, вкусе, тактильных ощущениях одновременно, что заставляет ребенка легко и быстро освоить новый трудный материал.

 

Примеры игр-занятий

 

Сенсорной интеграции:

 

Упражнение 1

Ведущий надевает черный плащ или мантию (если играем с мукой и водой), или белый халат (если с пальчиковыми красками). Становится «ночью пришедшей днем» или «зимой пришедшей летом, весной, осенью) В общем, смысл прогнать. Дети пачкают руки в муке поочередно опуская их то в воду, то в муку, бегают за ведущим и оставляют на его костюме следы рук, как будто прогоняя. В процессе идет проработка речи (изучение цвета, произношения, «вода», «мука», «чистый», «грязный») или звуков («р» и т.д.) в зависимости от задач и степени развития. В этой игре можно прорабатывать несколько речевых задач отличных по сложности с разными детьми разного уровня развития.  Насколько хватит воображения у педагога.

 

 

Упражнение 2

Тушим пожар как в «Путанице» Чуковского.

Взрослый машет красной тканью, а дети бросают в нее все то, что говориться в стихотворении «пирогами и блинами, и сушеными грибами». Учим стихотворение, снимаем напряжение, высвобождаем агрессию.

 

 

Интересные идеи проработки стандартных и новаторских тем:

 

а) Фрукты-овощи.

Изучение фруктов-овощей непосредственно на настоящих фруктах и овощах (внешний вид, форма, цвет, вкус: сладкий, кислый, горький, обоняние, фактура: гладкий, шероховатый и т.д.). Тут же можно заниматься артикуляционной гимнастикой (облизывать слайсы фруктов, выполняя определенные движения языком)

б) Ароматный мир (тоже самое)

Можно использовать специи и травы такие как розмарин, шалфей, эвкалипт, кофе, мята, лимон, палочки корицы, еловые веточки, калина.

в) Части тела.

Главный инструмент для изучения частей тела – вибромассажер.

Ребенок лежит на ковре, показывая на его теле «вот рука, вот нога» и так далее. Усложняем задачу устраиваем путаницу. Дети могут играть друг с другом, выполняя инструкции взрослого.

Уложить на некоторое время ребенка с особенностями психического развития и который плохо контролирует движения своего тела можно с помощью фитнес утяжелителей на руки и ноги. Как правило ребенок хорошо лежит, расслабляется, наслаждается массажем и запоминает части речи и все то что требуется.

 

Вибромассаж можно заменить на контрастно-термический массаж, который более часто используется в логопедии.

г) «Сказочный мир» (абстракции)

Сенсорные коробки

      д) «Морские жители».

В тазу всевозможные морские обитатели, заполняем таз пеной для бритья. Ищем тех или иных существ. Прорабатываем все что угодно (от звуков до склонений, от моторной имитации до сложных инструкций) Параллельно к изучению самих морских жителей. На столько хватит воображения и какие стоят задачи. Разным детям можно давать задания разной сложности.

      е) «Хлеб - всему голова»

инструменты: хлеб, баранки, сушки. Давим, жмем, кусаем. Бублик лижем, в центр сушки залазим языком, представляя ее спасательным кругом для языка и т.д.

 

А точно ли есть эффект от групповых занятий?

 

Занятия в группах очень важны для закрепления новых навыков, которые прорабатываются с дефектологом на индивидуальных занятиях и помогают избежать «кабинетного эффекта». Использование навыков интегрируется во все жизненные ситуации.

 

И напоследок еще несколько вдохновляющих идей.

 

Материалы для сенсорики:

- биогель в шариках

- дыхательная гимнастика (задуваем свечки)

-игрушечные пауки, тараканы, змеи, мухи, желейные глаза. (для проработки страхов и зажимов, для более трудно-усвояемых навыков, через чрезвычайную ситуацию)

-ароматические шарики из ИКЕА

-галька

-«Макароновые черви»

(варим макароны в пищевых красителях или в кофе. Дети месят их руками.)

 

И последнее, на мой взгляд, условие для обеспечения равных условий всем:

 

  • Система поощрений.

Система поощрений как способ вспомогательной мотивации.

Заимствован из АВА-терапии.

Карточки трех цветов, которые можно (в зависимости от цвета) обменять на сладости или соки у родителей.

ВАЖНО!!!! Поощрять за поведение, активность, взаимодействии и старание, а не за правильно/неправильно выполненное задание.  Во время занятий не концентрировать внимание на нежелательном поведении. Эта система основана на поведенческом анализе, работает со всеми детьми, даже с очень сложными. Дети быстро понимают, что от них хотят. Мотивация растет.

    Ведущая деятельность детей дошкольного периода – это игра!!!! Сенсорная интеграция – это игра!!!! Не путать с рисованием, лепкой и т.д.- это продуктивная деятельность, рассчитанная на результат, также не путать занятия с карточками и чтения книг.

 Игра, игра и еще раз игра как главный способ обучения дошкольников в условиях инклюзивного образования.

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 446
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • ИГРА С ПЕСКОМ (способ развития и самотерапии ребенка)
  • Практические примеры занятий развития детской креативности в кругу семьи.
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 1.
  • Как создать условия для гармоничного психического развития ребенка? Часть 2.
  • 7 навыков родителей, чьи дети умеют решать свои проблемы
  • Свободная игра детей как средство социально-коммуникативного развития
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Причины развития любовной зависимости и можно ли от нее освободиться?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • «Мир глазами ребенка» (сюжетно–ролевая игра детей разных возрастных категорий)
  • Иногда если очень быстро двигаться к цели – можно ее и снести!
  • Как можно успокоить ребенка
  • Взгляд на мир широко открытыми глазами! (Практика развития навыков).
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Аутичные дети и дети с ЗПР: занятия по модификации поведения с элементами пескотерапии
  • Игра: ведущая деятельность дошкольника
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития
  • О пользе совместных занятий родителей и детей
  • Право на жизнь родителей детей с особенностями развития
  • Свободная игра - как развить личность своего ребенка
  • 4 стадии развития нарушений учебных навыков
  • Общие методические рекомендации по проведению развивающих занятий с детьми 3 – 5 лет в домашних условиях
  • «Лучше бы делом занялся, играет он!»: Игра в жизни ребенка
  • Эмоции, чувства и дети...игра "Звездочет эмоций"
  • «Она же тепер моя жена - как её можно хотеть?» - одна из главных причин измен и как этого можно избежать
  • Можно ли критиковать Фрейда? И если можно, то за что?
  • «Методы воспитания детей дошкольного возраста- можно обойтись без наказаний?».
  • Один блог можно создать на несколько человек
  • Какие мужчины не хотят детей и можно ли их «перевоспитать»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь