|
Инклюзия. Несколько практических советов для педагогов и психологов дошкольников.Автор статьи: Чернова Ольга Владимировна
Это статья несет в себе полезную информацию для занятий в группе, где наряду с норматипичными детьми присутствуют и дети с различного рода особенностями психического развития. Что необходимо сделать в первую очередь – это обеспечить равные условия для всех детей. А как это сделать?
1.Анкетирование родителей в присутствии ребенка и от имени самого ребенка по форме «обо мне». Например, «я боюсь того-то, меня можно успокоить так-то, я больше всего люблю то-то и т.д. Во-первых - это определенная психотерапия «Я здесь и Я важен», во-вторых, так вы соберете необходимую информацию о ребенке.
2.Создать возможность успеха у ребенка с ОВЗ в общем образовательном процессе. Примеры занятий, обеспечивающих равные условия развития и при этом учитываются индивидуальные способности. Это игры и занятия, ориентированные на процесс, а не на результат. Без сравнивания детей кто лучше, кто победил, кто первый и т.д. Без критики и оценок. Например, вот такая игра:
Игра: «попал-не попал» Дети ползут по полу с маленьким мячом в руках до линии, затем кидают мяч в разноцветные кегли и громко кричат «попал» или «не попал». Все бурно аплодируют независимо от результата. Смысл в произнесении этой фразы (работа с речью), отработка агрессии (кидать надо сильно, от души)
3.Смочь обеспечить выполнения рекомендаций дефектологов и логопедов в проработке тех или иных навыков без отрыва от общего образовательного процесса. Вам в помощь методы сенсорной интеграции как мотивирующей формы проработки навыков и любого учебного материала. Создание чрезвычайных ситуаций как нестандартного способа привлечения внимая основываясь на зрении, слухе, обонянии, вкусе, тактильных ощущениях одновременно, что заставляет ребенка легко и быстро освоить новый трудный материал.
Примеры игр-занятий
Сенсорной интеграции:
Упражнение 1 Ведущий надевает черный плащ или мантию (если играем с мукой и водой), или белый халат (если с пальчиковыми красками). Становится «ночью пришедшей днем» или «зимой пришедшей летом, весной, осенью) В общем, смысл прогнать. Дети пачкают руки в муке поочередно опуская их то в воду, то в муку, бегают за ведущим и оставляют на его костюме следы рук, как будто прогоняя. В процессе идет проработка речи (изучение цвета, произношения, «вода», «мука», «чистый», «грязный») или звуков («р» и т.д.) в зависимости от задач и степени развития. В этой игре можно прорабатывать несколько речевых задач отличных по сложности с разными детьми разного уровня развития. Насколько хватит воображения у педагога.
Упражнение 2 Тушим пожар как в «Путанице» Чуковского. Взрослый машет красной тканью, а дети бросают в нее все то, что говориться в стихотворении «пирогами и блинами, и сушеными грибами». Учим стихотворение, снимаем напряжение, высвобождаем агрессию.
Интересные идеи проработки стандартных и новаторских тем:
а) Фрукты-овощи. Изучение фруктов-овощей непосредственно на настоящих фруктах и овощах (внешний вид, форма, цвет, вкус: сладкий, кислый, горький, обоняние, фактура: гладкий, шероховатый и т.д.). Тут же можно заниматься артикуляционной гимнастикой (облизывать слайсы фруктов, выполняя определенные движения языком) б) Ароматный мир (тоже самое) Можно использовать специи и травы такие как розмарин, шалфей, эвкалипт, кофе, мята, лимон, палочки корицы, еловые веточки, калина. в) Части тела. Главный инструмент для изучения частей тела – вибромассажер. Ребенок лежит на ковре, показывая на его теле «вот рука, вот нога» и так далее. Усложняем задачу устраиваем путаницу. Дети могут играть друг с другом, выполняя инструкции взрослого. Уложить на некоторое время ребенка с особенностями психического развития и который плохо контролирует движения своего тела можно с помощью фитнес утяжелителей на руки и ноги. Как правило ребенок хорошо лежит, расслабляется, наслаждается массажем и запоминает части речи и все то что требуется.
Вибромассаж можно заменить на контрастно-термический массаж, который более часто используется в логопедии. г) «Сказочный мир» (абстракции) Сенсорные коробки д) «Морские жители». В тазу всевозможные морские обитатели, заполняем таз пеной для бритья. Ищем тех или иных существ. Прорабатываем все что угодно (от звуков до склонений, от моторной имитации до сложных инструкций) Параллельно к изучению самих морских жителей. На столько хватит воображения и какие стоят задачи. Разным детям можно давать задания разной сложности. е) «Хлеб - всему голова» инструменты: хлеб, баранки, сушки. Давим, жмем, кусаем. Бублик лижем, в центр сушки залазим языком, представляя ее спасательным кругом для языка и т.д.
А точно ли есть эффект от групповых занятий?
Занятия в группах очень важны для закрепления новых навыков, которые прорабатываются с дефектологом на индивидуальных занятиях и помогают избежать «кабинетного эффекта». Использование навыков интегрируется во все жизненные ситуации.
И напоследок еще несколько вдохновляющих идей.
Материалы для сенсорики: - биогель в шариках - дыхательная гимнастика (задуваем свечки) -игрушечные пауки, тараканы, змеи, мухи, желейные глаза. (для проработки страхов и зажимов, для более трудно-усвояемых навыков, через чрезвычайную ситуацию) -ароматические шарики из ИКЕА -галька -«Макароновые черви» (варим макароны в пищевых красителях или в кофе. Дети месят их руками.)
И последнее, на мой взгляд, условие для обеспечения равных условий всем:
Система поощрений как способ вспомогательной мотивации. Заимствован из АВА-терапии. Карточки трех цветов, которые можно (в зависимости от цвета) обменять на сладости или соки у родителей. ВАЖНО!!!! Поощрять за поведение, активность, взаимодействии и старание, а не за правильно/неправильно выполненное задание. Во время занятий не концентрировать внимание на нежелательном поведении. Эта система основана на поведенческом анализе, работает со всеми детьми, даже с очень сложными. Дети быстро понимают, что от них хотят. Мотивация растет. Ведущая деятельность детей дошкольного периода – это игра!!!! Сенсорная интеграция – это игра!!!! Не путать с рисованием, лепкой и т.д.- это продуктивная деятельность, рассчитанная на результат, также не путать занятия с карточками и чтения книг. Игра, игра и еще раз игра как главный способ обучения дошкольников в условиях инклюзивного образования.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|