Как можно успокоить ребенка

Что делать и не делать, если ребёнок сильно плачет: внезапный испуг, например, или коленку ободрал, или резкая обида. Все, что описано в статье, работает для мелких бытовых ситуаций. Травмы, опасные для жизни – это другая история.

Что помогает в любом возрасте:

1. Плавные, сильные, мягкие объятия, в них замереть, чуть отойдя от сцены проблемы, отвернувшись. Метафора "мама-одеяло". Мягкое, тёплое, надёжное, родное. Завернуть ребёнка в себя, как в одеяло. "Крепко", потому что у мамы часто от нервов руки подрагивают, и если держать не крепко, дрожь чувствуется. В момент инцидента никаких "иди пожалею" или "ой-ёй-ёй" или "маленький мой". Никаких вопросов о том, что случилось, как упал, где болит. Слова дают ребёнку дополнительную нагрузку в ситуации, когда он и так перегружен. Не надо сильно укачивать, совать ему игрушки или сладости. Не вводить в ситуацию никакие новые сущности под истерику. Вы хотите, чтобы закрепился эффект: я рыдаю – мне конфету? Особенно в семьях, где ребенку уделяют мало внимания, травмирование и получение таким образом желаемого тактильного контакта может закрепиться. Опять же, разгрузить мозг ребёнка, дать ему справиться с бедой, обработать всё.

2. Отрегулировать своё дыхание. Плавные, глубокие, регулярные вдохи и выдохи. Обратите внимание, как сильно дыхание в таких ситуациях сбивается; как регуляция дыхания помогает успокоиться; и, главное, как ребёнок синхронизирует со временем своё дыхание с маминым, тоже успокаиваясь.

3. Можно чуть-чуть покачивать ребёнка в такт дыханию, чуть-чуть поглаживать по спинке синхронно. Плавно, медленно, фоном, чтоб не отвлечь от важной работы, которой занят ребёнок - обрабатывать аварию. Еще можно мычать, петь песенки без слов, попевки какие-то. Это как дыхательные упражнения. Опять же, они должны быть "фоновыми", не переключать на себя внимание. Но очень помогают дыхание отрегулировать.

4. Следить за дыханием ребёнка. Когда оно станет ровным, всхлипывания уйдут - повернуться "к лесу задом, к сцене передом". Посмотреть, где случилась беда.

5. И рассказать историю происшествия, "сказку аварии". Например: "Ты бежал вот тут к горке, а перед ней был лёд, левая нога уехала назад, и ты упал и ударился подбородком". Следите за дыханием ребёнка. На опасном месте, когда история подойдёт к "упал" - оно, скорей всего, участится. Ребёнок даже может опять заплакать. Он проживает событие. Историю можно рассказывать много раз. БЕЗ суждений: неосторожно, больно, зря - только факты, только то, как было.

Дополнительно для старших детей (в какой-то мере вербальных):

Дети и сами часто рассказывают по несколько раз всем членам семьи и знакомым, обрабатывая. В итоге ребёнок придёт к тому, что сможет историю рассказать или прослушать на ровном дыхании. Это значит, что стресс снят.

Когда ребёнок помирился с местом и историей происшествия, и только тогда, не раньше, можно устроить "разбор полёта". Хорошо его начать с вопроса вроде "Как ты думаешь, что стоило сделать?" То есть уже изменить "сказку аварии", придумать новую. Подчеркну, к этому этапу стоит приходить, эмоционально справившись, успокоившись. НИКОГДА не имеет смысл говорить "не делай того" или "куда ты смотрел!" - пока ребёнок плачет. Как это сделать: закройте рот и держите закрытым, а дышите глубоко и плавно - через нос. А когда ребёнок успокоится, он и сам всё расскажет, где ошибки были, и как их исправить.

Такой процесс занимает от часа до секунд; более старшие дети проделывают его внутри и самостоятельно. Говорить "под руку" плачущему ребёнку (даже жалеть) и/или не возвращаться к месту аварии - чревато психологическими проблемами.
В описанном методе ребёнок учится самоконтролю, учится вырабатывать свои методы анализа и решения проблем.

Взрослый помогает, но фоном, а не перехватывает управление и контроль, а только даёт поддержку. Тем временем, с помощью этой поддержки, ребёнок справляется с болью сам, продумывает ситуацию сам, выходы ищет сам. Ребёнок - менеджер ситуации, босс, взрослый - поддерживающий персонал для своих эмоций.

Возможно, ребенок быстро успокоится, если взрослый будет спокойным голосом объяснять, что все в порядке. Но это краткосрочный результат. Не ребенок успокоился, а взрослый успокоил ребенка. Урок который он получит на будущее: «Мне не доверяют, я еще мал, решаю не я». Кроме того, ребенок, может, и перестал плакать, а вот снят ли стресс? Или просто загнан внутрь (особенно, если отвлекли)? Накапливание стресса чревато многими проблемами, и психологическими, и психосоматическими.

А заявления "это не страшно, это не сильная ранка" от не пострадавшего всегда кажутся странными. Почему такие вещи надо сообщать? Сам ребёнок должен иметь шанс вынести это суждение о серьёзности ситуации. Иногда ситуация субъективно кажется серьёзной, и это суждение стоит просто уважать. Хочется научить малыша оценивать ситуацию на "страшность" и самому учиться понимать её серьёзность. Без обесценивания чувств малыша, не заменять реальное чувство вымышленным. Почему, если действительно болит, ребенок должен верить маме, что это не больно?

То же касается посещения поликлиники с традиционным «это не больно, как комарик укусит», «не бойся, доктор только посмотрит». Но ведь это не так, и получается двойной эффект: вы обманываете ребенка и называете его чувства неистинными.

Один или второй подход к каждой данной ситуации - вопрос выбора. В ситуации крупных аварий, особенно если надо действовать быстро (убегать от взрыва, делать операции, надевать противогаз) - взрослому стоит взять на себя контроль ради скорости.

Но если споткнулся или игрушку отобрали – лучше дать ребенку самому справиться, быть с ним рядом фоново, контролируя ситуацию, чтобы малыш знал, что мама рядом и в любой момент поможет, но в данной ситуации решение принять можно и самому .

То есть надо быть осторожным, найти свой баланс. Чтоб, во-первых, не перехватить на себя управление ситуацией и ребёнком, а оставить ребёнку возможность управлять собой. Во-вторых, чтоб не диктовать извне суждений о ситуации, а дать ребёнку возможность вынести свои суждения. В-третьих, поддержать.

Вы обращали внимание, что когда ребенок увлечен или рядом нет взрослых, он и внимания не обратит на мелкую ссадину, и не вспомнит как она появилась. Но если мама рядом, показательная истерика - любимое дело. По реакции мамы ребенок оценивает серьезность ситуации. Если малыш немного ушибся, а мама реагирует так, будто его забирают в реанимацию, в будущем ребенку сложно будет распознавать степень накала эмоций.



Просмотров: 507
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?
  • "Скажите, где "Я"?" или "Как опираться на себя".
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • "Лучше бы ты умерла" или "мама, мне больно, страшно..."
  • "Я хочу этого или мне это только кажется?" Как услышать голос сердца
  • Детская агрессия или Ребёнок, как "подушка для маминых слёз".
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Грудное молоко для взрослого мужчины или о том, как быть, если вы "мама-жена"
  • Это страшное слово "надо".... (или как перестать слышать себя)
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • "Мама и папа, что же вы делаете" или "Давай построим семью"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Как мы так и НЕ познакомились с фразой "мой ребёнок часто болеет"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь