|
Практические рекомендации по работе с гиперактивными детьмиАвтор статьи: Федусива (Валиуллина) Диана Равильевна
В последние годы количество детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) всё больше возрастает в нашем российском обществе. Порою педагоги и родители ошеломлены чрезмерной активностью детей с СДВГ, их поведенческими проблемами. Педагогов в детских садах и школах беспокоит неспособность таких детей воспринимать учебный материал на занятиях. В этой статье я поделюсь практическими рекомендациями по работе и воспитанию гиперактивных детей, основанных на моем опыте взаимодействия с ними. Прежде всего стоит отметить, что сидром СДВГ — это медицинский дианоз, который может выявить психолог при помощи наблюдений и анкетирования родителей и педагогов, но подтвердить и поставить диагноз компетентен лишь психиатр и невролог детский поликлиники. Порою взрослые называют ребёнка гиперактивным, потому что он «кружится как юла», чрезмерно активен и непослушен. Зачастую эти признаки поведения обусловлены темпераментом ребёнка, особенностями его отношений в семье и в детском коллективе, т.е. имеют социальный характер. Однако причины гиперактивности гораздо серьёзнее и характеризуются нарушениями в отделах головного мозга ребёнка, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу всего последующего его развития. Возникновению гиперактивности у малыша способствует: употребление алкоголя и курение, стрессы во время беременности, работа за компьютером и с электроприборами, позднее поднесение к груди в младенчестве, гипертонус мышц и другое. Учитывая индивидуальные особенности детей с СДВГ необходимо создавать специальные условия для их успешного развития и обучения. В системе образования преемственность в работе психолога с педагогами и родителями крайне важна. Заметив ребёнка с синдромом СДВГ, психолог обязательно должен проинформировать педагогов и родителей, дать необходимые рекомендации. Важно отметить, что в образовательном учреждении психолог, педагоги и родители могут корректировать поведенческие нарушения. Психолог при диагностике СДВГ проводит ряд тестов, выявляющих СДВГ: нейропсихологические методики А.Р. Лурия, Н.И. Озерецкого, Э.Г Симерницкой, Л.С. Цветковой, А.В. Семенович, О.Н. Усановой и др. Проводятся тесты самоконтроля и произвольности, оцениваются параметры по критериям СДВГ по классификации DSM – IV (Дефицит внимания, гиперактивность, импульсивность), проводится тест устойчивости внимания, тест переключения внимания, тест Тулуз-Пьерона, анкетирование родителей и педагогов. В программу коррекции включаются упражнения на растяжку для оптимизации тонуса мышц, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, упражнения для развития мелкой моторики рук для развития межполушарного взаимодействия, упражнения на развитие внимания, самоконтроля, произвольности, коммуникативные упражнения, когнитивные упражнения, элиминация гнева, агрессии и релаксация. Три раза в год проводится диагностика и фиксируется динамика развития ребёнка. Педагогам, работающим с гиперактивным ребёнком необходимо поменять в первую очередь своё отношение к непоседе и узнать как можно больше информации об особенностях поведения детей с СДВГ. Работа с гиперактивным ребёнком должна строится индивидуально. Расположение ребёнка с СДВГ в помещении во время занятий должно быть в среднем ряду за первым столом прямо перед педагогом. Так он будет лучше воспринимать информацию и запоминать её. В занятие включаются физкультурные паузы и возможность двигаться через каждые 10 минут в той части помещения, где ребёнок не будет отвлекать внимание других детей. Гиперактивный ребёнок весьма энергичен и неоходимо направить его энергию в полезное русло (вымыть доску, раздать тетеради и др.). Для того, чтобы у ребёнка появился стимул к обучению, введите систему поощрения положительного поведения ребёнка, игнорируйте негативное поведение. Используйте элементы соревнования на занятии, большие задания разбивайте на последовательные части. Постарайтесь подружиться с гиперактивным ребёнком, учитесь договариваться с ним. Помогите ребёнку влиться в детский коллектив, научите его правильно общаться. Родителям также необходимо изменить своё отношение к ребёнку: будьте последовательны, объясняйте спокойно и в доступной форме свои требования. Родителям нужно избегать чрезмерной болтливости, подвижности и недисциплинированности. Стройте взаимоотношения с ребёнком на взаимном доверии и уважении, избегайте жестких правил и категорических указаний, слов «нет» и «нельзя». Повторяйте просьбу несколько раз, используя зрительную стимуляцию. Не допускайте семейных ссор в присутствии ребёнка, больше времени проводите вместе. Избегайте большого скопления людей. Помогите ребёнку наладить чёткий распорядок дня, во время занятий удалите отвлекающие факторы и не давайте ребёнку переутомляться. Не допускайте чтобы ваш ребёнок проводил много времени перед телевизором или компьютером. Поощряйте положительное поведение ребёнка, хвалите его. Давайте ребёнку задания по дому. Не применяйте физического наказания! Более действенными средствами убеждения ребёнка с СДВГ являются: лишение лакомства, запрет на приятную деятельность, изоляция на время, холдинг, или простое удержание в объятиях, внеочередное дежурство по кухне, уборка и другое. Помните, что изменения происходят медленно. Многое зависит не только от специального лечения, но и от спокойного, последовательного отношения к ребёнку.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|