Арт- гештальт в работе с интенсивными страхами.

Автор статьи: Юлия Чумакова

Мое знакомство с арт-терапией состоялось в начале изучения психологии, знакомство было быстрым и не продуктивным. Я как большинство Клиентов, которые плохо знакомы с арт- терапией говорила, «что рисовать не умею, и не буду, и в общем не очень это помогает, ваше рисование!». В силу специфики моего дальнейшего обучения я гораздо позже столкнулась уже не с арт- терапией в виде отдельно взятого метода, а с арт- гештальтом , который и помог мне прояснить, чем же так полезно «иметь в своем арсенале» техники арт- терапии.
Рисунок - это достаточно сильное средство выражения и достаточно сильное средство интеграции. В общем, как правило, в процессе рисования человек интегрируется. И если какие-то свои чувства, переживания человек не может интегрировать, то когда вы ему предложите нарисовать это чувство, переживание (на что это похоже), то, вероятнее всего, это чувство объединится, интегрируется и предстанет в каком-то единстве с большей силой.
Кроме того, арт-гештальт стал одним из часто употребляемых мною методов при работе с интенсивными страхами, тревожностями, фобическими реакциями. И здесь я осознанно объединяю тревожность, страх и фобические реакции в одну группу. Я рассматриваю тревожность, страхи и фобические реакции не по интенсивности проявлений, а по природе их возникновения. И все же здесь приведу общепринятые определения страха, тревожности и фобических реакции.
Тревожность, это переживание тревоги- состояния, которое возникает в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Страх- эмоция, которая возникает в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида.
Фобии- навязчивые переживания страхов, конкретного содержания.
При работе со страхами чаще всего я сталкивалась с тем, что страхи, а далее и фобии имели невротическое происхождение. То есть существует некоторая самовоспроизводящаяся система, которой даже не требуется подкрепление в виде объекта страха. (Дж. Нардонэ) Человек, который создал подобную самостроящуюся систему, не испытывает особой нужды в конкретных ситуациях страха для того, чтобы продолжать развивать фобические реакции, поскольку он сам, посредствам своих умственных процессов, «выстраивает» подобные ситуации, которые тем не менее, воспринимаются им как возникающие из конкретной внешней действительности. Условием выхода из невротического состояния является осознание личностных качеств, создающий конфликтный или негативный смысл Я, а затем и внутреннее решение – каким быть дальше?
Невротическое поведение имеет некоторые особенности. В частности невротик не в состоянии самостоятельно осуществить что-то необходимое лично ему, ему трудно присутствовать в настоящем, он избегает решений или ответственности за свои решения, перекладывая их на других. Ответственность не свойственная невротическому индивидууму, - это способность отвечать, ориентируясь на свои собственные чувства, реакции и потребности.
Именно по этому я считаю арт-гештальт эффективным методом при работе со страхами и фобиями.
Каким образом происходит работа?
Прежде всего дается задание нарисовать свой страх и здесь не важно умеет Клиент рисовать или нет, хочет он рисовать именно объект своего страха или же это просто линии, кляксы. Главное, чтобы клиент мог дальше работать с этим рисунком. Далее работа строится в форме диалога по ролям.
(Пример из сессии)
Клиент (К): Это мой страх
Терапевт (Т): Что происходит с твоим телом, когда ты находишься рядом с объектом своего страха?
К: у меня учащается сердцебиение, появляется в горле ком, я перестаю чувствовать свои руки
Т: стань своим страхом, скажи это от его лица, скажи, что ты делаешь с телом
К: я твой страх, я заставляют тебя боятся, я делаю не чувствительными твои руки….
Подобная работа позволяет «отделить» невротическую часть и в дальнейшем взять ответственность за телесные реакции, контролировать "приступы" страха. А при дальнейшей работе полностью избавится от интенсивных страхов.



Просмотров: 294
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Реакция страха "бороться или бежать": эволюция формирования физиологического механизма реакции
  • Как контролировать свои деструктивные реакции?
  • Четыре вида страха. Как не бояться или что делать со страхами?
  • У страха глаза велики....или как помочь ребенку справиться со страхами
  • Детские страхи и их влияние на взрослую жизнь. Метафорические карты в работе со страхами.
  • Как без страха пойти в свой страх?
  • Доведите свой страх до абсурда. Преодоление страха.
  • Эссе по работе З. Фрейда «О правомерности выделения из неврастении «невроза страха»
  • Про реакции и чувства
  • Страх перед терапией: Вдруг мне не поможет - есть негативный опыт терапии. Ч.1
  • Страх перед терапией: Вдруг мне не поможет - есть негативный опыт терапии. Ч.2
  • Работа со страхом. Консультирование с МАК. Техника "Зона страха".
  • Знакомство с гештальт-терапией.
  • Некоторые ракурсы переживания страха
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.2
  • Страх перед терапией: А поможет ли мне именно этот терапевт? Ч.1
  • Страх страха
  • Фобия и Тень. Теория возникновения иррациональных страхов. Как избавиться от страха?
  • Взрослым языком о детских эмоциях. Как быть когда реакции ребенка ставят нас в тупик.
  • Что происходит с нами после того, как мы подавили свои чувства?
  • Как избавиться от страха. Испугать страх
  • Про депрессивные реакции в состоянии кризиса
  • Преодолевайте СТРАХ по-человечески. От страха к удовольствию!
  • Как преодолеть невротический страх. Затворница страха.
  • Страх, фобии, социофобии, тревожность
  • Это поможет вам в работе с иррациональными страхами.
  • Арт-терапевтическая техника по работе с детскими страхами
  • Работа со страхами, фобиями.
  • Некоторые особенности в работе гештальт-терапевтов
  • Ключи в работе со страхами в детском и подростковом возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь