Что может сделать психотерапия для детей с аутистическим спектром?

Что может сделать психотерапия для детей с аутистическим спектром

Ребенок с аутистическим спектром. У него есть поведенческие проблемы (и это предлагает решить АВА – прикладной анализ поведения.  У него проблемы с сенсорной сферой – и этим занимается метод сенсорной интеграции. У него часто есть проблемы с речью – и это уже область логопедии. Зачем ему нужна еще и психотерапия? И что вообще включает в себя это понятие?

  Детская психотерапия в широком смысле слова подразумевает профессиональное вмешательство, направленное на разрешение или предупреждение психологических проблем у детей. Но по своей сути психотерапия – это взаимоотношения взрослого и ребенка, которые оказываются ресурсными и целительными для последнего. Психотерапия занимается не знаниями и умениями маленького клиента,  не его сенсорной сферой, а его самооценкой, его чувством доверия миру и окружающим, его способностью опираться на свои собственные силы. Но при этом она может одновременно использовать все методы психологии (в той степени, в какой это будет необходимо ребенку) – и поведенческую терапию (не АВА, который относится скорее к обучению), и сенсорную интеграцию (в игровой форме), и музыкальную терапию, и социальные истории, и арт-терапию, и песочницу. Но основной составляющей длительной детской психотерапии была и остается игра. Недирективная игра, игра – следование за ребенком, за его интересами и потребностями, актуальными именно в данный момент времени.

  То, куда направлено внимание ребенка, его интересы, его проблемы и болезненные точки в общении, его страхи, его потребности в развитии или в тишине и покое – вот на что смотрит игровой терапевт в первую очередь. Вот то, что становится поводом для игры и основным игровым сюжетом, и что становится мощнейшей движущей силой  для развития ребенка – его собственная мотивация. 

Да, остальные методы развития детей с РАС тоже затрагивают мотивацию и самооценку детей, но они точно не делают ее центральным сюжетом и смыслом занятий.

Родители детей с РАС могут возразить, что их детям в первую очередь необходимо обучение и способность вписаться в социум, принять его правила.  Да, все верно. И базовые основы любого обучения и стремления развиваться – самооценка и внутренние потребности ребенка.  Он сам должен захотеть чему-то учиться, сам захотеть дружить с детьми в классе, сам захотеть играть в куклы или машинки (а не просто вертеть колесики или выстраивать игрушки в линейку). И психотерапия идет именно по этому более длительному пути. Если у детей много внутренних страхов, у них нет сил на обучение. И они могут в таком состоянии чему-либо научиться, но через силу, с сопротивлением. Если ребенок перегружен сенсорными ощущениями (ему слишком шумно, слишком ярко или просто неуютно) и не научился пока ими управлять, он не захочет общаться с детьми в группе. И навязанное общение будет вызывать у него раздражение и усиливать ощущение собственной неполноценности.

  Недирективная игровая терапия говорит ребенку «Ты хорош такой, какой ты есть. Ты правильный. И твои потребности и ощущения правильные. И ты имеешь право быть таким. И я буду рядом  с тобой в этих твоих непростых ситуациях.  Но, если ты захочешь – можно вести себя еще и вот так (и тебе самому станет легче), выучить вот это (и это поможет тебе в твоем будущем), изменить вот это (и это приведет тебя к тем результатам, к которым ты очень стремишься, но не знаешь, как достичь).»

 Психотерапевт не имеет планов и протоколов занятий. Главный план – интересы ребенка, его мотивация, его внимание, его ближайшие зоны развития. Я думаю, многие со мной согласятся, что этого достаточно много и это работает.

 

И здесь возникает еще один вопрос – необходимость смены главной цели обучения и развития детей с аутистическим спектром. Невольно получается, что сейчас мы делаем нашей целью «чтобы был как все» и «вписался в существующую систему воспитания и развития детей». Но это подразумевает, что мы, нейротипичные люди, правильные, а они – дети и взрослые с РАС – нет. И это в корне неверно. У нас просто нет альтернативной системы обучения и вхождения в социум (выбора профессии, партнера, обустройства жизни с учетом своих интересов). Что если сделать главной целью развития ребенка – «чтобы он вырос и смог построить необходимую систему обучения, поддержки и социальных связей для себя и таких же как он людей с особенностями»? Он лучше разберется, что ему действительно нужно. Наша задача, вернуть ему ощущение своей силы (которого мы так часто его лишаем, объявляя «неправильным») и познакомить с другими такими же детьми и взрослыми. Вполне возможно, что мы в этой истории не главные, а просто помогающие. 

 



Просмотров: 700
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей
  • Проблемы агрессивного поведения ребенка с особенностями развития.
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Любите своих детей, НО! В первую очередь себя!
  • Свободная игра детей как средство социально-коммуникативного развития
  • Внедрение методов АРТ-ПЕДАГОГИКИ с целью развития детей раннего возраста
  • Право на жизнь родителей детей с особенностями развития
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • К чему могут быть не готовы родители, приводя ребенка в песочную терапию.
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • Психология развития ребенка. Созревание и потребности.
  • Как помочь ребенку с аутистическим спектром
  • Консультирование родителей детей с особенностями развития
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • ИГРА С ПЕСКОМ (способ развития и самотерапии ребенка)
  • «Мир глазами ребенка» (сюжетно–ролевая игра детей разных возрастных категорий)
  • Перинатальный опыт как фактор развития страхов у детей
  • Психотерапевтическая сказка для детей, которые не верят в себя и не пытаются чему либо научиться.
  • Исследование взаимосвязи нарушений нейронных связей и развития вегетососудистой дистонии у детей
  • Чему взрослые могут научиться у детей?
  • Сказка как метод развития эмоциональной сферы детей
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Песочная терапия для детей с нарушением развития
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Способность играть как личностный ресурс развития ребенка.
  • Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь