РАТ «Эффективность работы с разновозрастными смешанными группами в арт-терапевтической практике»

 

"РАТ Эффективность работы с разновозрастными смешанными группами в арт терапевтической практике

Efficiency of work with mixed-aged groups in art-therapeutic practice"

Аннотация 

В основу исследования положено предположение, что  совместная работа респондентов разновозрастных смешанных групп (с учётом особенностей развития каждой возрастной категории) благодаря продуктивному обмену опытом  между поколениями создаёт ощущение сопричастности, что способствует успешной коррекции психоэмоционального состояния и психоэмоционального оздоровления каждого участника группы.

Теоретически обоснованно положительное влияние разновозрастных смешанных групп на коррекцию психоэмоционального состояния каждого участника в процессе арт-терапевтических практик.

В статье раскрывается понимание роли ведущего (психолога арт-терапевта), как фасилитатора творческого процесса, создающего  безопасную творческую среду способную помочь каждому участнику в коррекции психоэмоционального состояния с учётом психологических особенностей  и возраста участников.

Эффективность работы с разновозрастными смешанными группами
в арт-терапевтической практике»

«Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которым люди как физически, так и духовно творят друг друга» (К. Маркс)

В данной статье мы показываем  особенности позитивного общения респондентов  разновозрастные смешанных групп. Особенности межличностных отношений и взаимодействия участников творческого процесса, как показателя успешности групповой арт-терапевтической деятельности. Раскрываем понимание роли ведущего (психолога арт-терапевта), как фасилитатора творческого процесса, учитывающего психологические особенности каждого возраста.

Нам интересно изучение данной темы с целью разработки практической программы ресурсной арт-терапии (в дальнейшем будем называть её РАТ) в работе с разновозрастными смешанными (в дальнейшем будем называть их РСГ)в целях коррекции психоэмоционального состояния респондентов РФ.В то же время мы с благодарностью помним имена пионеров западной арт-терапии из художественной среды таких как: А. Хилл, Э. Адамсон (Великобритания), Э. Крамер, М. Хантун, Д. Джонс, Р. Олт (США) и др. [8].

РСГ - живой социальный организм, который можно рассматривать как типичную модель интегративной группы, объединяющую участников разных по своим возрастным, физическим и умственным возможностям, интересам, знаниям, умениям. Отношения между респондентами РСГ существенно отличаются от тех, которые складываются в гомогенной группе. Важны возрастная стратификация, стереотипы, представления о свойствах и возможностях индивидов того или иного возраста, а также ролевые ожидания [3]. В РСГ происходит передача опыта старших поколений, младшие усваивают поведение старших, что способствует позитивному обмену опытом между поколениями [10].

Ещё одним интересным аспектом взаимодействия респондентов в РСГ является то, чтов данной группе присутствует соседство различных систем социального взаимодействия: «ребенок-взрослый»; «ребенок-сверстник»; «ребенок- ребенок старшего возраста»; «ребенок-ребенок младшего возраста» [6, с.32].

Что оказывает положительное влияние на коррекцию психоэмоционального состояния каждого участника в процессе арт-терапевтических практик.

В процессе  практического исследования мы планируем доказать, что: взаимодействие старших и младших респондентов создадут предпосылки для формирования «опережающих» знаний, взаимного обучения, получения богатого социального опыта.

Происходит передача опыта старших поколений, младшие усваивают поведение старших, что способствует позитивному обмену опытом между поколениями[10]. Совместные занятия арт-терапевтическими практиками становятся катализатором, усиливающим проявление того или иного начала межличностных отношений, что способствует коррекции психоэмоционального состояния каждого респондента независимо от возраста [7].

Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных детских группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми [5, c.43]. За рубежом признается, признается особая значимость подобных групп для детей из семей, имеющих одного ребенка а также на то, что во многих странах, у педагогов формируют особую профессиональную установку на поощрение контактов между детьми разного возраста, пола и социального положения (согласно обзору работ Л.А. Парамоновой (2001), посвященных изучению зарубежной практики разновозрастных детских объединений). Мы также опираемся на видение Е.Н. Герасимовой (2000), которая  изучала разницу во взаимодействиях детей, имеющих опыт разновозрастного общения и не имеющих его. [6, с.30]. Исходя из данных источников, мы предполагаем, что в семьях с одним ребёнком возможно однобокое воспитание и в последствии проблемное взаимодействие в подростковом возрасте со сверстниками, детьми других возрастов и другими взрослыми, что может в дальнейшем отразиться у подобных  респондентов на воспитании собственных детей. Альтернативой традиционным одновозрастным группам, по нашему мнению, является разновозрастные группы, принятые в Вальдорфских детских садах. Вальдорфская разновозрастная группа – живой социальный организм, большая дружная семья. Подобный опыт мы планируем перенести в РСГ при практическом применении программы РАТ.

Нам видится актуальность разработки программы РАТ ( ресурсной арт-терпии) в связи с тем, что современная семья, как правило, не в состоянии обеспечить ребенку и подростку содержательной полноты общения. Чем старше становятся дети, тем труднее обучить их навыкам общения. У детей и у взрослых в семьях с одним ребёнком нет явной возможности приобрести опыт разновозрастного взаимодействия, которое происходит в семьях имеющих двух и более детей. Программа РАТ планируется  в основном для детей, подростков и взрослых из семей, имеющих одного ребенка. Мы предполагаем, что данная категория респондентов в большей мере  нуждается в коррекции психо-эмоционального состояния больше чем респонденты из семей имеющих двух и более детей.

 

Мы предполагаем, что данная программа будет способствовать:-совместной, игровой, образовательной, трудовой деятельности;

-совместным творческим практикам и развитию творческих и изобразительных навыков;

-приобретению эмоционально позитивного опыта и обогащению эмоциональной сферы каждого участника РСГ;

-поможет развитию у старших респондентов уверенности в себе и преодолению у младших респондентов возможных негативных эмоциональных состояний.



Всё это  по предположению автора статьи благоприятно скажется на коррекции психоэмоционального состояния каждого респондента РСГ.  Поскольку система личных отношений является эмоционально насыщенной для каждого человека независимо от его возраста, поскольку связана с его оценкой и признанием как личности [2, с. 51].

Арт-терапевтические практики, создают возможность для получения богатого социального опыта, развития нравственных качеств и творческих навыков каждого из участников РСГ.

Взрослые и дети выступают как партнёры по совместной деятельности. Благодаря продуктивному обмену опытом, создаёт ощущение сопричастности, способствующее коррекции психоэмоционального состояния и психоэмоционального оздоровления каждого участника РСГ.



Нам видится, что преимущество работы в РСГ по сравнению с гомогенной группой с помощью арт-терапевтических практик способствует благоприятной коррекции психоэмоционального состояния каждого респондента. В процессе арт-терапевтических занятий в подобных группах при общении младших респондентов со старшими, создаются благоприятные условия для формирования «опережающих» знаний и взаимного обучения.

Раскрываются особенности межличностного взаимодействия разновозрастных респондентов, а именно старшие и младшие участники благоприятно влияют друг на друга. Подобный творческий взаимообмен способствует творческой взаимосвязи и позитивному обмену опытом между поколениями.

Такое отношение порождает внутреннюю связь и различные формы сопричастности (сопереживание, сотрудничество, сорадование и пр.)

Ведущий (психолог, арт-терапевт), по нашему мнению, выступает фасилитатором арт-терапевтического и коррекционного процессов, учитывая возрастные и психологические особенности каждого респондента РСГ.

В данной статье мы рассматриваем примеры отечественной практики, поскольку планируем создание программы РАТ, учитывая, культуру и особенности развития респондентов РФ (изучением зарубежных источников и их практической значимости мы займёмся в эмпирической части нашего исследования).

Мы обратили внимание, что взаимодействие респондентов в разновозрастных группах показано в основном на примере детских и подростковых групп. Практически отсутствует материал о смешанных группах (дети – подростки - взрослые). Разновозрастные группы изучали такие ведущие российские теоретики и практики, как Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев и др.

Важность общения детей разного возраста и влияние разновозрастных групп подтверждают труды Макаренко, А.С; Сухомлинского, В.А; Шацкого, С.Т., многих современных педагогов и академиков (Кона, И.С; Конниковой, Т.Е., Новиковой, Л.И) в связи с тем, что взаимодействие в разновозрастных группах формирует опыт многообразных отношений, способствует развитию важнейших нравственных качеств и освоению культурных ценностей.

Особенностями разновозрастного общения также занимались: Герасимов, Е.Н; Андреева, Г.М; Доронова, Т.Н; Щур, С.Г; Якобсон, С.Г; Еникеев, М.И; Столяренко, Л.Д, Зимняя, И.А; Зинченко, В.П; Лихачев, Б.Т; Петровский А.В; Шадриков В.Д; Щедровицкий, ГС; Байбородова, Л.В; Арушанова, А.Г; Гербова, В.В;
Давидчук, А.Н. и др).

Для практической части нашего исследования  мы планируем более подробно изучить работы Ананьева, Б.Г, придающего большое значение межвозрастным связям, видя в них способ взаимодействия поколений» [8]; известногорусского писателя Толстого, Л.Н., считающего, что для понимания психологических механизмов взаимодействия имеющиеся различия осознаются и переживаются как младшими, так и старшими; Макаренко, А.С. – для понимания атмосферы взаимодействия коллектива. Суть его воспитания в том, что более взрослое поколение передает накопленный опыт, свою страсть, убеждения младшему поколению (подобная тактика взаимодействия будет включена в нашу программу).

Нам видится, что такая организация процесса создает более тесное взаимодействие возрастов, что именно в этих условиях происходит передача опыта старших поколений, а  младшие усваивают поведение старших [10]. Нам интересно применять данные наработки при создании РАТ (ресурсной коррекционной программы).

Мы также планируем опираться и на  теорию Сухомлинского, В.А, который считал, что важна совместная трудовая деятельность в условиях которой старшие воспитанники передают своим младшим трудовые умения и навыки, а у младших наблюдаются рост самостоятельности и расширение кругозора [11]. В этой связи интересны также работы Дороновой, Т.Н.; Щур, В.Г; Якобсона, С.Г. (1985) в которых исследовались условия для формирования отношений сотрудничества между детьми разного возраста.

При работе с РСГ важна роль психолога арт-терапевта, ведущего занятия. Она во многом зависит от личностных качеств, методической подготовки, умения одновременно руководить деятельностью участников разного возраста (Давидчук, А.Н.) [4, c.14].

Также важна эмпативная составляющая ведущего практики  как фасилитатора творческого процесса. Грамотный психолог арт-терапевт,всегда создаёт безопасную творческую среду способную помочь каждому участнику в коррекции психоэмоционального состояния независимо от возраста.

Организовывает различные формы групповой общности, сопричастности и совместности.

Осуществляет единое творческое взаимодействие и  способен выбрать по отношению к каждому респонденту индивидуальный способ обращения. Применяет такие формы и методы организации процессов, которые помогают развитию респондентов, как в каждой возрастной подгруппе, таки в единой группе в целом. Видит какую задачу для себя, в данный момент времени решает каждый участник РСГ. Умеет организовать групповые  процессы, поддерживает групповую активность иинициативу каждого участника, учитывая  возможности участников всех возрастов.


А самое главное умет быстро переключать своё внимание от одной возрастной подгруппы к другой. Подбадривает, побуждает, стимулирует творческое взаимодействие участников.

Соответственно у респондентов всех возрастных категорий складываются отношения сопричастностии появляются дополнительные ресурсы  для развития  и коррекции [6, с.208].

Остановимся подробнее на том, каковы преимущества занятий в РСГ. 

В первую очередь это развивающее обучение, во вторых - саморазвитие и в третьих – взаимопомощь, повышающая эффективность творческого процесса. Также важны: ответственность и развитие творческих возможностей, помогающие  гармоничному и всестороннему развитию.

А самое главное  важен индивидуальный подход к каждому участнику РСГ, развивающий творческие навыки и усиливающий процесс социализации.

Обобщая всё вышесказанное отмечаем, что занятия в РСГ в большей степени, чем в традиционных гомогенных группах, развивают познавательные и творческие способности, взрослые и дети выступают как партнёры по совместной деятельности в безопасной фасилицирующей среде, что создаёт условия для свободного выбора участников и принятию самостоятельных творческих решений. Повышается самостоятельность респондентов в разных видах деятельности. (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д).

Младшие респонденты (дети и подростки) получают опыт социального взаимодействия, что способствует раскрытию творческого потенциала и развивает уверенность в своих силах и возможностях.

Значительно расширяется сфера самореализации и самоутверждения. Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших.

Для взрослых участников процесса важно обучение младших.



Взрослые ощущают свою социальную значимость, приобретают уверенность в своих силах, раскрывают свой творческий потенциал [9]. Соответственно мы наблюдаем благоприятное соседство различных систем социального взаимодействия: «ребенок-взрослый»; «ребенок-сверстник»; «ребенок- ребенок старшего возраста»; «ребенок-ребенок младшего возраста» [5, c.19].

Совместные занятия арт-терапевтическими практиками в РСГ становятся катализатором, усиливающим межличностные отношения, что помогает коррекции психоэмоционального состояния.

Теоретические исследования готовят базу для разработки РАТ (эффективной коррекционной программы ресурсной арт-терапии) в работе с РСГ (разновозрастными смешанными группами). Базисом для данной программы является клиент-центрированная терапия Карла Роджерса и человекоцентрированную терапия экспрессивными искусствами Натали Роджерс.

Предварительные авторские практические и теоретические наработки, которые мы планируем применить в нашем дальнейшем  исследовании:

- «Исследование эффективности психо-коррекционного применения арт-терапии у детей младшего школьного возраста в условиях стационара» [12];

- «Апробация методики цвето-ассоциативной диагностики связи цвета, образа, слова» [13];

- доклад на V международном Санкт-Петербургском научно-практическом конгрессе психотерапевтов, психологов-консультантов и практических психологов «Психология и психотерапия в эпоху глобальных вызовов», 20-21марта 2015 г.;

- VI–VII-VIII международные арт-терапевтические конференции «Арт-терапия в современном мир, в образовании, медицине и социальной сфере», г. Москва 2015- 2016-2017 гг.;

- «АртФутуре», г. Санкт-Петербург, 06.07.2015 г.;

- Арт-педагогические мастерские, г. Вышний Волочёк, 2015–2016–2017 гг.;

- Арт-практики детско-подросткового лагеря «STAR», г. Тверь, 02-10 января 2016 г.;

-Регионально-областная арт-конференция "Метафорические карты в работе психолога", г.Тула, 26-28 марта 2016 г.;

- Фестиваль "АРТ- и Я", г. Химки, 25 сентября 2016 г.;

- «Лучшая инклюзивная школа России» Москва 2016 в рамках Международного клуба "МАК",  28 сентября 2016 г.;

- 20-я ежегодная конференция «Арт-терапия в образовании, медицине, социальной сфере», г. Санкт-Петербург, 06 - 07 мая 2017 г.;

- VI Международный фестиваль-конференция по Интермодальной терапии искусствами,  02 - 04 июня 2017 г.;

- Второй международный форум «АРТ-ПУТЬ», вторая международная конференция «Арт-терапия и арт-педагогика: новые возможности для развития и социализации личности» в г. Грязи (Липецкой области), 31 июля - 03 августа 2017 г.

The article is devoted to theoretical aspects of the dissertation research: "Efficiency of work with mixed-aged groups in art-therapeutic practice" to further develop practical programs resource art therapy (RAT) in working with mixed ages for the purpose of correction of psychoemotional state of the respondents of the Russian Federation.

In the study allowed the assumption that the joint work of respondents of different mixed-aged groups (taking into account features of development of each age category) due to the productive exchange of experience between generations creates a sense of ownership that contributes to the successful correction of psycho-emotional state and psycho-emotional reconstruction of each participant.

The theoretically justified positive impact of mixed-age groups for the correction of psycho-emotional state of each participant in the process of art therapy practices.

The article reveals the understanding of the role of psychologist or art-therapist as a facilitator of the creative process, creating a safe creative environment can help each participant in the correction of psychoemotional state, taking into account psychological characteristics and age of the participants.

The article shows the advantages of working respondents of different ages in mixed groups. 

Список литературы

1.Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. - ЛГУ, 1968.

2.Амельков, А.А. Психологическая диагностика межличностного взаимодействия. - М.: Содействие, 2006. -108 c.

3.Андреева, Г.М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 2001. - 384 с.

4.Буре, Р.С.  Учите детей трудиться - М.: Просвещение, 1983. - 322 с.

5.Герасимова, Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастных группах детского сада. - М.: Дис. д-ра пед. наук, - 2000.- 178 с.

6.Герасимова, Е. Н. Разновозрастные группы в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2000.- № 21. - С. 27-32.

7.Крайг Грейс. Психология развития. - Серия «Мастера психологии», 2002. - 992 с.

8.Копытин, А. И Современная клиническая арт-терапия. Учебное пособие. , 2015 - 526 с.

9.Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М.: Издательство политической литературы ozon.ru, 1984.- 336 с.

10.Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие.- М: Педагогика 1984.- 380 с.

11.Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива. - М.: Молодая гвардия, 1975.

12. Бойкова, О.А. Исследование эффективности психокоррекционного применения арт-терапии у детей младшего школьного возраста в условиях стационара [Электронный ресурс] // сайт института практической психологии «Иматон», СПБ. – Режим доступа: http://www.imaton.ru/photo/?prog_id=2222233

13 .Мысин, О.И, Бойкова, О.А. Апробация методики цвето-ассоциативно диагностики связи цвета, образа, слова // Новое слово в науке и практике: Сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – С. 57-62. 

Автор Ольга Александровна Бойкова.  Магистрант МСПИ. Московского социально-педагогического института, группа МВМ216А. Магистерская программа: «Арт-терапия в психологической практике». Научный руководитель  - д. ф. н Никитин В. Н.Образование: Художник – прикладник; Психолог (бакалавриат); Арт-терапевт (доп. образование).

Graduate student of the Moscow social-pedagogical Institute. Master's program: "Art therapy in psychological practice". Scientific supervisor -  Nikitin,V.N.,  Ph.D.

Education: Painter; Psychologist (bachelor); Art therapist (Additional education).
( Статья является  теоретической частью Магистерской дисертации и опубликована в сборнике трудов  МСПИ  бумажная версия . Москва 2017. М. Белый ветер.2017-328 с.) 

 



Просмотров: 450
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Исследование состояния эйдетической памяти у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Особенности общения детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
  • Особенности симптомов и методики диагностики ПТСР у детей младшего школьного возраста
  • Психологическая коррекция эмоционального состояния детей дошкольного возраста
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Психологические особенности детей разного возраста
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Коррекция психоэмоционального состояния беременной женщины по средствам песочной терапии.
  • Особенности конфликтов детей младшего школьного возраста с нарушениями речи.
  • Психология воспитания детей младшего школьного возраста
  • Улучшение психоэмоционального состояния, необходимое на работе и в повседневной жизни
  • Как создавать "Книгу жизни" для приемных детей разного возраста.
  • Экспресс-диагностика своего психоэмоционального состояния
  • Экспресс методы саморегуляции психоэмоционального состояния
  • Особенности развития полоролевой идентификации у детей дошкольного возраста
  • Эффективность сказкотерапии для детей разного возраста.
  • Значимость общения между детьми юношеского возраста и их родителями
  • Ошибки, которые совершают родители детей младшего школьного возраста.
  • Уже не ребенок, но еще и не взрослый. Особенности юношеского возраста
  • Особенности личностных смыслов у участников групп экзистенциального опыта
  • Шпаргалка для родителей имеющих детей раннего возраста
  • Психологические особенности детей подросткового возраста
  • Методы арт-терапии в коррекции эмоционального состояния военнослужащих срочной службы
  • Развитие проактивности у детей младшего школьного возраста
  • Развитие воображения у детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Для каждого возраста свои границы
  • Проект программы по формированию ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста с ОНР
  • Кризисы детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • Мои эмоции (занятие для детей младшего школьного возраста)
  • Учебная неуспеваемость детей младшего школьного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь