ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (от 6-7 лет до 9-10 лет)
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Основная особенность этого периода – коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.
Ведущая деятельность – учебная. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
[b]Центральные личностные новообразования:[/b]
качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения в деятельности
рефлексия, анализ, внутренний план действий
развитие нового познавательного отношения к действительности
ориентация на группу сверстников своего возраста
дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе
совершенствование головного мозга и нервной системы
неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность
развитие познавательных потребностей
развитие словесно-логического, рассуждающего мышления
изменение способности к произвольной регуляции поведения.
[b]Основные задачи развития:[/b]
формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов
развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»
раскрытие индивидуальных способностей и особенностей
развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции
становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим
усвоение социальных норм, нравственное развитие
развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ (от 10-11 лет до 13-14 лет)
Подростковый период – это завершения детства и начальный период перехода к взрослости:
Основная особенность этого периода – резкие, качественные изменения, затрагивающие все стороны развития.
Ведущая деятельность – общение со сверстниками. В свою очередь, благополучное отношение со взрослыми, основывающиеся на понимании подростка, и принятие его является важной предпосылкой его психического и личностного здоровья в настоящем будущем.
Центральное личностное новообразование – становление нового уровня самосознания «Я» - концепции, выражающегося в стремлении понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие – уникальность и неповторимость.
[b]Основные характеристики возраста:[/b]
формирование нового представления о себе, укрепление самооценки
стремление к общению со сверстниками
развитие рефлексии
бурное и плодотворное развитие познавательных процессов
формирование абстрактного и теоретического мышления
становление избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти
развитие самостоятельного мышления, интеллектуальной активности, творческого подхода к решению задач
бурный рост, физическое развитие, половое созревание. Повышенная активность и повышенная утомляемость одновременно. Значительный рост энергии и некоторое снижение работоспособности.
[b]Основные задачи развития в 5 классе:[/b]
овладение базовыми школьными знаниями и умениями
формирование умения учиться в средней школе
развитие учебной мотивации, формирование интересов
развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других
формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе
формирование представлений о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития.
[b]Основные задачи развития в 6-7 классах:[/b]
формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания
формирование широкого аспекта способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов
формирование интереса к другому человеку как к личности
развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа
развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личной автономии
развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки
развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания
развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания к другим людям
формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.
[b]Основные задачи развития в 8 классе:[/b]
формирование умения выдвигать гипотезы, строить умозаключения, делать их на основе вывода, развитие рефлексии
развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их, развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоционального состояния
развитие воображения
развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности
формирование форм и способов дружеского, избирательного общения
формирование умения понимать причины собственного поведения, поведения другого человека
развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела «физического Я» как меняющегося и развивающегося.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
(15-17 лет)
Юношеский возраст это самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности.
Специфика возраста – обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив.
Центральное, личностное новообразование – готовность к личностному и жизненному самоопределению.
Ведущая деятельность – интимно-личностное общение.
[b]Особенности возраста:[/b]
завершение физического развития организма, полового созревания
замедление роста тела, нарастание мышечной силы и работоспособности
быстрое развитие специальных способностей, сформированность умственных способностей
развитие самосознания
развитие индивидуальности
выбор профессии
начало формирования взаимных отношений между полами.
[b]Основные задачи развития:[/b]
обретение личностной тождественности и целостности (идентичности)
обретение психосексуальной идентичности – осознание и самоощущение себя как достойного представителя определенного пола
профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии
развитие готовности к жизненному самоопределению, что предполагает достаточный уровень развития ценностных представлений, волевой сферы, самостоятельности и ответственности.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.