Как улучшить свое психоэмоциональное состояние для укрепления уровня самоподдержки на работе и в повседневной жизни
Как известно, в повседневной жизни на работе немаловажную роль играет психоэмоциональное состояние человека. Поэтому, кроме физического состояния, важным является умение человека поддерживать эмоциональное состояния на уровне, достаточном для более успешного решения поставленных задач и возникающих проблем. В этом ему могут помочь специальные психологические упражнения и техники. В качестве примера рассмотрим такую ситуацию. Часто на работе бывает так, что после каких-либо неудач в прошлом, человеку бывает трудно преодолеть «груз» данных неудач, и он мысленно возвращаться к их проживанию. Это в свою очередь приводит к снижению необходимой мотивации к дальнейшей деятельности и снижает стремление улучшить свои рабочие навыки и умения, необходимые для достижения более высоких результатов. Или же человек может чрезмерно тратить свою энергию на просчитывания будущих результатов, опасаясь неудачного исхода. И как итог, он может эмоционально переутомиться, не проявив в должной мере свой уровень профессиональных способностей. Одним из упражнений, которые способствуют преодолению описанных ситуаций, являются упражнения на выработку умения по расширению осознания с тем, чтобы концентрироваться на событиях в настоящем времени, мысленно «не застревая» на обдумывании прошлых неудач и прогнозировании будущих негативных последствий того или иного поступка. В психологии, а именно в гештальт-консультировании, разработана модель зон осознания человеком информации, поступающей как из внешней, так и из внутренней среды. Данными зонами являются: внешняя зона – это осознание всего происходящего во внешнем мире, то есть всего того, что «не-Я»; внутренняя зона относится к ощущениям внутри, это явления и процессы, происходящие в нашем теле; средняя зона – это все процессы планирования, воображения, желания, фантазии, воспоминания и т. д. В целях развития осознания в указанных выше зонах рекомендуется выполнять следующие упражнения: - Внешняя зона – нужно сосредоточить свое внимание на окружающем мире, выбрать определенный предмет и описать его, используя выражение «здесь и теперь я осознаю….» (или как вариант просто «сейчас я осознаю…»). При этом нужно сосредоточиться на своих органах чувств, описывая цвет, форму предмета и т.д. В продолжение данного упражнения надо сосредоточиться в целом на осознании окружающих звуков, цветов, запахов и событий, происходящих в данное время вокруг человека, при этом начиная описывать свои наблюдения с указанной выше фразы; - Внутренняя зона – фокусирование своего внимания на ощущениях, чувствах, происходящие внутри тела, для чего нужно постараться осознавать свое дыхание, сердцебиение, мышцы, обнаруживая наличие каких-либо зажимов в теле и т.д. При описании соответствующих ощущений используется выражение «здесь и теперь я осознаю….»; - Средняя зона – сосредоточение внимания на внешней или внутренней зоне, после чего нужно сказать, что человек, выполняющий упражнение, думает об этом, какие мысли приходят к нему по данному поводу. Описательная фраза строиться по следующему образцу: «Сейчас я осознаю... и думаю это означает, что...». Вышеприведенные упражнения будут способствовать «уходу» от обдумывания тревожных событий прошлого и ожидаемых негативных последствий в будущем, т.е. проживанию жизни в каждый момент настоящего времени, не беспокоясь о прошлом или будущем. В результате жизнь становиться более полноценной и богатой. В целом, предвидение того, что может случиться, или занятость тем, что уже произошло, т.е. чрезмерная концентрация на средней зоне (мысли, планирования, фантазии и т.д.) не позволяют четко видеть, что же проис¬ходит сейчас. Поэтому для оптимального и полноценного проживания в настоящем времени важно равновесие в функционировании всех трех зон осознания. Для достижения данного равновесия можно выполнить следующее упражнение: нужно сконцентрировать свое внимание на своих ощущениях и определить к какой из трех зон принадлежат данные ощущения, используя выражение «сейчас я осознаю…». Свободно перемещая свое внимание из одной зоны в другую, надо постараться определить насколько успешно получается это делать – как осознание возникает и вновь отходит на задний план все время меняющейся внешней и внутренней среды. Другим упражнением, с помощью которого можно сформировать у себя нужный психоэмоциональный настрой, является следующая техника, разработанная в НЛП. Данная техника называется постановка ресурсных якорей, и призвана для выявления внутренних резервов, сил человека с тем, чтобы более эффективно достигать намеченных перед собой целей. Выполнение данного упражнения предусматривает следующие этапы: 1. В качестве желаемых способностей и качеств можно выбрать тот или иной ресурс, который необходим в данной ситуации или вообще в повседневной жизни. Это может быть уверенность, настойчивость, целеустремленность, спокойствие, позитивный настрой и т.д., т.е. все внутренние силы, способности, личностные качества, которые не достают человеку для реализации своих целей и поиска решения актуальной проблемы; 2. Нужно определить те ситуации, в которых необходимы указанные выше ресурсы, способности и т.д. 3. Для того чтобы осуществить проверку в необходимости данного ресурсного состояния по улучшению приведенных выше ситуаций нужно ответить самому себе на вопрос: «Если бы у меня был этот ресурс, улучшилось бы мое восприятие этой ситуации и мои действия в ней?»; 4. Затем надо вспомнить несколько случаев из прошлого своей жизни, когда человеку удавалось обладать необходимым ресурсным состоянием, и выбрать из них один-два случая, в котором данный ресурс проявился интенсивнее всего; 5. Выбираются так называемые «якоря» (своего рода рычаги), которые будут вызывать желаемое ресурсное состояние: визуальный – зрительный образ, имеющий отношение к данному ресурсу, аудиальный – внутренне произносимые четким голосом слова, связанные с этим ресурсом, кинестетическое или тактильное – телесное ощущения, это может быть легкое сжатие кончика любого пальца рук или надавливание на запястье и т.д.. Главное, чтобы данное тактильные воздействие были удобными, легко исполнимы, запоминаемы, в том числе нужно запомнить силу воздействия; 6. Поменяв свое местоположение, человек обратно должен полностью вернутся в переживание испытанного ранее ресурсного состояния в своих воспоминаниях. При этом это переживание необходимо вспомнить в трех репрезентативных системах, т.е. человек должен увидеть, услышать и прочувствовать желаемый ресурс в своих воспоминаниях. Когда это переживание достигает пика интенсивности, нужно перестать вспоминать данную ситуацию; 7. Нужно снова вернуться на свое прежнее место и заново пережить в своих воспоминаниях желаемое ресурсное состояние, и в тот момент, когда оно достигает пика, присоединить выбранные ранее соответствующие якоря, т.е. увидеть зрительный образ, услышать внутреннее произносимые слова и тактильное воздействия, которые были определены в шаге №5 данного упражнения. Присоединение данных якорей во время переживания в своих воспоминаниях выполняется несколько раз, желательно это проделать как минимум 7 раз; 8. В конце осуществляется проверка качества якорения, т.е. ничего не вспоминая или специально ощущая, а просто «включая» необходимые якоря (мысленно представляя зрительный образ, произнося нужные слова и проделывая выбранное тактильное воздействие), отмечается уровень ресурсного состояния, которое человек начинает переживать. Следует отметить, что чем сильнее ощущения, которые возникают при использовании соответствующих якорей, тем лучше была осуществлена техника постановки ресурсных якорей. В противном случае, нужно обратно проделывать шаг №7 до тех пор, пока желаемое ресурсное состояние не будет ощущаться в должной мере.
Целью вышеописанного упражнения является выработка умения формировать у себя желаемое психоэмоциональное состояние, способствующее более эффективному достижению намеченных целей и повышению уровня самоподдержки, достаточного для успешного преодоления жизненных трудностей.
Использованная литература: - Яро Старак, Тонн КЕЙ, Джеймс Олдхейм “Техники гештальт-терапии на каждый день: Рискните быть живым” / Пер. с англ. родред. Г.П.Бутенко. — М.: Психотера-пия, 2009; - Ковалев С.В. “Основы нейролингвистического программирования”: Учебное пособие.— М.: Московский психолого-социальный институт, 2001.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.