|
Ученье – свет?Автор статьи: Милашина Ольга Георгиевна
Причинами сложностей в получении образования могут быть: негативные установки родителей по отношению к образованию; психологические травмы, возникающие в процессе становления личности, связанные с образованием; негативный опыт предков. Негативные установки родителей – это порицание образования, демонстрация плюсов необразованной жизни: «Дипломов не имеем, а как хорошо живем», «Главное – иметь голову на плечах, а не диплом в кармане» и т.д. Иногда родители одобряют образование, но, сами его не имеют, и ребенок боится быть иным, отличаться от своих родителей. Отличие сопровождается страхом изгнания, отлучения от рода. А принадлежность к роду – одна из основных наших потребностей. Психологические травмы, связанные с образованием – это жестокое наказание за плохие оценки, насмешки, оскорбления, принижение способностей ребенка. Или, наоборот, бескомпромиссные требования быть всегда лучшим, первым, что приводит к истощению нервной системы ребенка. Негативный опыт предков – например, дедушка получил образование и ушел от бабушки к другой женщине. Образованного прадеда, который работал преподавателем, и на лекции сообщил студентам какую – то антисоветскую информацию, сослали в 37 году в Сибирь, там он и погиб. Пример из практики. Тося – тридцатипятилетняя женщина, замужем, имеет сына – старшеклассника. Она поступила в престижный институт на платное заочное отделение, но, не может «заставить себя» открыть учебник. Как будто неведомая сила разворачивает ее в другую сторону. В работе с Тосей использовались методы визуализации и расстановки. Тосин образ образования – красный цветок в горшке, который хочет, чтобы его поставили на важное место, протирали листочки и поливали. «В реальности я так люблю цветы. - говорит Тося. – А к этому не могу даже подойти». - Что мешает? - Между мной и цветком преграда, похожая на шлагбаум. - Как появилась преграда? - Поставили родители. Выясняется, что родители Тоси закончили школу десятилетку. Никто в их роду не имел высшего образования. Мама Тоси полагает, что образование только мешает женщине. Оно разрушает супружеские отношения. Образованная женщина начинает смотреть на своего мужа свысока. Хотя сама мама, не смотря на отсутствие образования, всегда относилась к мужу снисходительно. Она смотрела на него сверху вниз, хотя папа значительно выше мамы, и разговаривала с ним «как с дурачком». Папа – весельчак и балагур, делал вид, что ничего не замечает, шутил и попивал самогонку. Его позиция по поводу образования дочери: «Зачем оно, ты у меня и так самая лучшая».
Прямо во время урока она умудрялась падать в проход между партами, что вызывало радость одноклассников и негодование учителя. «Учительница злится, потому что она «старая дева», - успокаивал Тосю отец.
Решающих аргументов для убеждения отца оказались два. Это возможность Тоси быть примером для ее подросшего сына (при этих словах отец прослезился, почувствовав, что не может быть для любимого внука образцом в этом вопросе) и желание соответствовать образованному успешному мужу. Сердце мамы растопили слова Тоси о том, что необходимый для образования ресурс – усидчивость она может взять только у мамы, так как мама в полной мере обладает этим качеством. После разрешения родителей – преграда (шлагбаум) исчезла. Но, для приближения к цели – цветку Тосе понадобился еще один ресурс – интерес, который оказался похож на большой вопросительный знак. Где брать ресурс, если его нет у родителей? В роду всегда имеются люди, обладающие тем или иным качеством. Иногда имеет смысл обратиться за помощью именно к этим, далеким, а иногда и абсолютно неизвестным фигурам из прошлого. Сама мысль о том, что вы не одиноки в желании иметь какое – либо качество, им уже обладал кто – то из предков, дает ощущение собственной значимости и уверенности. К тому же, предки всегда готовы оказать потомкам помощь. В некоторых случаях это оказывается очень важным ресурсом в психологической работе. Для получения интереса к образованию понадобилась помощь прародительницы по маминой линии, которая обладала этим качеством. Прародительница с удовольствием поделилась интересом к знаниям, к получению образования с Тосей. Она отметила и то, что у Тоси уже имеется врожденное любопытство, которое трансформировалось в потребность узнавать новую информацию из книг. Только получив разрешение родителей и интерес к образованию от прародительницы, Тося смогла взять воображаемую фигуру интереса, который из вопросительного знака трансформировался в восклицательный.
В последующем Тося с удовольствием «засела» за учебники и сдала «на отлично» первую в своей жизни сессию. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|