|
Границы личности или посторонним вход запрещенАвтор статьи: Светлана Никифорова
ГРАНИЦЫ ЛИЧНОСТИ или "ПОСТОРОННИМ ВХОД ВОСПРЕЩЕН"
Территориальные границы личностиНезаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, — наказывается штрафом в размере…., либо обязательными работами на срок до …, либо исправительными работами на срок до …., либо арестом на срок до ….. То же деяние, совершенное с применением насилия или с угрозой его применения, — наказывается ….. (ст. 139 УК РФ). Все просто и понятно: никто не имеет права безнаказанно нарушать чужие территориальные границы. Вот только интересно: можно ли считать отдельную комнату в квартире чьей-то собственностью? И карается ли как-нибудь проникновение без разрешения владельца на эту территорию? Рассмотрим две ситуации. Первая: ребенок без стука входит в спальню родителей. Это нарушение? С точки зрения большинства взрослых – да, это нарушение, потому что «он же ребенок!» Вторая: родители без стука входят в комнату подростка. Является ли это нарушением границ? Увы, очень многие родители не видят в этом ничего недозволенного, причем по той же самой причине: «он же ребенок!» Но для родителей их дочь или сын всегда остаются детьми, вне зависимости от возраста обеих сторон. И тогда уже мама входит без стука в комнату 20, 30, 40-летнего сына… Выглядит странно, не правда ли? Казалось бы, выход очевиден: можно врезать дверной замок, и проблема будет решена. Но люди, чьи территориальные границы постоянно нарушались в детстве (в некоторых семьях практикуется запрет на закрытую дверь в любое время суток, в т.ч. на замки в туалете и ванной комнате), обычно даже став взрослыми, не могут решиться отстоять их. Физические границы личностиЕще один тип границ, с которым знаком каждый из нас – это физические границы. Физическими границами определяется наше тело. Именно поэтому мы чувствуем любое нарушение этих границ в режиме «здесь-и-сейчас». Например, взрослый мужчина, несколько раз в день протягивая руку или отказываясь от рукопожатия, предоставляет доступ другим людям к своим физическим границам или отказывает в нем. Внезапное нарушение физических границ вызывает, как минимум, раздражение, как максимум – агрессию. Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда, пользуясь общественным транспортом в «час пик», наступал кому-то на ногу и тут же слышал гневный возглас, или, сам оказываясь на месте пострадавшего, возмущался, а может, наоборот, терпел, стиснув зубы. Психические границы личностиИ, наконец, третий – невидимый, хрупкий, ежедневно подвергаемый атакам или, что гораздо хуже, вовсе отсутствующий тип границ – психические границы. Очень часто, обращаясь к специалистам различных психологических направлений, человек слышит фразу: «Вам необходимо выстроить собственные границы».
Смысл фразы «границы личности» становится человеку понятным только после прохождения качественного курса психотерапии, когда не только окружающие, но и он сам, видят значительные личностные перемены. К ним относятся проявление любви и уважения к себе (к телу, к чувствам, к личному времени), умение определять степень своей ответственности, отказ от глобального контроля и приобретение навыка делегирования части своих полномочий другим людям в тех или иных ситуациях. Или, в двух словах – это умение говорить «нет», реально оценивая свои возможности и не испытывая при этом чувство вины. Чтобы лучше понять механизм образования психических границ, необходимо начать с самого начала – с рождения. Ребенок человека появляется на свет «условно недоношенным». Без заботы со стороны взрослого, предоставляющего питание, обогрев, гигиенический уход, ребенок погибает через несколько часов. Без любви и ласки он тоже может умереть, правда, не физически, а психологически.
Дело в том, что в первый год жизни между ребенком и матерью не существует психических границ. Психологи считают, что не существует отдельно матери и отдельно ребенка, есть диада «мать-дитя», где границы личности едины. Именно это позволяет матери «чувствовать» своего ребенка, слышать его дыхание, понимать, когда он голоден, а когда хочет общения. Для ребенка, не осознающего на тот момент своего «Я», самооценка заключена в материнском взгляде, направленном на него, в ее словах и улыбке. Положительная реакция матери на младенца закладывает у него фундамент будущей успешности, складывающийся из 2 основных блоков: «я прекрасен» и «мир вокруг меня безопасен». При отрицательной реакции или чередовании положительной и отрицательной реакций, ребенок выбирает из вариантов: «я плох для этого мира» или «этот мир плох для меня», но ни тот, ни другой выбор не дают возможности сформироваться психически здоровому и успешному человеку. Пройдет совсем немного времени, и малыш встанет на ножки и начнет «уходить» от мамы, сначала физически, затем психологически. В этот период приходит осознание собственного тела, начинается различение Я и не-Я, происходит встреча со своим отражением в зеркале и узнавание себя через свой собственный взгляд, а не глазами матери, как раньше. Начинается сепарация – отделение ребенка от матери и формирование границы личности. Именно в этот момент необходимо ребенку помочь в формировании собственных границ. Предоставьте малышу возможность выбора, пусть на первых порах и искусственного. Например, «Что ты будешь: хлеб или булочку? Ты наденешь платье в горошек или в клеточку?» Такой выбор дает ребенку представление о том, что у него есть это право: сказать «да» или «нет». Задача родителей заключается не в том, чтобы предугадывать желания ребенка, делать за него то, что он уже физически может сделать сам, а в том, чтобы обеспечить ребенку безопасное пространство для развития. В случае, если родители не смогли помочь ребенку в формировании границ по тем или иным причинам, сепарация не происходит. В самом безобидном варианте отсутствия сепарации мы можем наблюдать ситуации, где взрослый мужчина не создает семью, а живет с мамой, прикрываясь таким благовидным предлогом, как забота о ней, или дочь рассказывает маме по телефону мельчайшие подробности своих взаимоотношений с мужем, подругами или ребенком по нескольку раз в день. При более серьезных нарушениях речь идет о таких явлениях, как зависимость (от отношений, алкоголя, наркотиков, трудоголизм и т.п.) или созависимость (опосредованная зависимость). Здесь четко прослеживается неумение человека говорить «нет», маскирующееся за нежеланием обидеть другого человека, за попыткой быть хорошим в глазах окружающих и т.п. Оценка себя глазами других есть не что иное, как возврат в младенчество, когда взгляд матери был мерилом самооценки человека. Взрослый человек, имеющий правильно сформированные границы личности, в состоянии сам оценивать свой физический и психический потенциал, вне зависимости от мнения окружающих. Поэтому не торопитесь возмущаться, когда ваш малыш говорит «нет». Это не бунт, а рождение Личности. И помните о том, что в современном мире, с его бешеным ритмом жизни, агрессивной средой и обилием стрессовых ситуаций, умение говорить «нет» помогает поддерживать высокий уровень стрессоустойчивости и хорошее качество жизни. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|