|
Границы личностиАвтор статьи: Королёв Георгий Александрович
Границы личности - категория, которая часто рассматривается в психологии и психотерапии. Однако в чем они выражаются - вопрос, на который не так просто дать ответ. Границы личности так же, как и сама личность, изменчивы на протяжении жизни. Они зависят от социального, исторического контекста - «духа эпохи». Первое, с чем связаны границы личности - это правовой статус лица: те права и обязанности, которые приняты в данном обществе. Само понятие «личность» происходит от латинского слова «персона» - социальная маска, роль, которую должен играть индивид согласно предписанным правилам. Так, в Древнем Риме существовало рабство, рабы были «говорящим орудием». Свободные граждане не были свободны в современном понимании, они находились под властью отца семейства - pater familias - который имел власть над жизнью своих домочадцев. В свою очередь каждый из таких глав семейств подчинялся существовавшему на тот момент праву и чиновникам разных уровней - магистратам. Общество было основано на строгой иерархии. Большую часть исторического развития личные границы большинства людей, пусть даже свободных, были достаточно узкими, коллектив (государство, каста, церковь) был первичен. «Человек рождается свободным, а между тем всюду он в оковах» (Ж-Ж Руссо). Сейчас в развитых экономически странах акцент сместился, поскольку современный социум строится на либерализме, который проистекает из эпохи Просвещения и основан на идеях лучших философов всех времен: Вольтера, Локка, Канта, Монтескье, Руссо. Человек из объекта социального воздействия превращается в субъекта, имеющего выбор. Армия, церковь, цех, государство более не могут играть доминирующую роль в таком выборе. Вследствие этого, конечно, может возникнуть экзистенциальный вакуум, поскольку глобальный смысл жизни уже не усваивается с молоком матери правоверного подданного. Вместо этого формируется свободный гражданин, осознающий ценность индивидуального. При ослаблении контроля со стороны общественных и государственных институтов личность не пускается во все тяжкие: она имеет не только права, но и обязанности, не столько свободу, сколько осознанную ответственность. Об этом говорит глобальное снижение уровня насильственных правонарушений на разных континентах: явление, которое пока не могут объяснить криминологи и социологи. Несмотря на распространенные фобии, мир стал безопаснее по сравнению с прошедшими временами, когда на улицах Средневековой Европы или Древнего Рима могли спокойно зарезать около какой-нибудь таверны. Современное глобальное и быстрое распространение информации заставляет видеть обратное, однако это не более чем непосредственное впечатление, которое не соответствует фактам. Границы личности становятся такими же священными как суверенитет классических государств. Психологическая ценность возможна там, где есть индивидуальность и гуманизм; при стадной коллективизации ценность закреплена только за пастухом, а стадо в лучшем случае имеет только стоимость. Общее всегда влияет на частное. Современная психология не могла бы существовать в ином типе общества, кроме как свободном. Внешние границы личности - это юридическая персона, те возможности, которые в принципе можно реализовать в жизни. В центре находятся телесные границы личности - человека как вида. Телесные границы достаточно стабильны и консервативны, поскольку выше головы не прыгнешь. Однако исторически тело - это объект для осуществления социальной власти. На протяжении веков через физическую подчиненность совершалось подчинение сознания. Первоначально через наказание тела люди становились все более «послушными и полезными», затем более утонченные системы этикета, требующие от индивида самоконтроля, сформировали новый тип цивилизованного человека [1]. Между мирами персоны и телесных границ существуют психологические границы личности - сфера, которая наиболее пластична как сама психика. Психологические границы личности - это переходное пространство между телесным бытием и социальным миром. Они изменчивы как река, иногда в нее не войдешь дважды. Социальный мир оказывает на психологические границы троякое действие: через позицию равноправия, доминирующую позицию и подчиненную позицию. Позиция равноправия возможна и желательна в дружбе и любви. Доминирующая позиция и позиция подчинения характерны для различных типов взаимоотношений: они не связаны исключительно с формальной властью. Психологические границы открыты истолкованию, интерпретации. Они обусловлены представлением о должном и допустимом в отношениях между людьми. Часто такое представление различается у двух личностей, что приводит к конфликту. Таким образом структура личности оказывает определяющую роль в представлении о психологических границах. Выделяют здоровый, невротический, пограничный и психотический уровни организации личности. Соответственно, в каждом из них представления о психологических границах различаются, иногда весьма существенно. Психологические границы проявляются в поведении, однако это лишь вершина айсберга, гораздо больше скрыто в личностной структуре: характере, темпераменте, мыслях, эмоциях, личном опыте. Первые два уровня организации личности - здоровый и невротический - потенциально подвержены меньшему числу искажений представлений о границах. И если такие искажения есть, то они сравнительно легко корректируются. М. Комиссарова выделяет различные характеристики границ: открытые, закрытые, приоткрытые, жесткие и мягкие. При общении в границах субъективная значимость человека растет, при нарушении границ субъективная значимость снижается [2]. В ее системе границы приобретают динамические характеристики, они зависят от контекста взаимоотношений людей. Есть ряд случаев, когда представления о психологических границах существенно искажены и это напрямую связано со структурой личности. Пограничная личность в два счета прогнет под себя невротическую, хотя последняя находится на более высоком уровне организации. Сила содержит в себе и слабость: стремление избегать конфликтов, социальность, желание быть принятой, могут сыграть злую шутку с невротичной личностью. Пограничная личность живет в мире своих внутренних объектов (репрезентаций) как в тюрьме, сквозь решетки которой проходит слишком мало света и тепла от внешнего мира других людей. В свое время М. Балинт заметил насколько сильно пограничным пациентом искажаются слова психоаналитика, хотя первоначально может складываться впечатление взаимного понимания и доверия. Как следствие, нарушаются границы контакта, скрытый или явный конфликт становится неизбежным: каждое слово может искажаться через призму собственного опыта. Пограничные личности ведут себя как дикобразы Шопенгауэра [3]: «Стадо дикобразов легло в один холодный зимний день тесною кучей, чтобы, согреваясь взаимной теплотою, не замерзнуть. Однако вскоре они почувствовали уколы от игл друг друга, что заставило их лечь подальше друг от друга. Затем, когда потребность согреться вновь заставила их придвинуться, они опять попали в прежнее неприятное положение, так что они метались из одной печальной крайности в другую, пока не легли на умеренном расстоянии друг от друга, при котором они с наибольшим удобством могли переносить холод... Так потребность в обществе, проистекающая из пустоты и монотонности личной внутренней жизни, толкает людей друг к другу; но их многочисленные отталкивающие свойства и невыносимые недостатки заставляют их расходиться. Средняя мера расстояния, которую они наконец находят как единственно возможную для совместного пребывания, это - вежливость и воспитанность нравов. Тому, кто не соблюдает должной меры в сближении, в Англии говорят: «keep your distance»! Хотя при таких условиях потребность во взаимном теплом участии удовлетворяется лишь очень несовершенно, зато не чувствуются и уколы игл». Первое, что рекомендуется делать - это выстраивание границ с пограничными личностями: определение дозволенного и неприемлемого в отношениях. Определенность в границах общения позволит создать условия для стабильности и безопасности. С установления границ начинается долгое психотерапевтическое путешествие к целостности личности. У психотически организованной личности нарушается тестирование реальности. Границы личности размыты. Личность перестает воспринимать непрерывность своего опыта: в виде галлюцинаций и бреда в личный мир вторгается нечто чуждое, что не воспринимается человеком как принадлежащее ему. Например, голоса звучат извне головы, человеку начинается казаться, что его мысли слышат другие. Внутренние границы между мыслями, чувствами, восприятием нарушаются. Человек не понимает, кто он, где заканчиваются его границы и начинаются чужие. Вследствие внутреннего хаоса переживания становится невозможным поддерживать стабильные отношения с окружающей средой. Например, К. Ясперс говорил о том, что шизофреническое переживание бывает наделено жуткими значениями, загадочностью, имеет неустойчивое содержание: «Г-жа Кольб в течение долгого времени была одержима бредовыми идеями отношения, связанными с ее профессией швеи: «Мне кажется, будто на меня наброшена какая-то завеса; я верю, что скоро узнаю что-то такое, чего прежде не знала». Ей постоянно казалось, что в мастерской что-то делается втайне от нее - возможно, ей готовили приданое. Когда она вернулась в воскресенье домой, ей показалось, что кто-то побывал в ее комнате и кое-что переставил с места на место... Все люди как-то странно «бросались в глаза», но она не знала, почему» [4]. В подобных случаях до ремиссии говорить о совпадении границ двух людей не приходится. Источники 1. Корбен А., Куртин Ж-Ж, Вигарело Ж. История тела. Том 1: от Ренессанса до эпохи Просвещения. М., 2017. 2. Комиссарова М. (evo-lutio) Любовь: секреты разморозки. М., 2016. 3. Руководство по психодинамической диагностике. Том 1 / Под ред. В. Линджарди, Н. Мак-Вильямс. М., 2019. 4. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|