Подростки и Я-высказывания: хорошо или плохо?

В классической литературе по воспитанию можно встретить как рекомендации использовать Я-высказывания (см., например, Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?»), так и рекомендации их не использовать (см., например, Д.Грей «Дети с небес»). Попробуем расставить точки над И в этом деле.

Думаю, правы и те и другие. Фишка в том, что Я-высказывания бывают разные. Предлагаю выделить два вида.

 

 Вид первый: манипулятивные Я-высказывания

Начну с примера: 

Родитель: Когда ты ударил своего брата, я на тебя очень разозлилась и за твоего брата испугалась. Не бей своего брата.

В этом примере мама передает ответственность за свои чувства ребенку (подростку), это — манипуляция. И это — непосильная ноша для ребенка.

Конечно, эмоции всех людей, в частности мам, возникают как реакция на те или иные события внешнего мира. Особенно, когда речь идет о событиях с участием детей. Но это мамина ответственность и обязанность — управлять своими чувствами и принимать решения о конструктивных действиях в сложившейся ситуации.

Манипулятивное Я-высказывание строится так: человек описывает свои чувства и причиной этих чувств называет другого человека.

 

 Вид второй: неманипулятивные Я-высказывания

И здесь начну с примера:

Родитель: Я так люблю вот эту мелодию из Шахерезады Римского-Корсакова. Прямо завораживает. А в дискотечной музыке я слышу ритм, а не мелодию. Просто в мозг бьет: бум-бум.


Это - тоже Я-высказывание. Но оно не навешивает никакой ответственности ребенку. Оно просто передает, как родитель воспринимает мир. Одна из задач родителей в семье — передавать свои ценности подрастающему поколению. Подростку понять ценности проще, когда родитель дает объяснения своим действиям и выборам.

Этот второй вид я-высказывания гораздо полезней, чем наставления-приказы-лекции: «хватит слушать всякую ерунду». Неманипулятивное Я-высказывание — как раз очень хороший способ передать подростку свою точку зрения, не мешая ему самому принимать решения, не ограничивая его свободу, которую он так ревностно отстаивает. И, кстати, это — тот самый способ общения, который рекомендуется освоить родителем, если они жалуются на отсутствие контакта с ребенком.

Неманипулятивное Я-высказывание строится так: сначала называется предмет, который вызывает то или иное чувство-отношение, далее описывается это чувство-отношение.

(В литературе третьим этапом предлагается высказывать просьбу, но здесь есть свои сложности. Третий этап я исключила в целях безопасности.)

Оговорочка: Одна из важнейших привычек, которую нужно воспитать в ребенке (да и в любом человеке) — читать свои чувства и говорить о них. Вообще, любой вид «Я-высказывания» воспитывает в ребенке эту привычку. Но первый, манипулятивный, вид несет с собой еще и негатив. Чтобы избежать негативных эффектов, в разговорах с детьми лучше делиться чувствами только, если дети сами о них спрашивают. Тогда и манипуляшка не опасна.

Да, делиться позитивными чувствами можно в любой форме без ограничений.



Просмотров: 326
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как передавать подростку ответственность за его поведение.Техника Я-высказывания.
  • Идеальный родитель. Раннее детство. Чувство безопасности и умение слышать свои потребности.
  • Помогите подростку выразить свои чувства
  • Повзрослеть - взять ответственность за свои чувства
  • Письма подростку (5) Познай себя и свои эмоции
  • Письма подростку (7) Познай себя и свои эмоции (2)
  • Умеете ли вы выражать свои эмоции? Чувства без чувств
  • Нужно ли мне слушать свои чувства? Или же я не могу разрешать себе их проживать?
  • Зависимость или сепарация. Право принимать свои решения.
  • «Я – высказывание» – как способ разобраться в себе.
  • Сенсорная аттенюация: как уменьшить свои страдания просто взяв на себя ответственность за свою жизнь
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Высказывания известных людей о Боге
  • Гениальные высказывания маленьких людей
  • Когда родитель становится ребенком.
  • Письма подростку (8) Познай себя и свои возможности
  • Техника «Я»-высказывания или как сделать так, чтобы Вас поняли
  • Насколько я принимаю свои эмоции и чувства?
  • Как быть собой и проявлять свои чувства.
  • Тревожные высказывания детей о своём нежелании жить
  • Как говорить - чтобы слушали? "Я-высказывания"
  • Хороший родитель или успешный человек. А можно ли совместить?
  • Как найти свои чувства (чтобы потом их осознавать)
  • Как понять свои ценности?
  • Как работать с чувствами, если партнёрам трудно говорить об этом вслух?
  • Я-Ты-высказывания
  • Высказывания Ошо
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • Как «превратить» свои слова в деньги? Три примера из личного опыта



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь