Получил письмо от школьников, которые проводят исследование (!) в рамках учебной программы. Крутая школа, однако! Так вот, ответил я на их вопросы. И вот, что получилось:
1) В какой области семейной психологии Вы работаете?
Я не считаю себя семейным психологом. Но консультирую людей, среди которых значительная часть – состоят в браке, или в разводе, или хотят вступить в брак, или развестись. Большая часть обращающихся испытывают проблемы с супругами или партнерами. Раньше я брался за консультирование пар. Но со временем понял, что это менее эффективно, чем консультировать каждого индивидуально. По крайней мере, в моем понимании и в моем исполнении.
2) Как, по Вашему мнению классифицируются стили воспитания детей?
1 стиль – (встречается чуть реже, чем никогда) когда родители - это взрослые, адекватные люди, родили ребенка осознанно. Любят ребенка и понимают, что у ребенка детское восприятие мира и детские потребности, детские психические и физические возможности. Помогают ребенку непредвзято познавать мир, собственным примером учат осмысленно решать жизненные задачи, поддерживают, радуются и грустят вместе с ним.
2 стиль – родители – незрелые инфантильные зомби, выполняющие заложенный тысячелетиями сценарий, родили ребенка потому что надо (чтобы их родители и прочие «близкие люди» оставили в покое) или чтобы выйти замуж по залету или сами не знают почему – так вышло. Ребенка (обычно неосознанно) ненавидят, считают, что он мешает им в карьере и «самореализации» (так ему и сообщают прямо или косвенно: «Если бы не ты, я бы уже» или «Если бы не ты, я бы бросил(а) этого козла (эту стерву)» и т.д.). Относятся к ребенку так же, как относились к ним их собственные зомби-родители – унижают (тупица, не сможешь, закрой рот, ты-то куда лезешь, не умничай и т.д.), сравнивают (у соседей ребенок золотой, а ты…), навязывают свои установки (мужчина должен…, женщина должна… и т.д.), манипулируют, навязывают ему чувство вины, подавляют все его чувства и желания.
3) Правда ли, что выбранный стиль воспитания сильно влияет на успеваемость ребенка в школе или это все же зависит от самого ребенка?
Успеваемость ребенка складывается из генетической предрасположенности к тому или иному предмету; воспитания (как родители сами относятся к своему развитию, читают ли они книги и вообще интересуются ли чем-то кроме своего физического выживания и понтов); и учителей, которые могут люто (часто неосознанно) ненавидеть свою работу, свой предмет, учащихся, всех остальных людей и себя в первую очередь.
4) Не могли бы Вы охарактеризовать личность ребенка в зависимости от выбранного стиля воспитания.
1 тип воспитания – ребенок с высокой самооценкой, уверенный, самостоятельный, ответственный, честен сам с собой, любит людей, любит жизнь, доволен тем, что имеет, делает то, что ему нравится, сочувствует другим людям.
2 тип воспитания. Ребенок – полная противоположность первому варианту – с заниженной самооценкой, не умеет думать самостоятельно, боится взять ответственность за свои решения, лжет сам себе, манипулирует людьми и т.д. В общем обычный раб «мечтающий не о свободе, а о других рабах».