Специфика работы медицинского психолога с больными гипертонией

Гипертония является одной из самых распространенных и опасных болезней человека (рубрикация МКБ-10: i.10), в Украине она все больше приобретает характер неинфекционной пандемии. Это массовое заболевание поражает лиц преимущественно молодого трудоспособного возраста, ухудшая качество их жизни и сокращая возраст. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья молодого населения обусловливает здоровье нации в будущем, а также является необходимой составляющей, которая интегрирована в развитие благополучного украинского общества — и потому психопрофилактическая, психодиагностическая и психокоррекционная работа с больными гипертонией должна занимать значительное место в профессиональной деятельности медицинских психологов в структуре общесоматических больниц.

В украинской медицинской психологии отдельные аспекты особенностей личности, психических реакций и необходимости предоставления психотерапевтической помощи для больных гипертонической болезнью, были исследованы такими специалистами психосоматической медицины, как И. В. Дроздова, В. В. Кришталь, Н. А. Марута, Б. В . Михайлов [1], однако клиническая практика медицинских психологов до сих пор еще не располагает основными регламентированными ориентирами в работе и системой эффективных психокоррекционных мероприятий для такой сложной и специфической психосоматической патологии.

Целью нашей статьи является теоретическое обоснование основных направлений работы медицинского психолога с больными гипертонией.

Определяя и характеризуя гипертонию, отметим, что, прежде всего, это — заболевание сердечно-сосудистой системы, которое развивается как следствие первичной дисфункции высших сосудорегулирующих центров, нейрогуморальных и почечных механизмов, характеризуется повышенным артериальным давлением, а при выраженных стадиях - органическими изменениями сердца, почек и центральной нервной системы.

Гипертония как и любое хроническое заболевание относится к тем факторам, которые влияют на изменение психического состояния человека, его отношение к окружающей среде, изменение структуры его самооценки. В ситуации болезни на основе совокупности ощущений, представлений и переживаний, связанных с физическим состоянием, человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в данных обстоятельствах, то есть внутреннюю картину болезни. При этом важное значение имеют как объективные условия жизни больного (социальные условия, объективная тяжесть заболевания, его объективный прогноз), субъективный контекст (весь комплекс преморбидных особенностей личности), так и совокупность ситуационных особенностей, куда относится и вся ситуация лечения: тяжесть и продолжительность лечебных процедур, степень зависимости больного от медицинской аппаратуры, содержание и стиль взаимоотношений больного с медицинскими работниками, продолжительность стационарного лечения [3].

Медицинский психолог на протяжении стационарного и амбулаторного лечения больных гипертонией может получать от них запрос преодоления депрессивных и фобических расстройств, тревожного сна с кошмарными сновидениями, немотивированной раздражительности, тенденций к суициду.

Пациент больной гипертонией оказывается в новой для него социальной ситуации развития, где болезнь становится предметом внутренней психологической работы. Медицинский психолог может помочь больному сформировать в этот период новую активную внутреннюю позицию к болезни и применить ресурсы субъективного отражения собственного здоровья, поскольку последнее является мощным психосоматическим потенциалом в преодолении патологических процессов действующих в организме.

Ориентируясь на научную позицию Б. В. Михайлова и соавторов, мы считаем, что для оказания надлежащей психологической помощи категории больных гипертонической болезнью, необходимо значительно ускорить создание психосоматических отделений в структуре областных общесоматических больниц, в которых наряду с лечащими врачами должны работать медицинские психологи, как это предусмотрено мировой практикой [2].

В медицинской психологии существует точка зрения, о необходимости реализации субъективного подхода в лечебном процессе, учете психологических особенностей субъективного отражения здоровья и болезни у пациента и его личностного влияния на эффективность лечения. Следуя этому концепту мы предлагаем следующие направления работы с людьми, страдающими гипертонической болезнью, которые может осуществлять медицинский психолог:
- формирование у пациентов терапевтического комплаенса и внутренней мотивации к лечению фармацевтическими препаратами и методами дието- фитотерапии;
- углубление и систематизация знаний про этиопатогенетические механизмы и возможное течение болезни в социальной ситуации развития;
- понимание роли профилактических и саногенных факторов;
- углубление знаний про психосоматическое здоровье и психосоматическое заболевание с позиции холистического подхода;
- психодиагностика системы отношений к здоровью и болезни, интрапсихических и межличностных конфликтов, нарушений психоэмоциональной сферы;
- повышение субъективного качества жизни больных;
- формирование экзистенциальной ответственности за свое психосоматическое здоровье и психосоматическое заболевание.

При работе с данной категорией больных медицинский психолог может применять такие методы психокоррекции и психотерапии, как когнитивная и психодинамическая психотерапия, аутогенная тренировка, тренинг релаксации. Так, задачей метода когнитивной психотерапии является изменение оценки больными кризисной социальной ситуации болезни и формирование новых представлений о ней, а также адекватных форм реагирования и поведения. Использование аутогенной тренировки и техник релаксации может быть направленно на развитие и усиление процессов психофизиологической саморегуляции больных. Мишенями психодинамической психотерапии является изменение отношения больных к своему заболеванию, эквивалентное моделирование психосоциальной действительности, повышение толерантности к эмоционально-стрессовым ситуациям, регенерация положительной активности, раскрытие и проработка трансферных дезадаптивных стереотипов ранних взаимоотношений с фигурами родителей.

Тяжелые ухудшения психосоматического состояния и острота эмоционального и смыслового переживания заболевания у больных с 2 и 3 стадиями гипертонии свидетельствуют о необходимости предоставления им квалифицированной психологической помощи на протяжении стационарного и амбулаторного лечения. Реализация указанных направлений работы психолога и применение методов когнитивной, психодинамической психотерапии и релаксационных техник позволит повысить эффективность медицинского лечения гипертонии, получить экономический эффект и улучшить показатели медицинской, социальной и трудовой реабилитации больных гипертонией.

Перспективой наших дальнейших исследований является изучение психологических факторов, лежащих в основе возникновения и развития гипертонической болезни.

Список литературы:

  1. Дроздова І. В. Нозогенії при артеріальній гіпертензії: автореф. дис. на здобуття наук. ступеня док. мед. наук: спец. 19.00.04 «Медична психологія»; 14.01.11 «Кардіологія» / І. В. Дроздова ; Харківська медична академія післядипломної освіти. – Харків, 2008. – 38 с.
  2. Стратегічні шляхи розвитку психотерапії та медичної психології в Україні / Б. В. Михайлов, С. І. Табачніков, Н. О. Марута [та ін.] // Укр. мед. альманах. — 2004. — Т. 7, № 4. — С. 99 – 102.
  3. Шевченко Н. Ф. Формування особистісних реакцій на хворобу у соматично хворих / Н. Ф. Шевченко // Проблеми загальної та педагогічної психології: зб. наук. праць інституту психології ім. Г. С. Костюка АПН України. – К.: 1999. – С. 37-39.


Просмотров: 315
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психология больных гипертонической болезнью
  • Как медицинский симптом или заболевание может носить психологический характер?!
  • Экспериментальное исследование особенностей речевой деятельности у мужчин, больных шизофренией
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Что является хорошим результатом психологической работы?
  • Психолог – для больных и богатых, а психология – для бедных
  • Социальная поддержка пациентов. Роль семьи в обеспечении качества жизни психически больных
  • Личность и психосоматическое заболевание (психоаналитическая точка зрения)
  • Отношение к себе и окружающим, как фактор здоровья или болезни
  • Программа психологической реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией.
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • Примненение различных методов психотерапии у больных шизофренией с затяжной психогенией
  • Гиперопека больного – поддержка его болезни? Уход за болеющим близким человеком…
  • Мигрень как психосоматическое заболевание
  • Влияние особенностей зачатия на развитие человека и его здоровье
  • Анализ работы групповой психоаналитической терапии больных шизофренией в психиатрическом стационаре
  • Влияние особенностей течения беременности на развитие человека и его здоровье
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Коррекция созависимого состояния личности членов семьи больных химической зависимостью
  • Для чего нужен психолог и как его выбрать? Руководство при выборе психолога
  • Психосоматика - это серьёзно: о стигматизации психосоматических больных
  • Психосоматическое заболевание, замаскированное под лор-болезнь
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Когнитивное функционирование,самостигматизация у больных с депрессивном с-мом при ППЭ
  • Участие мифов и сказаний в психологической поддержке онкологических больных
  • Как выйти из больных отношений?
  • Является ли совет от психолога психологической помощью?
  • Как принять факт болезни близкого и при этом не сдаться



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь