|
Участие мифов и сказаний в психологической поддержке онкологических больныхАвтор статьи: Анисимова Татьяна Владимировна
В наши дни, читая мифы Индии, Древней Греции или легенды индейских племен, сложно обнаружить какую-либо связь между ними и происшествиями современности. Между тем, мифы не потеряли своего значения для человека в наши дни и есть серьезная причина для того, чтобы культивировать в сознании содержащиеся в них идеи и убеждения, придающие смысл жизни. Наибольшее количество информации об участии мифов и сказании в жизни человека накоплено в трудах аналитических психологов (К.Г. Юнг, Дж.Хиллман, М.-Л.фон Франц, К.П. Эстес, Дж.Ш. Болен и др.). К.Г. Юнг указывал на то, что человеческая психика, обладая своей личной историей, сохраняет много следов от предыдущих стадий своего развития, которые находят свое отражение в бесчисленных архетипических образах, мифах. Когда к ним открывается доступ сознания, разум имеет шанс найти им место в своей схеме и с помощью метафоры придать смысл происходящему, а это часто помогает выстоять в самых трудных ситуациях. В книге Дж.Ш. Болен «Старшие богини» можно найти аналогию между смертельно опасной болезнью и нисхождением души в подземный мир, владения Гадеса, то есть в индивидуальное и коллективное бессознательное. Также, согласно опыту онкопациентов, которые встречаются лицом к лицу со смертью, освобождаясь при этом от устаревших психологических защит и стереотипов, Дж.Ш. Болен пересказывает шумерский миф об Инанне, которая на пути в подземный мир проходит одни врата за другими и встречается с грозной Эрешкигаль, владычицей Нижнего мира. Вернувшись к жизни с помощью верной подруги, Инанна обретает качества самой богини смерти. Следовательно, пережив нисхождение в царство тьмы, пройдя «круги Ада», онкопациенты обретают возможность к внутренней трансформации, и если им удается вернуться в Верхний мир, то они возвращаются измененными как психологически так и духовно. Дж.Ш. Болен приводит прекрасные метафоры, которые используют онкопациенты для придания процессу диагностики и лечения экспрессии, значимости. В Индии есть храмы богини Кали, куда посвящаемый спускается и некоторое время остается там, взирая на лицо смерти, а затем возвращается наверх новым человеком. Пациентка с раком молочной железы сравнила Центр лучевой терапии с храмом Кали, где все внушало ей ужас: лысые, изувеченные люди и осознание, что она одна из них. Она решила, что ей « нужно войти туда, признать себя одной из его обитательниц, принять целительные фотоны Аполлона и выйти наружу в качестве новопосвященной в Раковый клан - в качестве исцеленной». После окончания курса пациентка отпраздновала его « как начало трансформации собственного я после успешного путешествия…» Работа К.П.Эстес «Бегущая с волками» также наполнена целительными в период жизненных невзгод и трагедий метафорами (посвящение в Клан раненных, Боевые шрамы души и др.). В книге рассматриваются аспекты бессознательного, имена которых уже несут в себе силу жить дальше (Дикая женщина, Та, кто знает, Женщина-Бабочка и др.). За время работы с онкопациентами могу отметить ряд случаев их успешного взаимодействия с пространством мифов и сказаний с участием «Бегущей с волками». На практике использовались два способа работы с книгой: осознанный выбор темы из заглавия, подходящей к актуальному психологическому состоянию, и неосознанный (случайный), который позволял проявиться иррациональной стороне психики. Использование в работе второго способа доставляло пациенткам радость, удивление от нахождения в прочитанном совпадений с их личной историей. Эмоциональные проявления часто сопровождались высказываниями, размышлениями о божественном. На мой взгляд, этот опыт может предложить онкологическим больным возможность наполнить свою жизнь нуменозным, отдать дань тем теневым аспектам, которые были не признаны в качестве сил, влияющих на течение их жизни. Эти силы, которыми наполнено пространство мифов и сказаний (архетипы Жизни-Смерти, Здоровья-Болезни и др.), позволяют принять единство кажущихся неразрешимыми противоречий, освобождая тем самым ресурс для восстановления. На мой взгляд, негласное внимание и уважение к архетипическому, божественному со стороны психолога в процессе психологического взаимодействия с онкологическими больными, может констеллировать ресурс Внутреннего целителя, который ранее был отринут под воздействием современной цивилизации. Также сознательное использование мифов и сказаний в психотерапии способствует созданию условий для возникновения ценностной реадаптации у онкопациентов.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|