Феномен профессиональной идентичности в работах отечественных и зарубежных исследователей

Идентичность – осознание личностью своей принадлежности к той или иной
социально-личностной позиции в рамках социальных ролей, а также отождест-
вление себя с гипотетическим образом, воплощающем в себе свойства, прису-
щие тем или иным социальным группам. Термин «идентичность» применяется
для обозначения многомерного процесса человеческого становления, который
может быть описан с помощью различных аспектов. В рамках психологической
науки выделяют три вида иденичности: половую, психосоциальную и социаль-
ную. В рамках нашего исследования наибольший интерес представляет именно
социальная идентичность. Одним из важнейших социальных факторов являются
профессиональные аспекты деятельности человека. Профессиональная идентич-
ность – это осознание личностью своей тождественности с профессиональной
общностью, ее оценка, психологическая значимость членства в ней, професси-
ональные чувства, своеобразная ментальность, ощущение своей профессиональ-
ной компетентности, самостоятельности и самоэффективности. Профессиональ-
ная идентичность обеспечивает профессиональную концентрацию и стойкое
профессионально-умственное положение, включающее в себя такие качества,
как сопротивляемость к изменениям и способность к ликвидации неадекватных
профессиональных стереотипов и т.д [Мещеряков Б. Зинченко В., 2004].
Целенаправленное изучение проблемы профессиональной идентичности
началось в психологии в конце XIX – нач. XX в. в рамках психотехнического
движения Основоположником научно-психологического подхода к проблемам
профессионального становления и формирования профессиональной идентич-
ности человека является Ф. Парсонс. Он сформулировал основы практической
работы по подготовке молодежи к выбору профессии.
Из отечественных работ 20—30-х годов прошлого столетия, посвящен-
ных изучению этого вопроса, наибольший интерес представляет исследование
И.С. Лапатухина, в котором рассматриваются теоретические аспекты пробле-
мы, разработана своеобразная методика изучения профессиональной осведом-
ленности, приводится фактический материал. В целом, отечественные иссле-
дования первой половины ХХ века указывают на наличие прямой связи между
особенностями представлений (адекватные, неадекватные) и характером выбо-
ра профессии (сознательный, случайный) [Шнейдер Л.Б., 2001].
Проблема самоопределения (и идентичности как ее частности) в работах
С.Л. Рубинштейна изначально представляет соотнесенность с другими субъек-
тами. С точки зрения ученого, специфика человеческого способа существова-
ния заключается в мере соотношения самоопределения и определения Другими.
Главным критерием самоопределения он считал активность жизненной пози-
ции как результат взаимодействия объективного процесса общения с Другими
и субъективного внутреннего процесса самоопределения.
Идеи самоопределения и идентичности в профессиональном контексте
развивает ряд современных отечественных исследователей. Самым известным
исследованием феномена профессиональной идентичности в нашей стране счи-
тается одноименная монография Лидии Бернгардовны Шнейдер, вышедшая в
2001 году [Шнейдер Л.Б., 2001]. Автор рассматривает феномен идентичности с
различных сторон. В целом, по ее мнению, идентичность может быть описана
как комплексная психолого-педагогическая проблема, принадлежащая соци-
ально-психологической и субъективно-психологической реальности.
Л.Б. Шнейдер выделяет конкретные стадии формирования профессиональ-
ной идентичности:

  • осознание ближних и дальних профессиональных целей;
  • усвоение знаний, осознание возможностей, приобретения опыта (идентич-
    ность выраженная, но пассивная);
  • практическая реализация выбранных профессиональных целей;
  • свободное выполнение профессиональной деятельности.

Главной движущей силой становления профессиональной идентичности явля-
ется стремление соотнести внутренний мир с внешним миром и профессиональ-
ным сообществом. Это происходит в постоянно воспроизводящейся ситуации
усложнения, множащегося разнообразия, реализуемого развитием и распростра-
нением систем информации, знания и информационных технологий. В истории
эта движущая сила реализуется через общественные и культурные тенденции.
В процессе своего развития идентичность характеризуется определенными
статусами. Критерии того или иного статуса зависят от исследовательской по-
зиции: так, Е.П.Ермолаева выводит их из выраженности связующих сил в си-
стеме «человек-профессия-общество» и описывает семь различных вариантов
соотношения таких связей, начиная от достигнутой аутентичности (полное тож-
дество субъекта, деятельности и социума) до профессионального маргинализма
(несформированного или разрушенного соответствия в этой системе связей).
К тематике и классификации статусов профессиональной идентичности об-
ращалась также А.А. Азбель. Она выделила четыре статуса профессиональной
идентичности:

  • Неопределенная профессиональная идентичность;
  • Навязанная профессиональная идентичность;
  • Мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности;
  • Сформированная профессиональная идентичность.

Следует заметить, что со второй половины ХХ века наметилась трансфор-
мация в системе формирования профессиональной идентичности человека. По
словам Н. Поляковой, техника «ворвалась в жизнь в качестве совершенно новых
возможностей для каждого человека». Все это привело к появлению различного
рода теорий «смерти труда», «смерти трудовой этики». Подобного рода теории
можно отнести к «кризисным теориям». Эти теории в своеобразном виде отраз-
или кризис профессиональной идентичности.
Одна из таких теорий была выдвинута американским исследователем Ро-
бертом Блонером. Он полагал, что современная ему технология очень неодно-
родна и в ней идет процесс структурной дифференциации. В результате своего
исследования Р. Блонер делает вывод, что различия в технологии определяют
не только природу и характер труда, они обусловливают и различные психоло-
гические реакции у рабочих. Р. Блонер предложил теорию трех типов рабочего
труда. Один из этих типов, связанный с ремесленным, ручным трудом, осно-
ван на мастерстве. Другой, появившийся в ходе развития технологий и меха-
низации, основан на ответственности рабочего. Наконец, третий тип рабочего
труда возникает в ходе автоматизации. Он создает возможность для рабочего
удовлетворять свои личные и социальные нужды, самому определять ритм ра-
боты, что совершенно невозможно при машинной технологии, а тем более при
конвейерном производстве. Наиболее ценной в концепции Р. Блонера представ-
ляются подмеченное им появление работника нового типа с зачатками новой
идентичности. Одним из существенных компонентов такой новой идентично-
сти является именно ответственность. В целом, можно заметить, что в основу
новой идентичности ложатся владение специальным знанием и умение сотруд-
ничать. Носителями новой идентичности становятся специалисты, владеющие
знанием, которое они получают в системе образования, и которые затем стано-
вятся частью техноструктуры [Патырбаева К.В., 2013].
Можно сделать вывод, что на настоящем этапе развития профессиональной
идентичности наибольшее значение тот факт, что проблема профессиональной
идентичности имеет не только личностную, но и социальную значимость, что
делает ее особенно важной в контексте профориентации и психологии труда.


Литература

    Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь / Сост. И общ.

Ред. Б.Мещеряков, В. Зинченко. –– СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 672 с.

Патырбаева К.В. Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты: коллективная монография / К.В. Патырбаева, В.В. Козлов, Е.Ю. Мазур, Г.М. Конобеев, Д.В. Мазур, К. Марицас, М.И. Патырбаева; науч. ред. К.В. Патырбаева; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. – Пермь, 2012. – 250 с.

    Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: Монография. – М.: МОСУ, 2001. – 272 с.


Просмотров: 531
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стадии формирования профессиональной идентичности психотерапевта
  • 6 стадий развития профессиональной идентичности психотерапевта
  • Проблемы профессиональной идентичности подростка
  • «Потерянные в переводе»: о профессиональной идентичности специалистов помогающих профессий
  • Кризис личностной идентичности на этапе самоопределения и профориентации
  • "У меня растут года, будет и 17...", или О профессиональной идентичности в эпоху постмодерна
  • Смысл профессиональной этики практического психолога, как профессиональная ответственность
  • Право и выбор быть Мужчиной. Психологические аспекты развития мужской идентичности.
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Начинающему терапевту: признание и профессиональная идентичность.
  • Обесценивание своей профессиональной деятельности
  • Движущая сила профессиональной деятельности сотрудников: внутренняя и внешняя мотивация
  • Особенности развития Я-концепции и гендерной идентичности.
  • Мобильность в контексте профессиональной деятельности
  • Клинические аспекты идентичности
  • «Яблоко не от яблони» или формирования гомосексуальной идентичности
  • Мастер-класс «Целостность и Ответственность в профессиональной деятельности »)
  • Вопросы Идентичности и Развития
  • Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьях
  • Состояние потери себя или кризис идентичности.
  • Женственность. Актуальная проблема женской идентичности.
  • О принятии своей сексуальной идентичности
  • Личность в профессиональной деятельности.
  • Мотивация профессиональной деятельности
  • Смена профессиональной деятельности
  • Про начало профессиональной деятельности
  • Гештальт – консультирование как средство развития идентичности.
  • Формирование идентичности психолога аналитика в условиях профессиональных сообществ.
  • Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности.
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь