Клинические аспекты идентичности

Автор статьи: Геннадий Малейчук

Малейчук Геннадий Иванович

Кто Я, какой Я? Когда человек задает себе этот вопрос, это говорит о том, что он задумывается над своей идентичностью. В психологии существует целый ряд синонимичных понятий, обозначающий данный феномен – идентичность, Я-концепция, образ Я, персона. В самом общем определении идентичность рассматривается как совокупность представлений человека о своем Я.

Первоначально данный феномен привлек интерес философов. Его истоки обнаруживаются в философских трудах Сократа, Платона, Протагора, И.Канта, И.Фихте, Г.Гегеля, Л.Фейербаха, Ф.Достоевского, П.Флоренского, С.Кьеркегора, М.Хайдеггера, М.Шелера, А.Шопенгауэра, П.Рикера, М.Фуко, В.Библера, М.Бахтина, А.Лосева, М. Мамардашвили.

Проблема идентификации "Я" решалась в западной психологии А.Адлером, У.Джеймсом, 3.Фрейдом, К.Юнгом, К.Хорни, Ю.Хабермасом, М.Хайдеггером, А.Фрейд, Э.Эриксоном, в отечественной – М.М.Бахтиным, В.В.Абраменковой, И.С.Коном, В.С.Мухиной. 

Рядом исследователей отмечалось важность для формирования идентичности социальной среды, другого человека. Так, в философии, на важность Другого указывали М.Бубер (Я-Ты отношения), М.Бахтин (диалог). В психологии об этом писали К.Левин (идея поля), Л.Выготский (идея культурно-исторической среды). Общей для вышеназванных исследователей явилась идея о том, что для Я необходим Другой, не-Я, что Я существует только в социальном контексте.

Следовательно, при определении идентичности необходимо говорить также о Другом, как об условии возникновения и существования идентичности. Особенно ярко идея необходимости Другого для формирования Я получила распространение в психоанализе в теории объектных отношений. Согласно теоретикам данного направления (М.Кляйн, Р.Фэйрберн, Д.Винникот, Г.Гантрип, М.Балинт), в процессе взаимодействия, значимые в жизни человека внешние объекты интроецируются в объекты внутренние и становятся структурными частями Я. Внутренний объект представляет собой фрагмент психической структуры, возникающий из опыта, полученного индивидом в первые годы его жизни в отношениях со значимыми взрослыми. [6] В гештальт подходе даже выделена отдельная структурно-функциональная часть – Персона, в которой сосредоточены все представления человека о своем Я, мире, других людях.

Онтогенетически первыми объектами для Я становятся значимые другие – в первую очередь мать. Мать выступает в роли посредника между ребенком и миром, декодируя, расшифровывая, с одной стороны сигналы, поступающие к ребенку от среды, с другой – сигналы идущие от его Я, его собственные потребности. Посредством такого взаимодействия ребенок выделяет себя из симбиотического (психосоматического) единства с матерью и у него начинают формироваться границы его Я, первоначально соматические, а в последствии и психические. Из всего информационного потока, идущего от внешнего и внутреннего мира у ребенка начинает вырисовываться некоторая конфигурация его Я, образ Я, представляющая основу для его идентичности. Параллельно формированию образа Я идет формирование образа Другого - обобщенного образа человека. Таким образом, другой человек становится условием формирования Я-идентичности и является ее составной частью. Вместе с тем, другой человек становится источником всех проблем с идентичностью. Когда мы сталкиваемся с проблемами в идентичности, то, как правило, выходим на самых близких людей – маму, папу, бабушку, дедушку…

Идентичность как динамическое свойство личности можно рассматривать как структуру и как функцию, как процесс и как результат Структурно-динамический анализ идентичности предполагает выделение структурных компонентов и сложно интегрированных связей между ними. Структурность и целостность, динамичность и статичность – таковы диалектические свойства идентичности. Только наличие одного и другого дает возможность говорить о существовании подлинной идентичности [3]. 

В структуре идентичности можно выделить следующие компоненты: Я-концепция или образ Я, концепция Другого, или образ Другого. Я-концепция – это система представлений личности о своем Я и отношений к нему. Концепция Другого – система представлений личности о не-Я, Другом и отношений к нему [3].

Схожую картину структуры идентичности предлагает О. Кернберг. Используя термин «репрезентация», он сформулировал положение о трех структурных элементах Эго:

• Я-репрезентация или образ Я, Я-концепция;

• Объект-репрезентация, концепция Другого;

• Особое аффективное Эго-состояние, отражающее особенности отношений Я – Другой [1,5].

Самопрезентация, или Я-репрезентация (по Кернбергу) понятие, обозначающее различные способы, с помощью которых индивид символизирует переживаемый им (сознательно либо бессознательно) образ себя и связанные с этим эмоции [1].

Объект-репрезентация – объединяет способы, с помощью которых индивид символизирует переживаемый им образ значимого Другого;

Эго-состояние – понятие, отражающее функциональные отношения между Я и объектом и связанные с ними эмоции. Композиция этих аффективных Эго-состояний (по Кернбергу) определяет центральное чувство идентичности [1].

Идентичность не раз навсегда установившаяся структура. Если это так, то мы имеем дело с патологией идентичности. В норме, идентичность – динамическое функциональное образование, постоянно изменяющееся. Динамичность предполагает возможность изменяться, развиваться. С другой стороны (как ни парадоксально), еще одним условием здоровой идентичности является стабильность. Стабильность дает ощущение устойчивости Я во времени. И это одно из условий здоровой идентичности – баланс динамичности - статичности. Динамичность-статичность являются биполярными модальностями идентичности.

Другим условием здоровой идентичности являются континуальные модальности: дифференцированность – диффузность и фрагментарность – целостность. Высокая степень дифференцированности предполагает осознавание и выделение многих сторон или качеств своего Я (мужчина, профессионал, умный, упорный и т.д.). Низкая степень дифференцированности – полюс диффузности. Недифференцированная Я-концепция на когнитивном уровне будет проявляться в том, что знания человека о себе будут фрагментарны, отрывочны, противоречивы. Целостность означает переживание внутреннего единства, несмотря на кажущуюся разнородность качеств Я. Фрагментарность предполагает существование в Я отдельных несинтегрированных его аспектов.

В норме мы можем предположить баланс динамичности-статичности, а также высокий уровень дифференцированности и целостности. Представление о другом человеке также будут иметь те же модальности. В норме, образ Другого также предполагает качества дифференцированности и целостности, при балансе динамичности и статичности. Недифференцированная концепция Другого означает, что представления о Другом будут отрывочными, оценка же других будет строиться по полярному типу «хороший – плохой», «свой – чужой» и т.д. 

Человек со здоровой идентичностью находится в динамическом контакте с собой и с другим, способен творчески приспосабливаться к меняющимся ситуациям.

Представим схематично континуум Я-концепции и концепции Другого.

Континуум Я-концепции

Дифференцированность Я-концепции

Диффузность Я-концепции

Целостность Я-концепции

Фрагментированность Я-концепции

Статичность Я-концепции Динамичность Я-концепции

Континуум концепции Другого

Дифференцированность концепции Другого Диффузность концепции Другого

Целостность концепции Другого

Фрагментированность концепции Другого

Статичность концепции Другого Динамичность концепции Другого

Патология идентичности возникают в случае нарушения баланса модальностей динамичности-статичности, либо низкой степени дифференцированности т.е. диффузности и низкой степени целостности, т.е. фрагментарности. Образ Я становится либо чрезмерно изменчивым, либо статичным, диффузным, либо фрагментарным. Представим возможные варианты нарушенной идентичности.

1. Диффузная идентичность. Диффузия (согласно толковому словарю русского языка С.Ожегова) [4] – взаимное проникновение частиц одного вещества в другое при их соприкосновении. Образ Я и образ Другого при таком варианте нарушения идентичности неструктурированный, размытый. Человек плохо представляет и осознает кто он такой, какой он. Клиенты с диффузной идентичностью затрудняются говорить о качествах своего я и других людей, дают им очень размытые характеристики. И в реальных отношениях границы между Я и Другим размыты. Примером из литературного произведения является персонаж одноименной сказки Аленушка. Содержание ее идентичности определяется ситуацией ее взаимодействия с другим персонажем сказки – Иванушкой. То она выступает как заботливая мать, когда после смерти родителей должна заботится о маленьком братце, то как жена, уговаривающая своего мужа не пить, то как сестра, спасающае его от злой ведьмы. В клинике примерами диффузной идентичности выступают истерические личности, неустойчивые личности. У лиц с диффузной идентичностью, как правило, заблокирована агрессия, преобладающей эмоцией является обида.

2. Ригидная идентичность. При таком варианте нарушения идентичности происходит нарушение баланса динамичности – статичности в сторону статичности. Динамичный – пребывающий в действии, движении, развитии. Статичный – такой в котором нет движения, действия.

Образ Я такого человека является чрезмерно статичным. Как правило, такие люди идентифицируют себя с какими-то социальными ролями, которые становятся гипертрофированными, замещают собой все Я. Особенно важным для них становится следование неким правилам, принципам. Для таких людей характерно эмоциональное опустошение. Типичным примером этого варианта идентичности является главный герой фильма «Профессионал», сыгранный Бельмондо. Профессиональный аспект идентичности стал основным для Я главного героя, и он оказался неспособным к творческой адаптации, что в итоге стоило ему жизни. Другим художественным примером является капитан Форестьер, герой одной из новелл С.Моэма, считавший себя джентльменом и организовавшим свою жизнь согласно принципам кодекса джентльмена, что также в итоге привело его к смерти. В жизни таких людей можно описать как фанатиков. В клинике это параноидные и эпилептоидные личности.

Одним из видов ригидной идентичности является интроективная (преждевременная) идентичность. Люди с интроективной идентичностью преждевременно (неосознанно) сформировали свою идентичность «наглотавшись» интроектов не ассимилировав их. При формировании такого варианта идентичности особенно велика роль значимых других, выступающих авторитетами для человека. Они решают за человека как ему жить, с кем жить, кем быть, что одевать и т.д. Люди с интроективной идентичностью опутаны долженствованиями. Как правило, человеку необходимо много мужества, для того чтобы прорваться через толщу интроектов к собственному Я. В клинике примером интроективной идентичности является неврозы. Другой, его желания и потребности заменяют желания и потребности Я. Я в данном случае это Другие, не Я. Ведущими переживаниями для таких людей становятся вина, стыд, предательство в случае нарушения запретов. 

3. Ситуативная идентичность. Ситуативный – относящийся к отдельной ситуации, ограниченный определенными условиями. Такой вариант идентичности определяется чрезмерной динамичностью и в силу этого нестабильностью образа Я и образа Другого. Люди с ситуативной идентичностью отличаются неустойчивостью образа Я, их идентичность определяется ситуацией, людьми с которыми они встречаются. Другой становится условием его существования. Такой человек впадает в слияние, созависимые отношения. Среда полностью определяет человека. В патологических случаях мы имеем дело с отсутствием Я. Художественным примером такого варианта идентичности является чеховская Душечка, чудесным образом менявшаяся в зависимости от тех людей, с которыми она жила. У нее отсутствовали собственные мысли, чувства, желания. Она мыслила чужими мыслями, чувствовала чужие чувства, желала чужие желания. В клинике таких личностей называют созависимыми.

4. Фрагментарная идентичность. Фрагментарный – отрывочный, неполный. Целостный – обладающий внутренним единством.

При таком варианте нарушения идентичности образ Я оказывается разорванным, несынтегрированным. В человеке существует набор идентификаций находящихся вне системы, целостности. Отдельные идентичности (субличности) живут своей жизнью. Ярким художественным примером такого варианта идентичности является «двойник» Ф.Достоевского. Клиническим примером такого нарушения идентичности является расстройство множественной личности, диссоциированные расстройства.

Кроме вариантов нарушения идентичности можно выделить также ее уровни. Уровень нарушения идентичности будет определяться наличием в идентичности степени дифференцированности, целостности и сбалансированности Я - концепции и концепции Другого. В норме в структуре идентичности будет представлена как Я-концепция, так и концепция Другого. В случае невротического уровня организации личности в идентичности будет доминировать концепция Другого вплоть до полного отсутствия Я-концепции в тяжелых случаях. При пограничном уровне организации личности в структуре идентичности концепция Другого будет слабо представлена вплоть до полного ее отсутствия. При психотическом уровне организации личности как Я-концепция, так и концепция Другого будут на низком уровне развития, вплоть до полного отсутствия в состоянии психотического эпизода.

Поскольку идентичность является интегральным критерием психического здоровья, то можно предположить, что континуум здоровье – болезнь будет определяться континуумом идентичности: от высокого уровня развития идентичности до низкого, вплоть до отчуждения от Я.

Качественные содержательные особенности идентичности клиента можно определить уже в ситуации первичного интервью с ним, задав ему вопросы о нем самом и о других людях в его жизни. Полученные таким образом представления о Я и Других являются диагностически значимыми для определения уровней и вариантов идентичности.

Для уровня нормы психического здорового представления человека о себе будут:

1. Дифференцированными и целостными. (Первое диалектическое противоречие) («Я разный, я и такой и такой, но все это Я. Я принимаю себя всякого»). У Е.Евтушенко есть стихотворение, в котором, на наш взгляд, очень точно отражается феноменология зрелой идентичности здоровой личности: «Я разный, я натруженный и праздный. Я целее - и нецелесообразный. Я весь несовместимый, неудобный. Застенчивый и наглый, злой и добрый…»;

2. Стабильными и гибкими. (Второе диалектическое противоречие). (Я такой, какой Я есть, я знаю, кто Я и какой Я, но Я могу меняться, избирательно перестраивать себя»).

Схожие представления будут наблюдаться и в отношении Другого человека (обобщенного образа Другого).

Для невротически организованной личности будут свойственны неполные, диффузные представления о своем Я. В целом, будет наблюдаться тенденция к полюсным представлениям о качествах Я. «Я хороший, Я плохой и т.д.». Представления о себе у такого человека будет перегружено множеством интроектов. Ввиду неспособности допускать существование в образе Я противоречивых представлений о себе, Я становится ригидным, теряет способность избирательно реагировать на изменения среды, то есть способность к творческой адаптации.

Концепция Я будет характеризоваться диссоциативностью, в силу чего некоторые аспекты о качествах Я будут неосознанны и не интегрированы в целостное представление о Я. Поведение такого человека будет однообразным, стереотипным. Принятие Я будет находиться в прямой зависимости от мнений других людей, значимых для Я. Самооценка, в силу этого, будет неустойчивой, ситуативной.

Представления о Другом человеке будут характеризоваться схожими тенденциями. Образ Другого будет неустойчивым, ситуативным, либо, наоборот, очень ригидным. В восприятии Другого будут преобладать проекции. Соответственно и отношения с другими людьми будут строиться стереотипно.

Для личности с пограничной организацией также будет свойственна полюсная картина своего Я, как и у невротика. Но в отличие от невротика она будет характеризоваться большей стабильностью, ригидностью, представления же о своем Я будут более отрывочные, фрагментарные, диссоциированные. 

Концепция Другого будет не сформирована. Концепция Я и концепция Другого не интегрированы, подвержены расщеплению по биполярному принципу – хороший – плохой, умный – глупый, добрый – злой и др.

Таким образом, уровень идентичности и содержание ее структурных компонентов – Я-концепции и концепции Другого могут выступать как адекватные критерии уровня психической патологии и могут выступать в качестве первичной диагностики в психотерапевтической практике.

Литература

1. Кернберг, О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

2. Макс-Вильямс, Н.. Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

3. Малейчук, Г.И. Идентичность ранней юности. Клинико-феноменологический подход: Монография.- Брест: Бр.ГУ им. А.С. Пушкина, 2001.

4. Ожегова, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка М. 2001

5. Толпина, И.А. Психодинамический анализ идентичности./ МПЖ №1, 2004.

6. Шарф, Д.С., Шарф, Д.Э. Основы теории объектных отношений. М. «Когито-Центр», 2009.



Просмотров: 507
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности развития Я-концепции и гендерной идентичности.
  • Качество идентичности как критерий психического здоровья личности
  • Гендерные особенности религиозной идентичности личности.
  • Как понять: кто я? Формирование эго-идентичности.
  • "У меня растут года, будет и 17...", или О профессиональной идентичности в эпоху постмодерна
  • Методика для определения социокультурной идентичности (ОСКИ).
  • Кризисы жизни как условия изменения Я - идентичности
  • Отцы и дети: влияние значимых других на развитие идентичности
  • Гештальт – консультирование как средство развития идентичности.
  • Состояние потери себя или кризис идентичности.
  • Синдром диффузной идентичности.
  • Влияние неполной семьи на формирование идентичности образа будущего партнера (у девушек)
  • Вымышленный персонаж, как средство обретения целостной идентичности
  • Текст как средство исследования идентичности
  • Капитал идентичности, как метод самореализации
  • Психотерапия как процесс смены идентичности, или не бойтесь сбрасывать старую кожу
  • «Яблоко не от яблони» или формирования гомосексуальной идентичности
  • Формирование подростковой идентичности в зеркале отношений.
  • Феномен профессиональной идентичности в работах отечественных и зарубежных исследователей
  • Как сделать кота из собаки. Проблемы построения идентичности
  • Склонность к фанатизму как попытка решения конфликта идентичности
  • Вопросы Идентичности и Развития
  • Кризис идентичности. Что происходит с ребенком ближе к трём годам?
  • Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьях
  • Стадии формирования профессиональной идентичности психотерапевта
  • Размышления об идентичности или почему чужие советы не помогают
  • Кто я? Формирование подростковой идентичности
  • Кризис женской идентичности. Тень и Персона.
  • Что делать если у вашего ребенка проблемы с формированием половой идентичности?
  • Кто я? Поиск идентичности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь