|
Диссоциативное расстройство идентичности (ДРИ) в практике психологаАвтор статьи: Мосин Алексей Викторович
О феномене диссоциации и его видах и проявлениях можно посмотреть здесь: https://www.psyoffice.ru/article/93677/ Определение. ДРИ является крайним случаем диссоциативной патологии (на диссоциативном континууме), включающим все главные черты других основных диссоциативных расстройств. ДРИ характеризуется наличием двух и более сепаратных личностей или Эго-состояний, которые попеременно захватывают контроль над поведением с амнезированием большого количества информации, что трудно списать на забывчивость. Соотношение мужчин и женщин с ДРИ по разным данным от 1:5 до 1:9. Средний возраст установления диагноза ДРИ – 28,5 лет (из-за трудностей распознавания и диагностики). Распространенность колеблется по разным данным от 0 до 2,3% общей популяции (на материале 33 выборок в разных странах мира, 1989-2006). К 1985 году было зарегистрировано и описано около 100 случаев ДРИ. В последние годы количество зарегистрированных больных невероятно возросло. Столь резкое повышение распространенности ДРИ пока не получило исчерпывающего объяснения. Многие исследователи связывают это с большим количеством военных действий, техногенных катастроф, природных катаклизмов и ростом преступности. Диагностические критерии. Критерии по DSM-V:
В МКБ-10 «Расстройство множественной личности» кодируется кодом F44.81 и относится к группе «Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства». «Выделяются следующие критерии:
В МКБ-11 (бета-версия) Диссоциативное расстройство идентичности выделено в самостоятельное расстройство группы «Диссоциативные расстройства» под кодом 7В35. Клинические проявления. В клинической картине ДРИ встречаются симптомы и психогенной амнезии, и эпизоды фуги, и состояния глубокой деперсонализации. Факт существования альтер-личностей ставит под сомнение фундаментальные представления о единстве личности и сознания. Поэтому в случае ДРИ говорят о системе идентичностей. Каждая такая система отличается собственными эмоциональными и когнитивными процессами, что воплощает в себе самостоятельные сущности, которые обладают сравнительно устойчивыми характеристиками. Исходную личность называют личностью-хозяином. В теории структурной диссоциации в таком случае говорят о «внешне нормальной личности» (ВНЛ). Число альтернативных идентичностей при ДРИ варьирует, в некоторых случаях их количество достигает 45-50. Качество существования таких идентичностей значительно варьирует от прочного, устойчивого и сложно организованного до фрагментарного, аморфного и скоротечного; отдельная идентичность может, например, никогда не «всплывать» и только упоминается другими альтернативными личностями. Альтернативные идентичности могут знать друг друга или отрицать существование друг друга, могут иметь разный пол, национальность, имидж, стиль, голос и т.д. Эго-состояния имеют разные функции. Переключения между личностями происходит через: моргание или закатывание глаз; судороги или дрожь; транзиторные лицевые подергивания или гримасы; быстрые трепетания глаз (нистагм). Если доминирует одна личность, но периодически вторгаются другие личностные состояния со своей системой ценностей и картиной мира, то говорят о «Комплексном диссоциативном расстройстве вторжения». Множественная личность – это хроническое расстройство, у которого нет определенных временных границ, и которое может длиться всю жизнь, при этом конкретные проявления этого расстройства в той или иной степени зависят от продолжительности заболевания и индивидуальных особенностей больного. Диагностика: трудности и особенности. Диагностика ДРИ представляет весьма трудную задачу, так как клинические проявления довольно замаскированы и полимодальны. Выше мы рассмотрели «букет» расстройств, сопровождающих ДРИ, и «вычленить» из него ДРИ довольно не просто. Дополнительные индикаторы ДРИ (маркеры), которые может наблюдать врач во время наблюдения больного:
Один из исследователей ДРИ Росс выделяет так называемую «Триаду диссоциативности», которая включает:
Еще одна трудность в диагностике ДРИ – это факт того, что разные личностные состояния (альтер-личности) могут иметь «свои» психические расстройства (у одной субличности – паническое расстройство, у другой – депрессия и т.д.). Это вызвано тем, что травма, способствовавшая диссоциации единой личности на личностные состояния, несет свой отпечаток на каждой субличности. Поэтому, в зависимости от того, какая альтер-личность пришла на прием, такое расстройство и диагностируется. По данным «Института психического здоровья» было установлено, что в среднем требуется 6-8 лет для «обнаружения» ДРИ, начиная с момента первичного обращения пациента к врачу. Инструментальная диагностика.
Коморбидность. У лиц с ДРИ, помимо специфичных для этого расстройства симптомов, встречается большинство симптомов, присутствующих в клинической картине других психиатрических расстройств. Также, специфика диссоциации и наличие травмы в основе, «подталкивает» на «близкие» психические расстройства. В анамнезе лиц с ДРИ присутствует чрезвычайное разнообразие психиатрических, неврологических и общемедицинских диагнозов (Патнэм), которые могут послужить сигналом возможности ДРИ.
Этиология. Самым вероятным в развитии ДРИ, по мнению авторитетных исследователей данного феномена (Патнэм, Росс, Шульц и др.), является наличие насильственной травмы (сексуальное насилие) в анамнезе или факт пренебрежения родителями или значимым окружением. Существует достаточное количество фактов, свидетельствующих о том, что ДРИ – разновидность ПТСР. Нетрудно представить механизм, посредством которого система идентичностей в виде диссоциированных субсистем, могут выполнять важные адаптивные и копинговые функции индивида, которого жестоко и неоднократно травмировали в детские годы, испытавшего сексуальное насилие, особенно в случае инцеста. Терапия ДРИ. Главной задачей при терапии ДРИ является интеграция (объединение ранее обособленных альтернативных личностей и их слияние с личностью-хозяином) с целью исчезновения альтернативных идентичностей или существенным ослаблением их власти. Клафт предлагает трехэтапную модель терапии ДРИ:
Фрэнк Патнэм в своей книге «Диагностика и лечение расстройства множественной личности» придерживается аналогичной модели и выделяет следующие техники при работе с ДРИ:
1. Карсон Р, Батчер Дж., Менека С., Анормальная психология. – СПб.: Питер, 2004. – 1167 с. – (Серия «Мастера психологии») 2. Патнэм В. Фрэнк. Диагностика и лечение расстройства множественной личности. – М.: «Когито-центр», 2004. – 440 с. - (Клиническая психология) 3. Ван дер Харт О., Нейенхэюс Э.Р.С., Стил К. призраки прошлого: структурная диссоциация и терапия последствий хронической психической травмы. – М.: «Когито-центр», 2016. – 496 с. - (Клиническая психология) 4. Чуркин А.А., Мартюшов А.Н. Практическое руководство по применению МКБ-10 в психиатрии и наркологии. М.: Мега-Про, 2010 – 132 с. 5. Diagnostic and statistical manual of mental disorders : DSM-5. — 5th ed. Получить консультацию можно обратившись: По тлф. 8-923-146-08-18 Skype: Alexey Mossin e-mail: [email protected] Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|