Консультирование: <<Типология личности / личностей / в бизнесе>>

Основываясь на теориях личности классической психологической науки вряд ли можно выделить какой-то один тип личности, к которому принадлежат успешные бизнесмены / и бизнесмены вообще/.

 Классические базовые теории личности говорят нам о структуре личности с т.зр. какого-то направления или автора, и по ним мы можем изучать различные фрагменты, составляющие личности и их сочетание. (см. Приложение 1 «Основания Типологий личности »).

 В настоящее время существует более 150 определений понятия «личность» и, соответственно, столько же типологий / структур личности. Число этих определений неуклонно растёт (научные исследования уточняют понятие, расширяют его, добавляют какие-то аспекты изучения и т.д.)

 Таким образом, Типология личности / личностей/ в бизнесе – это скорее Персонология - феноменологическое исследование успешных в этой сфере людей (персон).

 Крупные бизнесмены,  руководители сочетают в себе редкие качества, имеют уникальный жизненный путь, по сути своей неповторимый.

 Однако существует большое количество практических школ и курсов, а также письменных трудов на тему "как развить те или иные качества, которые будут способствовать успешности в бизнесе".

 Каждый из авторов на основании своего мировоззрения, практического личного опыта, совокупности исследований и пр. выделяет какие-то базовые черты личности, которые присущи успешным бизнесменам.

 Есть и авторские автобиографичные труды крупных бизнесменов[1], в которых они делятся накопленным опытом и рецептами успеха.

 Также существуют противоположные подходы, которые говорят о невозможности быть успешным в бизнесе при наличии каких-то нерешенных личностных проблем / задач.

  Можно выделить основные группы  личностных особенностей, которые должны быть хорошо развиты у бизнесменов: 

  • Интеллект, включая совокупные умственные способности и способность обрабатывать информацию / в наст вр. также включая «социальный интеллект»/
  • Эмоционально-волевой компонент - способность концентрировать волю в нужные периоды по значимым целям и контролировать эмоции;
  • Коммуникативные навыки - способность устанавливать контакт, вести переговоры; понимать собеседника - в т.ч. его ведущие мотивы и текущее состояние для успешного контакта / в наст.вр. также возросло внимание к совокупности личностных свойств объединенных под названием "эмоциональный интеллект"/.

 

Однако все эти качества также есть у ученых, политиков, спортсменов и у успешных представителей многих других профессий.

 Тогда можно предположить, что большое значение имеет направленность личности  на ведение и развитие именно предпринимательской деятельности,
наличие устойчивых ведущих мотивов в этой сфере,
желание и потребность постоянно увеличивать успешность в этой сфере (рост объемов), и способность удерживать управление (лидерские качества).

 Если исходить из категорий психологии управления, то можно сказать, что предприниматель, который становится успешным бизнесменом - это человек, у которого в равной степени хорошо развиты способности к управлению (менеджмент, планирование, прогнозирование, управление персоналом), предпринимательские способности - желание постоянно создавать новые процессы, способность к риску, нестандартное мышление в решении задач (поскольку известно, что в бизнесе необходимо постоянно искать новые способы реализации уже существующих и новых нетривиальных задач; способность видеть новые пути и "перегнать не догоняя").

 

Вместе с тем, бизнес, как предмет деятельности, отличается от предпринимательства – он шире, характеризуется бОльшей стабильностью и объемами – поэтому здесь также возникает необходимость оперировать большими объемами информации, прогнозировать в условиях неопределённости, учитывая возможные варианты развития сложноорганизованных саморазвивающихся систем, таких как государство и общество (в т.ч. экономические процессы, роли и интересы ведущих игроков рынка и политиков, и пр.).

Всё это невозможно учитывать и знать, не имея высокого уровня мотивации достижений и постоянно расширяющегося горизонта планирования.

 Управление в бизнесе существенно отличается от управления в политике - хотя бы по таким основным характеристикам, как ведущие мотивы персон, участвующих в процессе.

В политике очень много значат текущие цели, они достигаются в основном за счет коммуникативных способностей / включая манипуляции/. Мотив самопрезентации и желание быть на виду - должен быть очень выражен. Основной актив – информация, связи, отношения. Тогда как желание управлять материальными активами / материальными объектами/ может быть выражено значительно скромнее.

 Для бизнесменов, которые идут "на длинную" очень важны такие качества как стабильность мотивации, способность быть устойчивым в своих решениях (иначе потеря мотивации к ведению бизнеса повлечет за собой его потерю).

Для политиков это не так важно. Активы и ресурсы, которыми они управляют, по факту им не принадлежат, и они могут менять свою стратегическую направленность, сохраняя ресурс контроля.

 

Таким образом, при анализе личности с т.зр. прогноза её успешности в бизнесе необходимо опираться на факты по предыдущему жизненному опыту,  
в том числе:

  • какие объекты в управлении уже были, размеры этих объектов, способность оперировать ими,
  • что и как удавалось решить нестандартными способами,
  • соотношение мотивации достижения и избегания неудач должно быть в пользу достижений,
  • факты биографии, показывающие способность быть лидером - держать цель, вести людей за собой.
  • Макросозидательная направленность - польза людям, создание благ, необходимых многим (основание для роста спроса).
  • Надситуативная активность, а также про-активность.
  • Также очень важен фактор способности управлять собственностью и доверять её в управление / выбор доверенных лиц и делегирование полномочий в т.ч./.

 

  • С т.зр. развития личности можно сказать, что это, безусловно, достаточно зрелые люди (здесь необходимо рассмотреть этапы формирования личности - как они проходили и какие важные события были на этих этапах, кто был референтной группой и фигурой для подражания на каждом из этапов; какая степень свободы была по принятию решений, какие внешние условия - что благоприятствовало, а что было против, - и как в этих условиях поступил человек).
  • Для многих людей с лидерскими качествами характерно наличие амбивалентных мотивов / разнонаправленных/, необходимость лавировать в конфликте личных интересов.
  • Также важное качество - способность действовать в настоящем. Это «качество Мага». Связано в целом с возможностью к управлению событиями / материей/ в режиме реального времени.

  

С т.зр. успешности в определённом виде деятельности – в бизнесе / предпринимательстве / управлении, сейчас принято выделять определённые «skills» / умения, навыки и степень их «прокачки»/.

   «Существует два типа навыков: hard и soft skills.

     Hard skills — это все навыки, которые связаны непосредственно с ремеслом и той деятельностью, которой занимается человек.

     Soft skills связаны не с ремеслом, а с коммуникациями и навыками, необходимыми для успешной работы в своей сфере, команде, в коллективе — с другими людьми. Самый широкий блок soft skills — это коммуникативные навыки. Общекоммуникативные навыки, которые необходимы всем, — это умение вести беседу, аргументировать свою позицию, выстраивать контраргументацию, задавать правильные вопросы, давать обратную связь и так далее.

Но есть и более узконаправленные коммуникативные навыки — например, коммуникации в продажах, управлении, умение вести переговоры.

Существует также большой блок других soft skills различной направленности: навыки управления временем, управления личными финансами, работы с информацией, целеполаганием и так далее.»

 

Ведущие бизнес-тренеры, создавшие свои концепции на основе многолетнего практического опыта, выделяют различные факторы успеха личности в бизнесе:

Тарасов В.К. – социальный технолог, директор Таллиннской школы менеджеров. Полагает, что успешность человека определяется способностью принимать на себя как можно большее число ролей. Далее – уметь структурировать ситуацию при помощи «ролей» и соответствующих им «интересов».

В бизнесе выделяет в качестве  основных роли

  • «доверяющего собственность / собственника»,
  • «переговорщика / отправляющего на переговоры»,
  • «работодателя / нанимающегося на работу».

Для тренировки этих социальных ролей Тарасовым В.К. разработана модель тренинга «Управленческие поединки» и «Бизнес-лагерь», в которых приняли участие уже несколько десятков тысяч человек менеджеров высшего и среднего звена в России и за рубежом.

 

Аксеновская Л.Н. в своих работах, опирающихся на более чем 15-летний  опыт организационного консультирования, выделяет в качестве основных для анализа личности Лидера-руководителя следующие базовые составляющие:

  • Внимание
  • Воля
  • Вера
  • вИдение

Для прогноза успешности исследуется их выраженность, направленность, степень развития и пр.характеристики.

  ----------------------------------

Для типизации личностей в бизнесе с т.зр. формирования команд, управления и подбора кадров  наиболее популярна сейчас типология Ицхака Адизеса  - см. "Менеджерские стили (код PAEI)" 

  --------------------------------------------------------

 Классификацию, которая наиболее удобна для цели «получить типы личности» иногда называют классификацией акцентуации характера.

Изначально она была предложена Леонгардом, после — Личко.

Далее в различных модификациях описана у А.П. Егидеса, В.В. Пономаренко, Н.И. Козлова, Е.А. Некрасовой и т.д.   (см.: Тест Леонгарда » Опросник Шмишека  )

 В качестве базы сейчас часто используется идея В.Пономаренко о существовании так называемых радикалов, при котором в одном человеке может смешиваться несколько радикалов. То есть человек может быть и шизоидом, и истероидом одновременно. По опыту, подобная концепция более практична. Сама идея классификации очень логична: взять «патологические состояния» человека и уменьшить их знак.

 Чтобы не путать психотипы, радикалы, психологические типы - это все будем использовать как синонимы (разница есть, но для наших целей она будет незаметна).

 В классификации выделяют  следующие [2]:

  • Истероид
  • Эпилептоид
  • Параноид
  • Эмотив
  • Шизоид
  • Гипертим

 Многие авторы отмечают, что большинство крупных бизнесменов и предпринимателей, как правило, имеют выраженные черты по  типу "гипертим".

Одна из удивительных способностей гипертима — это его контактность.

Он легко входит в контакт практически с любым человеком и не унывает при неудачах.

 --------------------------------------------------------

 Для прогноза  межличностного взаимодействия можно использовать также Оргкультурный подход, в котором эффективность работы человека в конкретном бизнесе определяется с позиции его принадлежности к определённому типу организационной культуры.

Так, считается, что представители одной профессии с разных континентов более похожи друг на друга, чем жители одного региона, но работающие в разных сферах.

Вопросам систематизации организационных культур по каким- либо признакам и проведению на основе этого их типологизации посвящено достаточно большое количество работ.

Основу типологии Р.Рюттингера составляют разработки Т. Дила и А. Кеннеди, предложивших увязать орг. культуру компании со спецификой вида деятельности.

Факторами, на основе которых Р. Рюттингер разделяет орг. культуры предприятия, являются степень риска и скорость обратной связи с внешней средой, рынком.

Предприятия разных отраслевых культур предъявляют к работникам разные требования [3]:

Культура торговли

 Спекулятивная культура
(культура выгодных сделок)

Административная культура

 Инвестиционная культура

 

Здесь интересны жесткая увязка культуры фирмы и требований к работникам, констатация влияния культуры организации на воспитание работников, некоторое сходство терминов, используемых для описания культуры организации, с терминами, используемыми при описании поведения человека.

 В оргкультурном подходе одним из главных является метод наблюдения, опроса / интервью/, анализ традиций и других оргкультурных элементов.

 --------------------------------------------- 

В настоящее время для анализа личностных особенностей менеджеров в сочетании с их эффективностью создают «Ассессмент центры» – специально организованная процедура оценки деловых качеств, навыков и знаний, чаще всего объединяемые понятием компетенция

Ассессмент центр  включает в себя различные методы оценки (деловые игры, тесты и интервью), позволяющие увидеть проявления компетенции в каком-либо вопросе.

Методы подбираются под конкретные задачи.

 Трудоёмкость проведения высокая, поэтому прежде чем начать, нужно всесторонне оценивать целесообразность проведения этой процедуры.

Достаточно часто процедура оценки имеет своей целью не только проверить, но и сформировать определённую направленность сотрудников (предлагаемые вопросы и задания наводят на мысли о выборе образа действия, которые дадут желаемые результаты повышения эффективности труда и /или коммуникации в компании).

 

 

 ----------------------------------

 

Далее интересно было бы рассмотреть ценностно-смысловую структуру личности и когнитивные компоненты и закономерности, определяющие направленность личности при выборе и осуществлении  конкретных поступков.

Ценностно-мотивационная структура описывается по ее общей направленности и сформированности (субъектности).

Это касается как представителей бизнеса, так и любой другой сложноорганизованной деятельности.

  

С уважением, Комарова С.Л.

22.05.2018  г.

 

  

 

[1]  Например, см.: Брэнсон Ричард. Мои правила. “Слушай, учись, смейся и будь лидером". - М.: Альпинапаблишер, 2018. - 360 с. URL: 

[2]  Описание см. в статье «Психотипы — что это и зачем нужно?»,

[3] Другие типы оргкультур – подробнее см.:  https://studopedia.org/2-60218.html



Просмотров: 549
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Soft skills или "мягкие навыки"
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • Юнгианская типология личности. Функция "Мышление".
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Юнгианская типология личности. Функция "Чувство"
  • Юнгианская типология личности. Функция "Ощущение"
  • Юнгианская типология личности. Функция "Интуиция".
  • Soft Skills - гибкие навыки
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • " Популярная психология " Познай себя. Векторная система типологии личности. ЧАСТЬ 1
  • "Черная курица, или Подземные жители" как путь нарциссической личности к архетипу Самости
  • Быть причиной, а не следствием! Или значение чувства ответственности в процессе формирования личности
  • Черты незрелости личности, которые могут привести к делинквентному поведению
  • Психологический подход к развитию современной личности(об элективном курсе "Мой выбор")
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Акцентуации личности и "Золотое сечение" в свете Соционики
  • Люди, которые играют в игры & Люди, которые зарабатывают деньги. Трансактный анализ в бизнесе.
  • "Никому твое Я не нужно!", а также эгоисты, трусы и лицемеры
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • "Картина". Проективная методика исследования личности. Просто, ёмко, информативно.
  • Роль "нравственного иммунитета" в процессе конструктивной социализации личности
  • Типологии личности, которые не работают
  • Пограничный уровень организации личности. Быть или бить.
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • "Чем границы личности отличаются от механизмов психологической защиты?".
  • Ключи от своего дома: как быть собой в собственной личности?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь