Проекция идентичности в действии

Автор статьи: Виктория Коновалова

Часто ли вам приходится сталкиваться с людьми, которые не помнят сказки, услышанные конда-то в детстве, или не помнят как называли их в детстве в школе или во дворе? Есть те, кто скажет: «А меня никак не называли в детстве»… В ответе на этот вопрос, а точнее в позиции, выдаваемой человеком посредством мимики, жестов, интонации голоса, паузы и т.д., психолог может найти много материала, позволяющего определять дальнейшее направление работы и выбора наводящих вопросов.

И так, какую информацию может нести в себе ответ на вопрос о понимании простых истин, услышанных «когда-то в детстве». Именно о характере процесса интериоризации можно судить задавая вопросы, связанные с обращением к образам и образцам усвоенного поведения, наиболее симпатичных героев из детских сказок. Симпатии к героям это вообще отдельная тема для обсуждения, а вот усвоенные образцы поведения — это в тему оценки характера социализации. Оценка социализированности как результата и уровневой характеристики личности, делается на основе поведенческой активности в рамках общепринятой системы нравственных ценностей.

Как в характеристике личности может помочь информация о понимании наличия простых истин в системе нравственных ценностей, — понятно: речь идёт об усвоенных нормах поведения человека в обществе и отношении к ним.

Современные тенденции, которые связаны с уровнем доступности информации, в том числе психологической, в идеале и соответствии с одной из концептуальных позиций экзистенциализма, должны характеризоваться повышением общего уровня психологической компетентности в тесной связи с различными формами творческого самовыражения и единства наличия свободы выбора и взятия ответственности. Можно ли утверждать о неком соответствии предсказанных экзистенциализмом тенденций в характере социальных явлений в современном обществе? Ответ на этот вопрос зависит, в том числе, от оценивающего и от его уровня социально-психологической компетентности. Факторы, влияющие на процесс социализации, с одной стороны, влияют на эту самую психологическую компетентность, а с другой — уровень психологической компетентности, в свою очередь, также влияет на характер процесса социализации.

Говоря более простым языком, каждый сам выбирает где учиться, какие книги читать, кого слушать. Да, на принципе добровольности основан и процесс оказания психологической помощи, что вносит свои коррективы в повышение психологической компетентности: психолог по сути помогает личности решить проблемы, связанные с возникновением трудностей адаптации в различных сферах жизни, мешающие идти дальше, увидеть способы дальнейших действий. Проблемы адаптации могут быть не только результатом  усвоенных ранее неправильных образцов поведения, но и искажения информации, получаемой из как выбранных самим человеком, так и случайных источников, в том числе в результате внушения, т.е. помимо воли самой личности. Одной из важных проблем в оценке социализированности, как и психологической компетентности, является определение возможности или характера, причин искажения получаемой информации. Разница в том, является она результатом собственного выбора или внушения, так же важный диагностический признак. В каждом конкретном случае особенности усвоения и причины искажения информации о реальности ни что иное как диагностический материал для работы психолога, в частности, оценка того, так ли это как утверждает клиент, или это то, что он хочет видеть. Обычно чем больше расхождение этого представления о реальности от обстоятельств действительности, тем сложнее разрешение проблемы, необходимо большее количество времени.

Если учесть, что «ошибки восприятия» пришли с человеком из детства, то можно представить сколько времени понадобится человеку на то, чтобы «развеять мифы», причём «мифы» не о наивности вымышленных персонажей детских сказок, которые верили в победу добра над злом, мудрости и смекалки над глупостью, человеческого сострадания над жадностью и жестокостью. Эти идеи социальных ценностей, зашифрованные в образах сказок — вид творчества, способ самовыражения в виде архетипических символов, имеющих характер общечеловеческих. Разница с другими способами выражения, в том числе современными, — в форме. Следовательно, отношение к этим ценностям как и формам выражения социальных законов не только помогает определить степень социализированности, но и является способом оценки психологического здоровья личности. Характер реакции в оценке понимания «простых истин» может свидетельствовать о направленности личности и наличии тенденций социализированного либо антисоциального поведения, которое и может ситуативно проявляться только в виде озвучивания протестной позиции по отношению к общественным нормам без выраженных девиаций, но иметь скрытые негативные последствия в виде злонамеренных действий в отношении конкретных представителей общества по причине определённого отношения к ним, сформированного на основе отрицания общечеловеческих законов нравственности и морали, называемого также цинизмом.

Примером следования внушаемой системе ценностей может служить поведение, формирующееся при наличии явных отклонений от норм развития личности, особенно в случае проблем с идентичностью. «Пусковым механизмом» для такой примитивной защиты, как проекция идентичности является ничто иное, как зависть.

Одной из проблем, препятствующей реализации того самого постулата экзистенциального направления, который провозглашает возросшую значимость психологических знаний в условиях современного общества, является проблема личностной зацикленности на себе. Говоря о синдроме недостатка внимания в адрес приверженцев нахождения способов самовыражения исключительно посредством соцсетей, результаты исследований говорят о преимуществе таких причин в качестве движущих факторов у их участников, как зависть, желание привлечь внимание к личности человека, для которого этот способ самовыражения кажется единственно возможным. Можно догадаться, следовательно, каким образом такие люди могут усваивать информацию об окружающем мире: кроме того, что актуально и о чём говорится в рамках соцсетей не имеет значения и вовсе не существует. Принцип подражания, провоцируемый завистью, не предоставляет никакой возможности личности независимо мыслить, прислушаться к себе. В пользу принципа внушения говорит тот факт, что ценности провозглашённые в рамках соцсетей принимаются как свои в силу действия проекции идентичности и на внутриличностном уровне критике не подлежат. Проблема развития личности связана, главным образом, с неразрешённым кризисом эго-идентичности. Такие люди характеризуются отсутствием устойчивой системы ценностей (которая "компенсируется" путём подражания), а также низким уровнем психологической зрелости, что превращает любой жизненный опыт в событие «из ряда вон выходящее» и в их конкретном случае «имеющее особенную значимость для окружающих» —информация, которой нужно поделиться сразу, не сравнивая его ни с какой системой ценностей, а следовательно, не приходя к конструктивным выводам о характере приобретённого опыта и возможной проекции будущего с учётом предыдущих ошибок. По причине отсутствия критического подхода к информации можно говорить о том, что человек также игнорирует ту информацию, которая могла бы предотвращать возникновение многих проблем, в том числе, соответствующих простым и очевидным принципам существования общества. Например таким, как категорический императив, или обращаясь к народному творчеству — «не желай другим того, чего себе не желаешь», «на чужом несчастье счастья не построишь», «за поступки нужно отвечать»…

Можно сделать вывод о том, что уровневой характеристикой личности, является как особенности усвоения ею социальных норм, так и способы реализации этой системы в рамках социального поведения, которое определяется далеко не однозначным на первый взгляд для самой личности перечнем качеств,  определяющих функциональность личности только в случае соответствия общечеловеческим ценностям, которые никто не отменял; а также соответствие поведения сознательному, что подразумевает критическое отношение, сравнение с имеющимися примерами, а не слепое подражание; стремление восполнять недостаток информации посредством выбора  адекватного способа.Проекция идентичности в действии




Просмотров: 342
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Интеграция личности в психологической практике: процесс и результат
  • Что является хорошим результатом психологической работы?
  • Правила поведения с человеком, страдающим пограничным расстройством личности
  • Проблема взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в формировании личности
  • "Чем границы личности отличаются от механизмов психологической защиты?".
  • психотипы личности по восприятию информации
  • 3 особенности сексуального поведения женщин с пограничным расстройством личности
  • Взаимосвязь психологической границы с тревожностью и депрессивностью личности
  • Взаимосвязь психологической границы с эмоциональными состояниями личности
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • Нечеткая методика оценивания психологической устойчивости личности к негативному инфовоздействию
  • Краткий обзор результатов исследования устойчивости личности к воздействию средств массовой информации
  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • Гендерные особенности религиозной идентичности личности.
  • НА ПУТЯХ СОЗДАНИЯ КОНЦЕПЦИИ АЛЬТРУИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • Осознание трагизма собственной личности как фактор суицидального поведения
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • DBT как эффективный метод коррекции импульсивного поведения при пограничном расстройстве личности
  • Особенности формирования личности в избранном виде спорта. Плавание.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Проблема выбора жизненного пути и самоутверждения личности (по Э.Фромму)
  • Качество идентичности как критерий психического здоровья личности
  • 5 причин того, почему этот вид предательства является самый худшим из возможных
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Как запреты и ограничения в детстве влияют на развитие личности в целом.
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь