Переход на следующую стадию психоэмоционального развития

Продолжение статей

Развитие человека и развитие человечества

Развитие человека и развитие человечества (продолжение)

В отличие от З. Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и биологического удовольствия как показатель человеческого поведения, А. Адлер (один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии, был учеником З. Фрейда), делал акцент на социальный фактор. В целом принимая структурную модель психики, разработанную З. Фрейдом, заменяет движущие силы сферы неосознаваемых влечений, которые представляют собой сочетание двух базовых психических энергий, по З. Фрейду это инстинкт жизни и инстинкт смерти, на более конкретные, как считал А. Адлер, и определял их как борьбу двух основных потребностей: потребность во власти и превосходстве и потребность в привязанности и принадлежности к социальной группе.

А. Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности.

В концепциях З. Фрейда и А. Адлера мне не видится никаких противоречий, хоть их взгляды на формирование человеческой психики послужили почвой для конфликта между этими учеными. А. Адлер обратился к той же теме, не с биологической точки зрения, и не учитывая тот факт, что социальность человека начинает формироваться после пяти лет, когда он вступает в сознательный возраст.

На характер концепции влияют те мировоззренческие схемы и тенденции, которые господствуют в обществе. В период открытий З. Фрейда, мораль того времени основывалась на строгом кодексе поведения, сексуальность подавлялась, гомосексуальность была вне закона, тем не менее, множество известных мужчин были гомосексуальны. Были чрезвычайно распространены жеманство и ханжество. Моральные нормы того времени являлись причинами конфликта между мышлением и существованием. Подавление сексуальных желаний способствовало возникновению патологических явлений.

В конце 19 века нервные болезни сопровождались удивительно яркими симптомами, в следующем веке такого уже не наблюдалось. Причинами были психические явления оказывающие влияние на физиологию, поэтому большая часть открытий того времени относилась к биологии и медицине. Популярным методом лечения была гидротерапия, массаж с помощью душа и ванны (сейчас это оформилось в такое направление психотерапии как телесно-ориентированная терапия). Травмирующие ситуации полученные в детстве формируют телесные зажимы, поэтому помогало прямое воздействие на физическое тело с помощью массажа, душа и ванны, но оно не устраняло причин.

В поисках более эффективных методов лечения, З. Фрейд выявил причины возникновения нервных расстройств, которые зависели от прошлых травмирующих опытов имеющих сексуальную природу. После сделанного З. Фрейдом открытия, перевернувшего сознание многих людей, цивилизованным обществом была пройдена определенная мера.

Человек всегда куда-то стремиться осознанно или неосознанно. На тот момент произошел переход человечества на новый уровень развития, что выразилось в том, что в определенной массе людей произошло осознание страхов заключенных в подсознании, связанных с заложенным инстинктом к размножению, обеспечивающего выживание вида. Поэтому неврозы основанные на причинах связанных с выживанием имели такие яркие симптомы.

Психические проблемы того времени формировались на основе угрозы биологического существования, были связаны со страхом смерти. В психоаналитической теории полагается, что иногда достаточно осознания наличия бессознательных импульсов, для решения проблемы связанной с нарушением в поведении и эмоциональной жизни, что способствовало переходу на следующую стадию развития человечества.

Об исцелении истиной пишет и Э. Фромм в своей книге «Величие и ограниченность теории Фрейда»:

Чтобы полнее оценить огромную важность психоаналитических открытий З. Фрейда, начать следует с осознания главного принципа, на котором они основаны. Ничто не способно выразить этот принцип точнее, чем слова Евангелия «и истина сделает вас свободными» (Ин. 8, 32). Идея о том, что истина спасает и лечит, является древним прозрением; о ней знали и учили великие Наставники Жизни. Мысль о спасительности истины является общей для буддизма, иудаизма и христианства, для Сократа, Спинозы, Гегеля и Маркса.

Также Э. Фромм косвенно упоминает и о общественном характере, что является характером целого общества, как преобладающей массы людей с определенными установками:

С тех пор как Фрейд и его ученики разработали эту типологию характеров, наше понимание человека и общественных культур значительно расширилось. Любое общество также можно охарактеризовать в терминах этих структур, поскольку их соответствующие социальные характеры — т. е. основа характера, общая для большинства членов общества, — также будут принадлежать к тому или иному типу.

 

Благодаря психоаналитическим открытиям З. Фрейда изменилась общая для большинства членов социума основа характера.

Переходя на новый уровень развития, меняя направленность возникают другие проблемы, и неврозы на начальном этапе имеют иную окраску. Перейти на новый уровень развития отдельной личности возможно лишь при целенаправленном стремлении к высшему идеалу, а не к превосходству над другими. Общество в целом сможет перейти на следующую ступень, лишь когда будет пройдена определенная мера, определенное количество людей будут иметь следующую направленность в развитии. Тогда во взаимоотношениях между людьми, будет царить совсем другая атмосфера.

В настоящее время, напряженность в психике людей угрожает не только здоровью, как в конце 19 века, но и выживанию вида. Стремление политиков продемострировать превосходство своей страны является не заботой о населении страны, а всего лишь желанием продемонстрировать свое величие, которое возникает на ощущении своей глубинной ущербности, неполноценности, но

Народ достоин своей власти и своей участи.

 

Социальный характер нашего общества, а именно российского общества - фаллический. Поэтому мы так стремимся к успешности как к превосходству во всех сферах, любим демонстрировать всему миру фаллические символы в виде ракет и пушек, внося еще большую напряженность, что перенимают лидеры других стран, показывая в ответ свои "достижения".

Имея стремление к духовному развитию, в сознании человека присутствует понимание направленности на следующий уровень психоэмоционального развития, а не на превосхдство. Это стремление к высшему идеалу, обратной стороной может быть только конформизм, ощущение своей неполноценности, неосознанно принимаемой как часть себя, не желая что-либо менять, человек подстраивается под большинство. Принимая мнение большинства, появляется подсознательное желания подстроить других, чем-либо отличающихся, под серую массу большинства.

Всякое приспособление есть частичная смерть, исчезновение частички индивидуальности.

 

З. Фрейд

Стремление к достижению превосходства в материальном плане, чтобы компенсировать ощущаемую, но не осознаваемую неполноценность, как следствие, не умение радоваться удачам других, постоянная конкуренция, негативное восприятие отличий других от себя. Желание всех сделать одинаковыми, чтобы никто не выделялся и не был лучше, все это приводит к нарастанию напряженности в психике людей.

 

Чем выше психоэмоциональное развитие человека, тем он менее конфликтен, при этом, такая личность ощущает полную внутреннюю свободу.

 

З. Фрейд был очень амбициозен, имея направленность на самореализацию, желание сделать что-то выдающееся и найдя свое предназначение он достиг своей цели. В своей теории психосексуального развития он остановился на описании генитальной, окончательной стадии, начинающейся с двенадцати лет и продолжающейся до конца жизни. Самые важные процессы развития в жизни ребенка, по мнению З. Фрейда, завершаются до пяти лет. Именно в это время формируются главные структуры личности. В это время проявляется осознанность и формируется Супер-Эго как контролирующая часть личности. До этого периода события связанные с фиксацией либидо, которая происходит в результате неудовлетворенности, в большей степени не осознаются ребенком и уходят напрямую в подсознание, оставляют свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, влияют не только на состояние психического здоровья, в биологическом плане могут привести к органическим изменениям, влияют на общее состояние организма. Но такими людьми легче управлять навязывая им патриотические установки, тогда как патриотизм яляется естественным чувством благодарности, при благополучном развитии, и ощущении своей внутренней свободы.

В своей работе «По ту сторону принципа удовольствия» З. Фрейд пишет:

Многое в Я, безусловно, бессознательно, именно то, что следует назвать ядром Я.

Все события происходящие после пяти лет в большей степени осознаются человеком. Формируется Супер-Эго, отвечающее за соблюдение полученных норм поведения, следования образцу правильного поведения и сдерживания деструктивных программ, поэтому следующие травмирующие ситуации уже не оказывают такого сильного влияния на психическое и физическое здоровье гармонично сформированной личности, успешно прошедшей стадии психосексуального развития, описанные З. Фрейдом.

З. Фрейд не продолжил исследования в области дальнейшего развития человека, а ограничился психосексуальным развитием, которое происходит до пяти лет и влияет на физическое тело. Его мировоззрение сложилось под влиянием господствующих тенденций того времени. Самое важное он уже сделал, оно состояло помимо открытия им структуры личности, в вопросе развития человека в том, что в описанной периодизации, выявлено в каких условиях закладывается основа психического и физического здоровья человека, то, что непосредственно связано с физиологией, и что может являться деструктивным, как это отражается на характере и здоровье человека.

А. Адлер и другие последователи З. Фрейда считавшие, что в основе всех поступков человека и всех его проблем лежат не подавленные желания в получении удовольствия, а стремление к социальности, не учитывали тот факт, что социальным существом человек становится, когда у него достаточно развита осознанность и формируется Супер-Эго, как контролирующая часть личности. Травмы полученные в раннем детстве являются причинами проблем возникающими во взаимодействии с людьми, т. к. дальнейшее осознанное развитие происходит в социуме. На мой взгляд, их идеи, это надстройки на сущностном открытии З. Фрейда, и проблемы возникающие у человека в социуме, являются последствиями неправильно сформированной личности, в бессознательный период развития человека.

А. Адлер, считал, что люди полны достоинства и человеколюбия, и в каждом присутствуют общечеловеческие чувства, и это уже следующая стадия психоэмоционального развития. Человеколюбие основано на умении чувствовать другого, это возможно при самоуважении и осознании равенства, признания достоинства каждого человека, при преодолении чувства неполноценности и превосходства. Умение взаимодействовать, выстраивать гармоничные отношения на основе человеколюбия, преодолев чувства, ущербности и превосходства, как две стороны одной медали мы сможем перейти на следующую ступень психоэмоционального развития как человека, так и человечества в целом, при прохождении определенной меры.

Параметры развития человечества уже заданы, об этом писали многие ученые и философы, одним из них был Г.В.Ф. Гегель. В человеческом стремлении к совершенству, четко прослеживается, какая направленность развития человечества задана свыше.

К. Роджерс считал, что природе человека свойственна тенденция к росту и развитию, как и в семени растения заложена тенденция к росту и развитию, информация, во что оно должно развиться. Также и в человеке заложена информация о его духовном развитии, как существа более высокого уровня наделенного свободой воли и стремлением к самоактуализации.

Продолжение следует...

 



Просмотров: 323
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Незавершенные этапы развития и их влияние на развитие человека
  • Как бизнесмену выбрать направление развития своей личности
  • Эдипальная фаза развития и ее влияние на формирование некоторых особенностей характера человека
  • Структура психики человека. Механизмы развития невротических расстройств
  • Семимильными шагами по жизни, или про семилетние циклы развития человека.
  • Про Фрейда и анальную стадию развития доступными словами.
  • Сказкотерапия: сказ про Василия, философа-свинопаса, путь развития человечества, и бессмертие личности.
  • Этапы развития человека
  • Декларация развития Человека
  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Психологическая периодизация развития человека
  • Жалость как непродуктивный метод развития человека.
  • Кризис 2-3 лет и его значение для психологического развития человека
  • Возрастные периоды развития человека по Эриксону
  • Любовь - критерий развития человека (абьюз)
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Чувствительный ребенок: особенности развития чувствительного человека
  • Работа психолога с клиентом по этапам развития человека.
  • Личностный рост, как процесс развития потенциала человека
  • От тревоги к спонтанности, сквозь призму ролевого развития человека Я. Морено
  • Развитие человека и развитие человечества (продолжение)
  • Коррекционная программа для развития зрительной памяти и мышления у человека с болезнью Дауна
  • Возвращение к своей жизни (или Чему человека может научить кот)
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Страх смерти, как детерминанта развития личности. Часть 2
  • Страх смерти, как детерминанта развития личности. Часть 3
  • Страх смерти, как детерминанта развития личности. Часть 1
  • 6 аспектов подхода взрослого человека к своей жизни
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь