От тревоги к спонтанности, сквозь призму ролевого развития человека Я. Морено

Автор статьи: 404

От тревоги к спонтанности, сквозь призму ролевого развития человека Я. Морено.
   

    Тревога как функция спонтанности, по мнению Я. Морено, возрастает, если мы не используем полноту адекватного способа реагирования на ситуацию. Когда человек застревает в таком состоянии и не может выйти из него, происходит потеря спонтанности и способности находить способы разрешения внутренних и межличностных конфликтов.

    От куда появляется механизм застревания спонтанности, на мой взгляд, очень хорошо объясняет Г. Лейтц, когда описывает ролевое развитие Я.Морено. По мнению Я. Морено человек начиная со своего эмбрионального развития, вступает в отношения с миром. В любой момент своей жизни человек при взаимодействии с кем-либо связан как минимум с одной ролью. Поэтому целесообразно рассмотреть стадии развития человека.
    Все начинается с Эмбриональной стадии, где человек имеет соматическую роль. Соматическая роль проявляется как паразитарная роль в утробе матери. Нормальные роды, как считает Г. Лейтц, немецкие гинекологи называют спонтанными родами. Если во время беременности у женщины происходит задержка спонтанности родов, процесс рождения может стать замедленным и психотравмирующим. Что в дальнейшем, во взрослой жизни, может проявляться у человека в виде состояния тревоги.
    Далее идет Первая вселенная, которая подразумевает переход от внутриутробного способа жизни к внеутробному. Здесь характерен переход от соматической роли человека к психосоматическим. Однако сам термин «психосоматическая роль», уже указывает на появление новой ролевой категории - психическая роль.
    По мнению Г. Лейтц в соматических ролях, например в роли принимающего пищу, новорожденный вступает уже в соматопсихическую роль, т.е. в отношения с матерю. Он пока еще не делает различия между «Я» и «Ты», между людьми и предметами, равно как между собой и своим телом. Ребенок действует в ролях, их не зная. Его жизнь представляет собой действие в соматопсихических ролях, и в этом действии он воспринимает мир как единственное явление. Первую вселенную как стадию, на которой ребенок воспринимает себя тождественным с миром, Морено называет стадией, или матрицей, вселенской идентичности. Мать и младенец вместе образуют интеракционное единство, или другими словами ролеспецифическое акциональное единство. В результате возникают взаимные ролевые ожидания, закладывающие основу всех последующих ролевых интеракций ребенка с другими людьми.
    В конце стадии первой вселенной ребенок начинает различать, предметы и реально присутствующих в данный момент, окружающих его людей. Так происходит переход ко Второй вселенной. Вторая вселенная начинает проявляться при разделении единого восприятия мира ребенка на переживание восприятия реальности и на переживание мира представлений. Такое разделение является нормальным психологическим развитием и формирует мыслительный процесс обусловленный логическим рассуждением, где каждый последующий шаг обусловлен результатом предыдущего. На этой стадии ребенок должен научиться жить одновременно в мире реальности и в мире своих представлений. Для нормального развития не должно быть отдано предпочтение одному миру в ущерб другому. При таких условиях ребенок учится проявлять свою спонтанность во всех всевозможных ситуациях. На первый план этой стадии выходят психические и социальные роли.
     Как пишет Г. Лейтц, спонтанность ребенка позволяет ему мгновенно переходить с одного уровня на другой. Может, однако, случиться так, что человек застрянет на том или ином уровне, и в результате будет нарушено его развитие. Если человек остается на уровне восприятия реальности, то есть в рамках матрицы вселенской реальности, это ему грозит слабоумием. И наоборот, если он застревает на уровне своих представлений, возникающие ирреальные страхи и желания могут стать причиной невротической отгороженности от реальности. Как раз во взрослой жизни под необъяснимым страхом подразумевают состояние тревоги.
    Далее Я. Морено выделяет Третью вселенную, которую характеризует сознательный уровень переживания перехода от социальных ролей к трансцендентным, проявляющихся в экзистенциональном поиске себя в мире. Здесь, к примеру, можно говорить об «этических ролях» в религиозно-специфическом контексте.
    Г.Лейтц пишет, если взрослый человек актуализирует социальные, психические и соматические роли, то они для него достаточно очевидны. Он воспринимает их в повседневности как стереотипные и считает их менее важными, чем свою личность.
    Если актуализируются трансцендентные (духовные) роли, считает Г. Лейтц, то они кажутся человеку необыкновенными, нуминозными, архетипными. Благодаря им он ощущает себя ответственным за свое бытие и нередко считает эту роль более важной, чем свою личность.
    Таким образом, для того что бы достигнуть человеку трансцендентных (духовных) ролей, ему необходимо не терять проявление себя через спонтанность, как это происходит в ситуациях иррационального состояния тревоги.
    При работе с состоянием тревоги продуктивны психодраматические техники. В психодраматическом процессе, у клиента возвращается механизм спонтанности, который приводит к легкости в создании новых решений для старых внутренних и межличностных конфликтов.

 



Просмотров: 417
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что делать, если ребенок не воспринимает родителей как авторитет?
  • Роли для выживания. Потерянный ребенок: «Чтобы быть нужным – меня не должно быть в этом мире»
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что происходит, если терапевт отказывается от клиента на стадии формирования негативного переноса?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Что происходит, когда человек участвует в моделирующих расстановках, как заместитель.
  • Зеркальный мир, или роль отражения в жизни обычного человека
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Каждый человек воспринимает другого через себя.
  • Как человек застревает в своих историях?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Что делать, если близкий человек находится в депрессивном состоянии, и как с ним общаться?
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Что значит следствие для причины, или роль женщины в жизни мужчины.
  • Социальные роли. Проявление себя в материальном мире. Принимающие каналы Часть 2
  • Первая любовь… Роль, значение и смысл в жизни человека.
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • Как человек сам увеличивает количество неприятностей в своей жизни и ЧТО ДЕЛАТЬ?
  • Мой ребенок студент – как отпустить с пользой для него и себя
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Если человек не знает, что люди не летают, он может полететь! (Зачем нам стресс)
  • Мой ребенок студент – как отпустить с пользой для него и себя (продолжение)
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь