|
Супервизия троекАвтор статьи: Серлик Виктория Юрьевна
Данная статья ориентирована на супервизоров, заинтересованных в общих сведениях, а также углублении навыков супервизирования учебных троек. Как правило, начинающий супервизор, который сталкивается с таким запросом, не очень представляет себе, с чем предстоит иметь дело, как проводить диагностику, как строить дальнейшую работу. Здесь рассмотрим основные моменты того, как это происходит, и на что обращать внимание. Одно из требований к сертификации студентов, обучающихся на второй ступени – наличие супервизии учебных троек. По нормативамё студентам необходимо регулярно (раз в одну-две недели) отрабатывать терапевтические навыки в формате так называемых «троек» (малая группа в составе трех-четырех студентов). Таких встреч необходимо 200 часов, то есть, порядка 67-ми встреч за 3-4 года обучения. Если первые 50 часов тройка может работать самостоятельно (по книге «Практикум по гештальт терапии» Ф. Перлза), то на каждую из последующих 4-5 встреч рекомендовано присутствие супервизора. Таким образом, в среднем тройка встречается с супервизором 10-12 раз. В условиях отдельно не прописано, однако предполагается, что супервизор в тройке должен быть «закреплен» (так как смена супервизора в динамическом процессе жизни тройки – следствие феноменологии тройки, которая может быть отдельно рассмотрена). Супервизором тройки не может становиться терапевт кого-либо из участников этой тройки. У тройки, в отличие от прочих групп в рамках обучения гештальт подходу, есть ясная задача: формирование и отработка терапевтических навыков. Соответственно, основной целью супервизии троек, с моей точки зрения, является поддержание учебного процесса в отдельно взятой группе. Важно, чтобы супервизор тройки не становился ее ведущим – в этом случае она становится «малой терапевтической» либо «супервизорской» группой с периодическим (иногда эпизодическим) присутствием ведущего. Это препятствует естественным динамическим процессам данной тройки. Задача супервизора прежде всего – поддерживать функциональность учебной тройки. Здесь можно выделить следующие моменты: Поддержка шизоидного компонента тройки: у тройки есть определенный регламент встреч (постоянное время, место, количество участников). Изменения регламента обсуждаются совместно. Каждый участник в тройке может выходить клиентом, не опасаясь, что будет за это пристыжен или обвинен. Поддержка невротического компонента: у всех членов тройки есть право высказывать разные чувства, участниками признается ценность друг друга. Участники могут опираться друг на друга, запрашивать поддержку. Поддержка нарцистического компонента: возможность каждого участника работать терапевтом, получать признание; производится процесс-анализ каждой работы, в котором задействован каждый участник. Полагаю, здесь все же стоит обозначить разницу между супервизией троек и терапевтической и супервизорской группами. Я думаю, в супервизии троек исключен «лечебный компонент» для отдельно взятого участника, тройка рассматривается как самоорганизующийся организм, со всеми свойственными для него механизмами прерывания (организации) контакта. На группах помимо качества общего процесса ведущий также уделяет внимание потребностям каждого участника. Супервизию троек я скорее сравнила бы с коучингом или работой с парой, семьей: в интересах тройки – развитие и решение трудностей всей системы. Так, супервизор тройки поддерживает прежде всего общий процесс, а не отдельно взятых участников с персональными запросами. В частности, совершенно неприемлема ситуация, когда в качестве терапевта на тройке выбирается супервизор. Безусловно, для участников тройки это может оказаться заманчивым, однако ярко демонстрирует нарушение в нарцистической зоне тройки. Ведутся также споры относительно того, насколько возможно использовать супервизора для супервизии терапевтической работы. На практике паттерн поведения (или стиля) супервизора происходит из импринтинга: в зависимости от того, как давали супервизию его учебной тройке. Моя позиция на сегодняшний день состоит в следующем: я считаю, что у начинающих терапевтов есть достаточно мест для получения супервизии (индивидуально, в супервизорской группе). Супервизору же, с моей точки зрения, важнее поддержать коллегиальность участников: живое обсуждение и процесс-анализ, разговор на профессиональном языке, терапевтический азарт. Для качественной супервизии, я думаю, следует ответственно отнестись к диагностике процессов, происходящих в тройке. На практике это может выражаться в поведении участников как между собой, так и по отношению к супервизору. Для начала, важно обратить внимание, на каком этапе своего развития тройка обратилась к супервизору, чем было мотивировано это обращение, помочь сформулировать запрос тройки. Например, тройка – «законопослушная» и действует согласно предписаниям руководителя программы, супервизор присутствует уже на ранних этапах, потому что «так надо». Это поначалу может дать крен в сторону формальности, но с обнаружением иных запросов и интересов тройки по отношению к процессу, ситуация может стать вполне рабочей и ресурсной. Иная ситуация – когда участники затянули до последнего, до сертификации осталось, например, три месяца, и нужно срочно «добрать» часы супервизии троек. Такое возможно в ситуации, когда члены тройки убеждены, что благополучно функционируют и способны разрешить внутренние процессы самостоятельно, без свидетелей, а вынужденная необходимость супервизии сама по себе является фактором развития негативного переноса тройки на супервизора. Третий возможный вариант: внутреннее напряжение тройки очень велико, конфликты переходят в хроническую фазу, работать в тройке становится невозможным, участники злы, обижены, диалог нарушен. Тогда супервизор может быть привлечен в качестве скорой помощи и спасателя. Также, в диагностическом процессе следует уделять внимание механизмам прерывания контакта, свойственным для тройки в зависимости от этапа контактирования: Конфлюенция: тройка «слита» в едином переживании, пытается поглотить и растворить супервизора (сделать его участником, требовать наравне со всеми обратных связей, гипотез). Возможно, такая тройка активно дружит: вместо работы встречаются в кафе либо посвящают работу исключительно бытовому отреагированию и болтовне. Интроекция: тройка работает «по уставу», сосредоточенно внимает супервизору, заглатывает любую гипотезу как инструкцию к действию, излишне регидна. Проекция: тройка может наделять супервизора вытесняемыми качествами, например, ожидает от супервизора повышенной злобности, относится с паранойей. Либо наоборот, супервизор, ничего не успев для этого сделать, становится заботливым и поддерживающим. Ретрофлексия: вся жизнь тройки происходит вне присутствия супервизора, но незримо присутствует в ней. Либо - по отношению друг к другу участники не договаривают, фантазируют и соматизируют. Профлексия: тройка стремится удовлетворить свои потребности у супервизора. Однажды одна из супервизируемых мной троек, ведя себя довольно злобно по отношению друг к другу, наперебой обо мне заботилась – похоже, забота в их отношениях была исключена. Эготизм: тройка замкнута, жизни участников покрыты тайнами, сквозит холодом и одиночеством, потребности удовлетворяются формально. Дефлексия: в тройке хронически происходит динамический процесс, работ нет. Участники смеются и философствуют, ощущения сближения не наступает. На просьбу супервизора рассказать, что, с их точки зрения, происходит – уходят от ответа, отшучиваются. Иногда возможно и обратное: одни работы, никакой «жизни». Отдельно я хотела бы добавить, что единого методологического взгляда на супервизию троек пока не существует, и, по моему опыту, проблематика этого поля работы довольно «закрытая» и редко обсуждается в профессиональных кругах. Полагаю, для освещения этого фронта супервизорской деятельности следует создавать дополнительную информационно-методологическую базу. Итак, резюмируя сказанное, можем выделить следующее: - задача супервизора троек состоит в поддержании учебного процесса, что включает в себя работу с тройкой в целом и исключает так называемый «лечебный» компонент для отдельно взятых участников; - для выявления трудностей функционирования тройки необходимо грамотно провести диагностику, сформулировать групповой запрос, обнаружить динамические особенности данной тройки. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|