МАК в работе психолога: техника "перепроживания"

МАК в работе психолога техника перепроживания

Думаю, многим психологам и психотерапевтам известна техника “перепроживания” проблемных ситуаций и эпизодов жизни.

Она состоит из 3 этапов:

1. Сначала мы находим тот момент, когда наш клиент попал в трудную ситуацию и испытал кучу негативных эмоций, и пытаемся понять, каких же ресурсов (внутренних и внешних) ему тогда не хватило, чтобы успешно выйти из нее;
2. Затем ищем вместе с ним примеры других ситуаций, когда эти ресурсы (качества, состояния) у него были;
3. И в конце концов, имея доступ к необходимым переживаниям, мы вновь проигрываем всю первоначальную ситуацию с позиции человека, который обладает всеми вышеперечисленными ресурсами и может "на раз" справиться с возникшей трудностью.

Далее, естественно обобщаем полученный опыт, и потихоньку выстраиваем мостик в будущее.

При этом изначальных ситуаций может быть, к примеру, не одна, а несколько - своеобразная череда событий, которые “не отпускают” клиента. Тогда то же самое проделывается последовательно для каждого из них.

Эта техника повторяется столько раз, сколько нужно для закрепления у человека доступа к собственным скрытым ресурсам и возможностям гибкого поведения в трудных ситуациях.

Чтобы облегчить подбор ресурсных качеств и состояний (с которыми, конечно же - проблема) можно использовать метафорические ассоциативные карты (МАК) - например, колоды Saga, Habitat, "Источник", "Ресурсы и силы", "Спектрокарты" или любые другие, которые подходят к категории ресурсных.
Дайте своему клиенту возможность просмотреть все карты и попросите его найти среди них одно или несколько изображений, которые будут символизировать то, чего ему не хватало для успешного выхода из той ситуации. Разложите карты так, чтобы все картинки были хорошо видны - так появится возможность широкого выбора.

Как правило, искомые карты находятся быстро. Например, клиентка М. при обсуждении ситуации в прошлом, где она не может отказать своему начальнику и соглашается на выполнение сверхурочной работы вопреки своим планам и желаниям, выбрала карту с изображением горной вершины:

“Мне определенно тогда не хватало стойкости, уверенности в себе и спокойствия. На этой фотографии я вижу высокую гору и тихую гладь озера. Все так спокойно и величественно; ничто не способно поколебать эту картину. Гору просто так не сдвинешь. Она возвышается над озером и отражается в нем уже сотни лет, и будет стоять на своем месте еще долгое время.”




Этот образ продолжился в размышлениях о том, были ли в жизни М. ситуации, где она так же устойчиво стояла на своей позиции. Оказалось, что да, это состояние ей когда-то было доступно - вспоминаем вместе случаи, где М. уверенно отстаивала свое мнение, настаивала на своем, говорила “нет”, если что-либо противоречило ее желаниям.
Во время рассказа М. даже немного меняется внешне - плечи чуть расправляются, лицо розовеет, взгляд, прежде направленный вниз, устремляется вперед. Пробуем переиграть изначальную ситуацию: М. твердо и решительно отказывает воображаемому начальнику, а после сообщает, что чувствует себя намного лучше и спокойнее.

Безусловно, как и многие терапевтические приемы, эта техника сама по себе не строится на работе с картами - но их использование позволяет клиенту с помощью яркого образа легко войти в нужное состояние. Так карты способны расширить и украсить психологическую работу, в том числе, если вы ведете не только очный, но и дистанционный прием - в этом случае можно использовать отсканированные изображения своих колод, электронные колоды или даже самые обычные картинки из Интернета. 

------

Я являюсь автором электронной ресурсной колоды "Мир вдохновения", а также провожу:
- индивидуальное и групповое обучение МАК;
- консультации с использованием этой методики.

Буду рада вашим комментариям и обращениям :)



Просмотров: 466
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • Метафорические ассоциативные карты. Техника "Разговор с аистом"
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Persona" и "Personita": обзор, примеры работы
  • Метафорические карты "Дерево как образ человека" в работе с подростком.
  • Техника МАК- карты "Мужская фигура в жизни женщины"
  • Метафорические ассоциативные карты в работе с "трудными" подростками
  • Метафорические карты. Упражнение "Путь к своему ребенку"
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Разговор со сменой позиции"
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "COPE": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические ассоциативные карты "Мама": обзор, пример работы
  • Три дороги, три судьбы.... Метафорические карты "ОН" и "Sаgа"
  • Техника МАК- карты "Пасынок и отчим"
  • Техника "Следы". Работа с путями жизни и осознанием ситуаций
  • Проживание ситуаций и эмоций. Техника "Тотемное животное"
  • Работа с запросом "Я психолог-Я менеджер" ( метафорические ассоциативные карты)
  • Метафорические ассоциативные карты "Руки" в психологической практике
  • Экспресс-игра в метафорические карты "Метафора выбора"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • МАК-обоз. Ассоциативные карты "ДОМ": обзор, пример работы
  • МАК-обоз. Метафорические карты "Созерцание": обзор, пример работы
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Время спать, а мы еще не ели..." (техника "обратного планирования")
  • С чего начинать, чтобы "изменить ситуацию".
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Сделай "козырной" карту своей жизни, техника.
  • Метафорические карты+песочная терапия. Упражнение "Эмоциональная песочница"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь