|
Невротические искажения отношения к людямАвтор статьи: Кранк Ирина Ивановна
НЕВРОТИЧЕСКИЕ ИСКАЖЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ К ЛЮДЯМ Ирина Кранк. Авторский конспект работ К. Хорни От чего во многом зависят наши отношения с другими, и то, будут ли они эффективными и приносить нам удовлетворение? Во многом они зависят от тех процессов, которые протекают внутри нашей личности. А они, как мы уже знаем, в основном бессознательны. Свою работу «Невроз и личностный рост» К. Хорни начинает с описания того, как у человека формируется Идеальное Я и насколько это Я отделяет его от реальности и от самого себя. Если в детстве ребенку не достает в семье тепла, внимания, родительской заботы, уважения к нему, как к отдельной личности, то он растет не спокойным, его постоянно сопровождает тревога (базальная тревожность). К сожалению, родители, не всегда понимают это. Они думают, что действуют из лучших побуждений, когда давят на своего ребенка, парализуя всякую инициативу и жизненную активность. Они могут его запугивать теми опасностями, которые находятся за стенами дома. Их поведение часто бывает непредсказуемым, и зависит от настроения. То любовь и дружба, то строгая авторитарность. В результате ребенок не может понять, как себя вести с ними. Особенно важно, что ребенку могут внушить чувство, что его право на существование целиком зависит от того, насколько он соответствует ожиданиям родителей. Отвечает ли он их нормам, требованиям, повышает ли их престиж, отдает ли им себя всего, без остатка. Другими словами, ребенку мешают осознать, что он является личностью со своими собственными правами и обязанностями. Может ли у ребенка, который воспитывается в таких условиях, сформироваться уважение к себе? Нет. Он становится неуверенным в себе, тревожным, обособленным и обидчивым. Он беспомощен против тех сил, которые его окружают. И ему приходится вырабатывать средства, с помощью которых можно справляться с внешним окружением, чтобы уцелеть. Он становится искусным манипулятором. Все его усилия направляются на то, чтобы повысить самооценку, и он решает, что для этого ему нужно ПОДНЯТЬСЯ НАД другими, стать ВЫШЕ их, чтобы торжествовать свою победу НАД ними. Растущая личность не сразу становится зрелой. Но решение, которое было принято в раннем детстве, неизменно влияет на развитие дальнейших отношений с другими людьми. Становясь взрослым, у человека остается потребность доказывать свою состоятельность. И он начинает предъявлять к другим определенные требования, оставаясь уязвимым, когда они не выполняются. Такая уязвимость имеет определенные последствия в отношениях с людьми. Все, что происходит внутри человека, он может выносить на других, вовне (проекция). И такое вынесение влияет на отношения с ними. Поговорим о том, как Гордыня (потребность подняться над другими) влияет на отношение к другим. Гордыня отдаляет человека от других, делает его эгоцентричным. Что мы понимаем под словом эгоцентричность? Это не эгоизм в смысле интереса лишь к собственной выгоде. Под эгоцентричностью мы понимаем полную замкнутость на себе. И неважно, становится ли человек «одиноким волком», или живет с другими людьми и ради них. В любом случае он живет своей личной религией и подчиняется только собственным внутренним законам. Он ограждает свою Гордыню колючей проволокой и бережет сам себя от опасностей, которые грозят ему снаружи. В результате он изолирован эмоционально, и ему становится все труднее увидеть в другом человеке личность со своими правами, личность, которая отличается от него самого. Всё его внимание уходит на главную его заботу – на него самого. Поэтому образы других туманятся. Он искаженно видит себя и так же искаженно видит других. Есть особые грани его Гордыни, которые порождают эти искажения и резко мешают увидеть людей такими, как они есть. Во-первых, отчасти искажения появляются потому, что человек видит других в свете своих потребностей Невротические потребности - это стратегии компенсации базальной тревоги (чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности). К. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей: в любви и одобрении; в руководящем партнере; во власти; в эксплуатации других; в общественном признании; в восхищении собой; в честолюбии; в безупречности и неопровержимости; в самодостаточности и независимости; в четких ограничениях. На самом деле все эти потребности можно назвать здоровыми, и они присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности и беспомощности, неизбежными в жизни. Разница между тем, здоровая это потребность или нет, состоит в следующем: невротичный человек, реагируя на различные ситуации, использует их негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый человек, напротив, легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства. Например, когда возникает потребность в любви, здоровый человек пытается ее удовлетворить. Когда возникает потребность во власти, он также пытается ее удовлетворить и так далее. Невротичный человек, в отличие от здорового, избирает какую-то одну потребность и использует ее без разбору во всех социальных взаимодействиях. "Если он нуждается в любви, то должен получить ее от друга и врага, от работодателя и уборщика мусора". Короче говоря, потребность определенно имеет характер невротической, если человек неутомимо пытается превратить ее удовлетворение в способ жизни. Эти потребности направлены на других людей и влияют на отношение к ним. Если у человека есть, например, потребность, чтобы им восхищались, то другие превращаются в восхищенную публику. Если есть потребность быть всегда правым, то другие всегда неправы и грешны. Если есть потребность обижать других, и оставаться безнаказанным, то другие превращаются в слабаков и «невротиков». Если есть потребность принижать себя, другие превращаются в гигантов. Во-вторых, человек видит других в свете своих проекций. Проекция – это когда человек бессознательно приписывает собственные мысли, переживания и вытесненные черты характера другим людям. Он не знает, что идеализирует себя; вместо этого он идеализирует других. Он не знает, что сам себя тиранит – это другие тиранят его. Самую большую роль в отношении к другим играет вынесение на других собственной ненависти к себе. Он может ненавидеть всех, кто его окружает, и видеть в них жалких и ничтожных людишек. Если что-то идет не так, это они виноваты. Верить им нельзя. Нужно их изменить и переделать. Они бедные заблуждающиеся смертные, поэтому он, как Бог, должен отвечать за них. В обратном случае человек может воспринимать других, как судей, которые готовы обвинить его и вынести приговор. Они держат его в рабстве, издеваются над ним, принуждают и запугивают его. Они его не любят. Он им не нужен. Он должен их умасливать, и соответствовать их ожиданиям. Человек не знает, что выносит на других собственное отношение к себе. Он думает, что другие и есть такие, какими он их видит. Он не понимает, что фактически общается с самим собой. Он отвечает тому, что сам сказал за другого. Есть три способа искажения других путем проекций.
Рисунок другого человека становится искаженным и неверным. Естественно, что проекции осознать труднее всего, поскольку сам человек всегда уверен в том, что «видит других насквозь». В результате искажения других человек может все время чувствовать себя в опасности. Хоть он и считает, что умеет разбираться в людях, это не придает ему уверенности в себе. Когда человек чувствует себя уверенно? Когда он видит и себя и других реально, и может их оценить реально, а не в свете своих потребностей и проекций. Но невротичный человек глубоко не уверен в других. Он постоянно меняет о них свое мнение, свои оценки. Потому что колеблется и в оценке себя. Он может легко настроиться против человека, к которому относился с величайшим уважением, или потерять к нему интерес. Так же легко кто-то новый может подняться в его глазах. Невротичный человек не знает, как он относится к другому человеку, и как тот относится к нему. Он может называть его другом, но любой спор, любой слушок, любое недопонимание того, что друг говорит, делает или не делает, могут вызвать сомнения, или поколебать отношения до основы. Он не знает, можно ли другому доверять, на что вообще способен или неспособен другой – на какое благородство, на какую подлость; пусть даже он знает его много лет. К чему приводит эта фундаментальная неуверенность в других? Сознательно, или бессознательно, он ожидает от них худшего. И он просто боится других людей. Другие настолько искажены в его представлении, что он боится, что они причинят ему боль, и чувствует себя беспомощным перед ними. Он становится уязвимым со всех сторон. Его гордыню легко задеть и поколебать, несмотря на то, что на поверхности он может производить впечатление самоуверенного человека. В нем легко вызвать чувство вины или унижения, презрения к себе. Он требует от других того, чего они не могут ему дать. Поэтому он обречен на вечные расстройства. Он настолько враждебен к другим сам, что они в его глазах становятся куда более грозными, чем они есть на самом деле. И поэтому основная позиция по отношению к другим – оборонительная. Эта оборона может принимать как форму агрессии, так и форму заискивания. Из этой позиции, что нужно защищаться, обороняться, исходят все человеческие страхи. Точно так же, как ребенок вследствие своей тревоги, был вынужден искать особые пути обращения с другими людьми, так и взрослый человек должен, в свою очередь, найти такие пути. И он находит их. Или подавляет других, или нуждается в их любви и заботе, или старается стать свободным, независимым, и никак не связанным с другими. Во взрослом состоянии человек приобретает эту тревогу как бы с «процентами», которые наросли с раннего возраста за все годы сценарного развития. Чтобы завершить картину. Невротичный человек наделяет других таким сверхважным значением, что они становятся для него важными и незаменимыми. Зачем ему нужны другие? Другие должны подтверждать его ложные ценности. Они должны доказать ему, что он ценен, что он Идеальный. Он должен показать им, какой он хороший, удачливый, успешный, способный, интеллигентный, могущественный и что он может сделать с ними или для них. И, наконец, человек может нуждаться в других, чтобы защититься от ненависти к себе. Если бы не другие, он не смог бы обеспечить себя самым могучим средством защиты: выносить на них свою ненависть, все свои проблемы и неприятности. Поэтому может ли такой человек получать удовольствие от общения с другими? Нет. Он чувствует себя далеким от людей, не уверен в них, боится их. Почему? Потому что сам к ним враждебен. И все-таки они ему жизненно важны. Чтобы подвести общую черту, скажем, что отношения с людьми – решающий фактор в нашей жизни. Умение установить хорошие человеческие взаимоотношения благотворно влияет на внутренний рост личности. Поэтому знание себя, своих внутренних проблем и барьеров в достижении хорошего человеческого контакта особенно необходимо. Когда мы сможем отказаться от собственной идеи величия, обидчивости, требования особых привилегий, сможем стать гибкими в отношениях с другими людьми, перестанем искать ошибки в других людях, а не в себе, выносить на них свои проблемы, проявлять враждебность, считать себя правыми, мы можем порвать все те порочные круги, которые затягивают нас в невроз. Не стоит надеяться на то, что наши дела будут идти лучше, если мы поменяем работу, или партнера, или город, или страну. Даже самые лучшие изменения внешней ситуации сами по себе не принесут личностного роста. Ошибка таких ожиданий заключена в том, что мы недооцениваем те процессы, которые протекают внутри нас. Враг нашего роста – это наша Гордыня, которая удерживает от общения наше реальное Я. Что является главной целью нашей самореализации? Это не просто развитие наших особых дарований. Сердцевина процесса самореализации – раскрытие нашего человеческого потенциала. Следовательно, в центре него находится развитие нашей способности к хорошим человеческим отношениям.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|