Другие в нас и мы в других

 Другие в нас и мы в других
Нередко приходится слышать довольно самонадеянное мнение: "Я это Я!", "Это мое личное мнение!", "Это мой выбор!". Сейчас эта идея очень популяризируется и уже имеет свои негативные последствия. У заблуждений не может не быть негативных последствий (сплошное отрицание).

Восстанавливая справедливость хочется сделать отсылку к разделяемым во всем мире теориям формирования личности, которые как раз о том, что "Я" - это мои биологические программы, бессознательные импульсы, архетипы коллективного бессознательного, интериоризированные значения, символы, модели поведения. "Я" - это вобранные мною с детства смыслы - от родителей, воспитателей, учителей, из сказок, от авторов детских книг.  А еще "Я" - это только часть меня. Сколько слепых пятен, из которых я принимаю решения, но даже не осознаю источники.

Позже, после детства, мы более свободны (условно) в своем выборе авторитетов. Условно - потому что выбираем мы уже исходя из ранее сформированных установок. Условно - потому что в подростковом и юношеском возрасте имеет силу нонконформизм: "Я выбираю черное потому, что все выбирают белое". Условно свободный выбор - потому что наше сознание обусловлено текущей формацией и информационным полем. Наш мозг не может изобретать новые значения и смыслы в большом количестве. Крайне редко в нем создается что-то действительно оригинальное и не надо льстить самим себе.

Собственно говоря, мы состоим из других людей. Комбинации других в нас уникальны и в этом наши особенности. Мы можем выбирать этих других, на кого мы будем ориентироваться и выбирать пропорции. В этом наша свобода. Что-то больше, что-то меньше отзывается в нас. В нас таких, которыми мы дошли до сегодняшнего дня. Мы не появились из ничего. Мы создавались из других: в прямом и переносном смыслах.

У нас есть потребности, у мира есть возможности. О них мы узнаем от других людей и потом выбираем из всего веера, из всего меню, соподчиняя друг другу свои потребности, как нас учили это делать в детстве. Или как, опираясь на неродительский авторитет, мы разрешили себе что-то хотеть и удовлетворять это желание.

Одновременно кто-то строит себя частично и из нашего материала. Мы тоже "делаем чей-то день". 

Спасибо критичности, благодаря которой в нас не проникает все подряд из информационного поля, мы не заражаемся всеми подряд идеями и настроениями. Но и эта критичность как система в нас также кем-то создана (или недосоздана).

Могу ли я назвать хотя бы десять человек, которые меня формировали, кроме родителей и тех, кто совсем уж непосредственно участвовал в воспитании?

Каждый вносил свой маленький вклад. И даже маленькие дети, с которыми мы были еще в детском саду. Воспитатели, преподаватели, одноклассники, однокурсники, сотрудники, соседи, попутчики... Кто-то запомнился больше, кто-то меньше.

Память не настолько вместительна. И нужно ли человеку помнить детально "кто - сколько - когда". Наверное важнее просто осознавать и признавать эти вклады, уметь быть благодарными. Психотерапия позволяет осознать источники установок, которые являются тормозом к личностной самореализации, осознать и пересмотреть. Но психотерапия помогает не только в обнаружении травм и барьеров, но и опор, ресурсов.

Опоры... То, что помогает нам выстаивать, когда не просто. Это какие-то наши личные сильные качества, наши ценности, установки, смыслы. А источники их - другие люди... Не обязательно те, кто в настоящем с нами. Они могли остаться в далеком прошлом. Они могли жить задолго до нас и стать для нас опорой благодаря своему письменному посланию через века.



Небольшой цитатник из моего профессионального опыта. Клиенты о "других в себе".

"В такие минуты вспоминаю слова бабушки: "Самое страшное - война, дочка".

"Меня очень любила воспитательница в детском саду, косички мне заплетала, называла ласково".

"Я столько книг о полководцах прочитал!".

"Вчера случайно услышала разговор двух пожилых женщин в магазине. Одна ругала мужа такими словами, что мне стало страшно. Я не хочу до такой ненависти доводить себя. Лучше расстаться любя, чем жить вот так ненавидя" (развод состоялся).

"Откуда у меня верность? Ну это же ценность большая... Откуда... Я помню как плакала, рыдала безостановочно над "Альпийской балладой". Но там ведь не было про измену... Да... Там было про преданность..." (слёзы).



Просмотров: 412
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Кормим свой мозг" или что у нас в "сухом остатке"?
  • Принимай то, что можешь (про идею "принятия" и "непринятия" себя и других)
  • "Сколько раз тебе повторять" или "как мне повезло, что ты такой сообразительный"
  • "Нас выбирают, мы выбираем, как это часто не совпадает..."
  • "Мы выбираем, нас выбирают - как это часто не совпадает..."Почему?!
  • Как мне перестать быть "хорошей" и "удобной" для других?
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • "У нас Семья!" или "Нет, мы только вместе живем!"
  • Достаточно ли мы принадлежим себе? "Нарциссическое расширение" - что/кто это?
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Различие в подходах к лечению панических расстройств "у нас" и "у них".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • "Работа с МАК". Расклад "Что лучше для меня".
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Главный вопрос у "худеющих" клиентов - это как "любить себя?"
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • О том,что "Все в нас"... И немного об ответственности.
  • "Навсегда твой" или "зачем я только это сказал?!"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • "он назвал меня идиоткой, и я сразу поняла что это мой человек"
  • Молодая семья - это "мы" или все-таки два "Я"?
  • Девушка "номер 1"или "в запасе" , как это понять?
  • Семья - это когда мы "вместе" или "в месте"?
  • Еще не встретился "твой" человек. Как понять что это любовь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь