|
Что делать вместо критики (себя и других)Автор статьи: Крайнова Вероника Леонидовна
Продолжим тему про критику и самокритику. Мы говорили о том что критика ранит, демотивирует, невротизирует... Но что же делать вместо критики? Как отвечать на просьбы "Покритикуйте меня", как быть если Вы у себя заметили недостатки и начали себя ругать? Когда давным-давно я училась НЛП и коучингу, нас научили давать обратную связь высокого качества (ОСВК). Я уже давно ушла от НЛП и коучинга в сторону глубинной аналитической психотерапии. Однако принцип ОСВК считаю "золотым стандартом", и на мой взгляд его полезно было бы внедрить везде - в семьях, в школах и университетах, на работе. И я никогда не устану говорить об этом принципе. Итак, вот как даётся обратная связь высокого качества: 1. Сказать ,что было сделано хорошо. Это обязательно, потому что когда Вы отмечаете то, что было сделано хорошо - то во-первых Вы поддерживаете ОКейность (человек воспринимает себя "я - в порядке, я окей"), а во-вторых человеку важно знать свои сильные стороны. Это становится его опорой, фундаментом, и он сможет это повторять и развивать в следующий раз. 2. Сказать, что еще можно улучшить и как именно. Здесь Вы даёте человеку направление для роста, для развития и улучшения. Важно: в этой части мы НЕ говорим "ты сделал это плохо". Мы переформулируем: эту часть можно и нужно улучшить, вот так-то и так-то. Мы меняем подачу информации, и вместо того чтобы критиковать за ошибки и указывать на недостатки, мы показываем возможности для роста. 👠Например, подруга просит Вас покритиковать фотосессию, которую она сделала. Не воспринимайте слово "покритиковать" буквально. Сначала скажите о том, что Вам понравилось: "Мне очень понравилось, как ты подобрала образы и локации для фото, особенно хорошо было в парке и в кафе". А потом скажите, что еще можно улучшить: "И на мой взгляд, еще можно поработать над позированием, я видела классную подборку видео об этом у такого-то блогера". ⛱Если Вы руководитель, и сотрудник принес Вам сделанную работу, в которой Вы видите недостатки, то возможно первой мыслью будет указать ему на недостатки и рассказать ему где он неправ. Но если Вы всегда указываете сотрудникам на недостатки, и никогда не говорите о том, где они сделали работу хорошо - то есть риск что они перестанут верить в себя, потеряют интерес к работе и мотивацию, и начнут всё делать как попало - ведь босс всё равно постоянно ко всему придирается и недоволен. (Когда у меня был бизнес, я именно критикой испортила отношения с несколькими сотрудниками, их первоначальный энтузиазм пропал, они стали работать как попало, а потом вообще пришлось с ними расстаться) Поэтому вместо критики можно применить ОСВК: сначала говорите сотруднику, какие части работы он выполнил хорошо (чтобы он об этом знал и повторил это на том же уровне или лучше в следующий раз), а потом показываете ему, где и как можно улучшить (доделать эту работу или уже в следующий раз). 🤷♂Внимательный читатель наверно заметил, что про критику в этой инструкции по ОСВК ничего нет. Мы действительно нигде не говорим о том, что работа была сделана плохо или что фотосессия ужас-ужас. И это не случайно. Это про бережное отношение к человеку, и это может быть для кого-то очень непривычно. Но стоит уделить этому внимание, чтобы перейти на такой способ давать обратную связь. ❗Можно ли это применить к самим себе? И можно, и нужно! Если Вам привычно критиковать себя и указывать на недостатки - попробуйте вместо этого обратную связь высокого качества для самих себя. ❓Что Вы думаете об этом способе давать обратную связь, а не критиковать? Насколько это для Вас непривычно? Будете пробовать это по-отношению к себе и другим? P.S. Вы можете подписаться на мой Телеграм-канал, чтобы точно не пропустить новые материалы. Cсылка на него https://t.me/veronikakraynova
#вероникакрайнова_недовольство_собой Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|