|
Игровые методики в образованииАвтор статьи: Зоя Михайловна Клочева
Вашему вниманию предлагается работа на тему Игровые методики в дошкольном образовании. Трудно найти специалиста в области детской психологии и педагогики, который не касался бы проблемы игры, не выдвигал бы своей точки зрения на ее природу и значение, однако специальных исследований по этой проблеме очень мало. И это несмотря на то, что игровая деятельность широко используется в практических целях. Распространена специальная «игровая терапия», применяющая развернутые формы игровой деятельности для коррекции различных отклонений в поведении детей, для лечения психических заболеваний.
И, тем не менее, использующиеся в образовательном процессе игровые методики не имеют своей целью максимального обучающего и развивающего значения. Игры, игровые методики используются (за редким исключением) недостаточно осознанно, что снижает их эффективность. В данной работе впервые учитывается и развивающе-коррекционное воздействие определенных методик, и обучающее воздействие, и их влияние на социальную сторону жизни групп — комплексный подход. При этом основной упор делается на изучение влияния специально подобранных игровых методик на творческие способности дошкольников, и причину этого влияния. Объект данного исследования: дети дошкольного возраста. Предмет: различные игровые методики, стимулирующие творческие способности и мотивацию к творчеству. Цель исследования: исследовать влияние игровых методик на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста. Задачи: изучить теоретическую базу проанализировать направления и цели существующих образовательных программ и игровых методик, применяющиеся для детей дошкольного возраста составить программу проведения занятий с добавлением специально подобранных методик провести занятия, используя составленную программу дать рекомендации Гипотеза: Специальным образом подобранные игровые методики могут развить необходимые творческие способности дошкольников за счет улучшения мелкой моторики, изменения в межличностных отношениях, развития мотивации и личностной активности. Данная работа состоит из:
Двух глав:Теоретико-методологические основы игры в развитии дошкольника Исследование влияния различных игровых методик на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста на примере студии ГБОУ " Заключения Списка литературы Приложения, включающего в себя использованные игровые методики Проанализировав научную литературу по теме работы (что отражено в первой главе), можно утверждать, что игра занимает важное место в психическом развития ребенка. Как для развития мотивационно-потребностной сферы, так и для преодоления «познавательного эгоцентризма» и для интеллектуального развития. В игре происходит осознание себя ребенком, первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего ограниченного места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Имеющиеся игровые программы направлены на конкретные задачи и цели: подвижные игры — на развитие физических способностей, интеллектуальные — на развитие речи, внимания, слуха, памяти и проч. Но не встречается таких, где воздействие шло бы на одни свойства, а при этом в качестве результата вторично развивались бы другие. Чтобы доказать действенность такого подхода, был спланирован и реализован эксперимент, который проводился в студии ГБОУ " В экспериментальной группе на время практики были внедрены в учебную деятельность некоторые специально подобранные игровые методики. Сделано это было по возможности сбалансировано, чтобы не только не отвлекать группу от основного - создания поделки, но методики поспособствовали улучшению качества создаваемой работы, повышению мотивации к выполнению задания и усилению интереса к природе, семейной и общественной жизни, трудовой деятельности. В исследовании используются методы включенного открытого наблюдения, естественного эксперимента, анализирование результатов творческой деятельности детей, беседы, сравнительный метод (сравниваются две схожие группы дошкольников). Таким образом, сравниваются две равнозначные группы, занимающиеся схоже, идущие по одной программе, делающие в один и тот же день одинаковые поделки. При этом у экспериментальной группы сохраняется обычный ритм занятий (в том числе, сохраняется традиционная разминка), но при этом в программу добавляются опредленные игровые методики, что немного укорачивает время обычного занятия, но дает возможность для лучшего развития определенных функций (речи, мелкой моторики, мотивации и интереса к творчеству). В результате исследования по поставленным задачам были сделаны выводы: 1. При изучении теоретической базы выявлена двойственность ситуации с использованием в профессиональной педагогической деятельности игровых методик, и в целом двойственное отношение к игре дошкольника. С одной стороны, многие ученые, в том числе, классики отечественной и заграничной психологии и педагогики рассматривали и изучали феномен игры ребенка-дошкольника, с другой, знания достаточно разрозненны и хаотичны: каждый рассматривал какую-то определенную сторону проблемы, интегрированного представления не изложено. По отношению к игровым методикам так же: с одной стороны, они есть, при этом есть качественные и пройденные проверку, с другой — подавляющее большинство представленных читателю методики содержатся в популярной литературе, не имеют под собой достаточной научной базы и не заслуживают доверия. 2. Основное направление в дошкольных образовательных программах — развитие конкретных навыков и умений (творчество, языки, этикет и т. п.), для этого часто могут использоваться и игровые методики. Так же как и для развития необходимых психических процессов. Используются в качестве инструмента (например, обучение языку в игре-постановке или дыхательные упражнения для развития речи), но не самостоятельной деятельности, которая так же может вызвать интерес к обучению. 3. Для подтверждения гипотезы была составлена специальная программа с внедрением в обычную деятельность группы игровых методик, взятых из литературы, многие из упражнений были модифицированы под группу и конкретную ситуацию. Так же был составлен список дополнительных упражнений на случай, если что-либо из запланированного не пойдет в группе или будет не подходящим к запланированному моменту проведения. 4. Были проведены занятия по специальной программе. Занятия проводились 2 месяца, 1 раз в неделю (согласно расписанию). В то же время шло наблюдение за второй (контрольной) группой, с тем, чтобы на выходе можно было сравнить результаты. 5. Результаты 1-й (основной) группы показали успешность программы, поскольку в группе повысился уровень межличностного взаимодействия, улучшилась дисциплина, повысилось качество работ, усилилась мотивация к творческой деятельности и интерес к окружающему миру, дети стали чаще проявлять самостоятельность и в игре, и в творчестве, отстающие дети стали сильней, улучшилась психологическая атмосфера в группе. Гипотеза о том, что специальным образом подобранные игровые методики могут развить необходимые творческие способности дошкольников за счет улучшения мелкой моторики, изменения в межличностных отношениях, развития мотивации и личностной активности, подтвердилась. Учитывая успех проведения данной программы в коллективе, можно порекомендовать проведение и внедрение данной программы и далее в испытуемой группе. Для этого необходимо составление программы на полный учебный год и введение ее с самого начала занятий. Так же можно порекомендовать ввести программу в контрольную группу — с целью улучшения результатов ее деятельности, развития у детей творческих способностей, навыков, а, главное, мотивации к творчеству. Кроме того, можно порекомендовать программу в группы, имеющих детей с небольшими отклонениями, которые мешают детям сосредоточиться и раскрыться; на примере проведения в данном объединении, видно благотворное влияние на закрытых и бесконтрольно активных детей. Введение правильно подобранных игровых методик явно способствует развитию группового взаимодействия, взаимопомощи и сплочению коллектива, улучшению психологической атмосферы; поэтому можно порекомендовать так же в конфликтные группы. Либо же в группы, имеющие проблемы с успеваемостью по причине незаинтересованности. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. В Запорожец, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин) считают игру ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. По выражению С. Л. Рубинштейна, «в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности». Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношения к товарищам и взрослым. Для осуществления такой сложной деятельности как игра, носящей коллективный характер, необходима определенная самоорганизация. В ней, с одной стороны, благодаря ролевому действию происходит усвоение этических норм, с другой - формирование механизма личностного поведения, т. е. механизма подчинения своего поведения образу, данному в идеальной форме, в форме представления. Игровая роль создает благоприятные условия для следования правилам, подчинения непосредственных побуждений и мимолетных желаний более высоким мотивам. Произвольность возрастает с течением дошкольного периода. Это имеет важное значение для адаптации ребенка в последующей учебной деятельности и дальнейшей его жизни. Подчинение игровым правилам - есть школа произвольного поведения. В дошкольном возрасте игра является главным источником новых знаний, умений и навыков общения, что составляет начальную базу для дальнейшего развития, обучения и комфортного существования в обществе. Игровые методики необходимы в образовательном процессе дошкольников. Тем важнее грамотно составленные программы. Нужно не ограничиваться прямым воздействием игровых методик на конкретные психические процессы (мышление, память, внимание и т. д.) или развитие конкретных навыков и умений, но учитывать комплексное и вторичное влияние. Возможность игры заинтересовать дошкольника, мотивировать его собственное желание развиваться, учиться, познавать себя и мир, осваивать новые навыки — несомненное достоинство игровых методик, особенно, учитывая естественность игры и ее ведущую деятельность в этом возрасте. При правильном подборе упражнений ребенок будет всесторонне развиваться, а, главное, делать это с удовольствием и по собственному желанию. Что так же облегчит задачу педагогу и сделает работу более творческой и свободной. А это, безусловно, так же положительно повлияет на общий ход совместной деятельности. Все материалы являются объектом авторского права © Клочева З. М., 2015 Если моя статья оказалась Вам полезной, буду признательна, если выразите это, нажав на значок "Сказать спасибо" (хочется, чтобы была обратная связь). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|