|
Психолого-медико-педагогическая служба: здоровьесберегающие технологии в школеАвтор статьи: Шевелёва Елена Витальевна
В современном образовательном процессе школьная Психолого-медико- педагогическоя служба школы (ПМПС) является необходимым здоровьесберегающим компонентом системы образования. Целесообразность функционирования ПМПС определяется актуальными потребностями школы в эффективной организации учебно-воспитательного процесса обеспечивая успешную социальную адаптацию учащихся, развитие их индивидуальных особенностей, творческого отношения к жизни и укрепление физического и психического здоровья. Доктор психологических наук, профессор, специалист в области детской и возрастной психологии И.В. Дубровина, рассматривая психологическую службу в практическом аспекте полагает, что целью психологической работы с детьми может стать психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие – условием и средством достижения этой цели. Цель деятельности психолога, работающего в парадигме здоровьесберегающего сопровождения – это создание специальных условий для полноценного развития и успешного обучения ребенка и подростка в конкретной социально-педагогической ситуации. Долгие годы психолог нес на себе функцию корректора отклонений: пришел, организовал воздействие, изменил. Цели и задачи современной службы сопровождения обосновано понятием Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Зона ближайшего развития предполагает, что на каждом этапе взрослый задает ребенку определенные задачи, включая его в окружающий мир – то есть совместное действие и проживание с ребенком определенного отрезка его жизни. Так, примером, организации эффективного психологического сопровождения, может быть имеющийся обширный опыт создания Психолого-медико-педагогической службы (ПМПС) на базе современной частной школы-лицея «Туран» (г. Алматы). В основу модели Психолого – медико- педагогической службы школы-лицея положена идея профессионального сопровождения образовательного процесса направленного на проектирование социально-психологических условий, способствующих развитию творческой, саморазвивающейся, профессионально ориентированной личности, сохранению и укреплению здоровья, успешному обучению, позитивной адаптации, социализации, личностному развитию учащихся в ситуациях школьного взаимодействия. Психолого-медико-педагогическая служба школы-лицея представлена опытными квалифицированными кадрами: четыре психолога, два логопеда, врач-невропатолог и врач-педиатр. Все специалисты службы имеют профессионально оборудованные кабинеты: кабинет психолога, врача, логопеда и комната психологической разгрузки – что даёт возможность качественно проводить профилактические, лечебные, психолого-коррекционные и консультативные виды работы. ПМПС лицея имеет обширную систематизированную научно – методическую, медицинскую базу и материальную базу способствующую качественной и продуктивной работе службы. Основные цели работы ПМПС – создание оптимальных социально-педагогических, психологических и здоровьезберегающих условий развития и функционирования личности учащихся; использование педагогически целесообразных мер воздействия на личность учащихся в индивидуально- ориентированном подходе; оказание помощи, поддержки в реализации социальных потребностей учащихся лицея и педагогического коллектива; психологическая помощь в преодолении средовой адаптации и укрепление психического и физического здоровья. С каждым ребенком ведется непрерывная работа – от диагностики при поступлении до психологической помощи перед экзаменами или ЕНТ. Реализация целей психолого-медико-педагогического сопровождения современного образовательного учреждения предполагает решение следующих задач:
Деятельность психолога в рамках здоровьесберегающего сопровождения предполагает:
Деятельность логопедов направлена на своевременное определение и устранение нарушений речи, на формирование правильного произношения, на развитие связной устной и письменной речи, что существенно влияет на успешность обучения. Врачи осуществляют медицинское сопровождение осуществляется путем диагностики, «Д» наблюдения и проведения при необходимости курсов медикаментозного лечения, физиопроцедур, лечебного массажа и общеоздоровительных мероприятий, таких, как фитотерапия, санация хронических очагов инфекций, что позволяет снизить количество обострений, а в ряде случаев добиться стойкой ремиссии. В течение всего года проводятся наблюдение за здоровьем учащихся и проводят курс медицинских мероприятий, направленных на оздоровление и успешную адаптацию детей к учебному процессу. Осуществляется и фиксируется контроль за своевременностью проведения профилактических курсов лечения учащихся и консультаций узких специалистов. Врачами службы ведется работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебном процессе. В динамике отслеживается и фиксируется состояние здоровья учащихся. В решении всех проблем, специалисты службы руководствуются интересами ребенка и задачами его всестороннего и гармоничного развития. За счёт эффективности проводимых профилактических мероприятий ПМПС прослеживается уменьшение влияния школьных факторов риска на психологическое и физиологическое развитие и здоровье детей в целом. Смысл любого учреждения образования – содействовать взрослению ребенка, постепенно готовить его к самостоятельной жизни в современном обществе. Научно-методический, профессиональный опыт организации Психологической службы в образовательном учреждении, показывает неоспоримую эффективность комплексного подхода специалистов различных профессий в сохранении психического, соматического здоровья и социального благополучия участников образовательной среды: учащихся, родителей, педагогов, обеспечивая тем самым положительное влияние на процесс и качество обучения. Список литературы:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|